«Травиата» – это бессмертная «Дама с камелиями»

Traviata_c
«Травиата» – это опера о силе любви

«Вчера вечером провалилась “Травиата”, – написал Джузеппе Верди после премьеры спектакля в венецианском театре «Ла Фениче» 6 марта 1853 года. – Я ли повинен в этом или певцы? Будущее покажет». Будущее показало, что маэстро был ни в чём не виноват. И в этом можно убедиться, придя в Мариинский театр 22 апреля.

Из Мари в Маргариту  

«Травиата» – произведение зрелого Верди (его 18-я опера). Написал он её в 1853 году. Известно, что сюжет оперы заимствован из драмы «Дама с камелями» Александра Дюма-сына, специализировавшегося на борьбе с ханжеством. В своих произведениях Дюма-сын поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, необходимости развода, свободном браке, святости семьи, роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Дюма сам был внебрачным ребёнком. Дюма-старший узаконил рождение сына, когда мальчику шёл седьмой год, и отправил его в элитный пансион, где он страдал от унижений и насмешек в связи с его внебрачным и незнатным происхождением (мама была простой парижской работницей).

Сюжет романа «Дама с камелиями», что называется, основан на фактах из реальной жизни. Прототипом главной героини Маргариты Готье послужила знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди её поклонников был и Дюма-младший, который в то время только начинал пробовать себя в литературе. По слухам, разрыв между Дюплесси и Дюма произошёл по настоянию его отца, который отправил сына в длительное путешествие. Когда молодой Дюма вернулся в Париж, Дюплесси уже не было в живых – она умерла от чахотки.  

Дюма-младший переработал роман в пьесу, но несколько лет, а если точно, четыре года – с 1848-го по 1852-й (интересно, что это были революционные годы Второй республики), не мог поставить её из-за противодействия цензуры, которая считала его произведение безнравственным и аморальным. И всё же «Дама с камелиями» пробила путь на сцену, и её ждал большой успех во всех театрах Европы. На парижской премьере побывали Джузеппе Верди и его и вторая жена Джузеппина Стреппони. «Когда Джузеппе и Джузеппина вместе смотрели пьесу по роману Дюма, оба были потрясены до слёз», – сообщает критик Христина Батюшина

Верди тут же взялся за написание оперы по мотивам «Дамы с камелиями», несмотря на то что ещё не закончил «Трубадура». Либретто писал Франческо Мария Пьяве, давний сотрудник Верди. Композитор активно вмешивался в этот процесс, настаивая на сжатости действия.

Из Маргариты в Виолетту

«Идея композитора была дерзостно смелой. На оперную сцену в качестве главной героини должна была выйти “падшая” (traviata переводится с итальянского как “сбившаяся с пути” – прим. Д.Ж.) женщина. Она оказывалась благородным и чистым человеком, противостоящим светскому обществу. Если героини, напоминавшие Маргерит Готье – “даму с камелиями”, – появлялись в драме и романе, то в опере до тех пор им не было места», – отмечает советский музыковед Абрам Гозенпуд

«Самопожертвование – одна из центральных тем романтизма, и сюжеты опер XIX века немыслимы без самоотверженных женщин. Они бросают семью и родину, прыгают со скал, подставляются под нож и т. п., но их подвиги всегда совершаются ради любимого. В галерее жертвенных героинь Виолетта Валери стоит особняком, поскольку она отдает всё, что у неё есть, ради блага совершенно незнакомого ей человека: более высокий поступок трудно себе представить, – растолковывает Христина Батюшина. – Травиата – заблудшая, оступившаяся Виолетта – невольно перегородила путь к счастью юной женщины и теперь должна этот путь освободить. Последний шаг “травиаты” на “кривой дорожке” её жизни – шаг настоящей мученицы, и “павшая” взлетает на недосягаемую нравственную высоту. Всматриваясь в “Травиату” под этим углом зрения, можно увидеть в ней не только красивую до сентиментальности историю обречённой любви, не только социальную критику, которая обличает двойную мораль и общественные предрассудки, но и драму тяжелейшей внутренней борьбы, откуда героиня, несмотря на гибель, выходит победительницей».

«Создание “Травиаты” свидетельствовало о коренных изменениях в оперной эстетике Верди. Начиная с “Риголетто” место броской внешней театральности занимают яркая контрастность, драматизм, правда психологических характеристик, – продолжает Гозенпуд. – Это самое задушевное и поэтическое произведение Верди. В нём с необычайной силой показана трагедия женщины, павшей жертвой общественных предрассудков. Все средства выразительности подчинены этой задаче».

Критик обращает внимание на то, что «музыкальный язык оперы прост, демократичен, пронизан песенными и танцевальными ритмами современности, глубоко и правдиво раскрывает внутренний мир героев и окружающую их среду… по-новому композитор трактует вокальные формы».

«Травиата» – это опера о силе любви. Именно любовь преображает Виолетту. Вначале она полностью сливается со средой, в котором она живёт, со всем этим полусветом, обитатели которого не задаются вопросом – пить или не пить? Конечно, выпьем! Но чувство к Альфреду пробуждает в ней, «падшей» женщине, благородство, доходящее до самопожертвования. Но, с другой стороны, это благородство, заключающееся в обязательстве расстаться с Альфредом, чтобы не порочить честь его провансальской семьи, а главное – его сестры, которой вскоре предстоит выйти замуж – расплата за ту беззаботную жизнь, что она вела прежде в Париже: она хотела быть свободной и беспечной. Можно сколько угодно сетовать на ханжество и лицемерие общественной морали, но всё имеет свою цену, за всё надо платить. В «Травиате» Верди, как до этого в «Риголетто» и «Трубадуре», а потом в «Силе судьбы», обращается к теме Рока. Любовь Виолетты и Альфреда заранее была обречена на смерть. Прошлое девушки не могло не напомнить о себе и погубить её.

Полный провал

Премьера «Травиаты» провалилась. И причиной тому была женщина. А именно исполнительница главной роли Фанни Сальвини-Донателли. Певице шёл 39 год, она была довольно полной, а значит, плохо подходила на роль красивой молодой, но чахоточной женщины. В третьем акте, когда врач объявил, что болезнь Виолетты ухудшилась и жить ей осталось считанные часы, зрители премьеры разразились смехом, а один из зрителей выкрикнул: «Я не вижу никакой чахотки, только водянку!». Несовпадения внешности актрисы с образом Виолетты Верди и опасался. Через либреттиста Пьяве он передал дирекции венецианского театра «Ла Фениче» свои сомнения по поводу Сальвини-Донателли. Виолетте требуется певица, настаивал композитор, «с элегантной фигурой, молодая и страстно поющая». Но его просьба не увенчалась успехом, а её игнорирование обернулось провалом премьеры.

Не поняла публика и того, почему артисты были наряжены в костюмы её времени. «Травиата» стала первой «современной оперой», чьи герои не были отделены от зрителя историей, и это было непривычно для тогдашней аудитории, которая привыкла в тому, что в опере обыгрываются сюжеты старины глубокой.

Однако Сальвини-Донателли была прекрасной певицей. По свидетельствам современников, её ария в первом действии «Быть свободной, быть беспечной» зал встретил бурными аплодисментами. Критик из La Gazzetta di Venezia написал на следующий день: «Сальвини-Донателли исполнила те колоратурные пассажи, которых маэстро написал так много, с неописуемым мастерством и совершенством. Она покорила театр». Прелюдию оркестра публика приняла так хорошо, что начала кричать, призывая Верди на сцену ещё до того, как поднялся занавес в первом акте, и композитор вынужден был подчиниться зрителям. Но во втором акте, когда была обозначена тема чахотки и скорой смерти главной героини, всё пошло под откос: публика смеялась тогда, когда должна была плакать, остряки отпускали шуточки.

Год спустя Верди поставил «Травиату» вновь в Венеции, но в другом театре – в Театре Сан-Бенедетто. Он немного сократил текст оперы. На сей раз артисты были в старинных костюмах, действие разворачивалось в декорациях, которые отправляли зрителя в начало XVII века. Успех был бурный, чему во многом способствовало то, что партию Виолетты исполняла певица Мария Специа-Альдигьери). Вслед за этим «Травиату» поставили в Неаполе и в других итальянских городах, а затем и за рубежом, в том числе в России (русская премьера прошла в петербургском Большом (Каменном) театре 20 октября 1856 года в исполнении Императорской итальянской оперной труппы). Правда, вскоре Верди вернул действие оперы в то время, в которое оно разворачивалось изначально, но это никак не повлияло на восприятие произведения. И надо отметить, что Верди пробил дорогу на сцену куртизанкам и дамам полусвета. Через сорок с небольшим лет после «Травиаты» появится «Богема» Джакомо Пуччини с Мими (тоже чахоточной) и Мюзеттой, а в 1906 году появится «Дон Кихот» Жюля Массне, где Дульсинея выведена откровенной жрицей любви.

Клубные нравы в Мариинке

Сейчас в Мариинском театре «Травиата» идёт в постановке режиссёра Клаудии Шолти. «В Мариинском театре оперу о трагедии нездоровой женщины в нездоровом обществе поставили женщины: режиссёр Клаудиа Шолти, художник-постановщик и художник по костюмам Изабелла Байвотер, художник по свету Дженнифер Шривер, – уточняет Христина Батюшина. – Мир они уподобили огромной пёстрой карусели; в этой карусели едут люди, летит отведённое им время, мелькают картины их жизни. Кто-то предпочитает “откататься”, не приходя в сознание, но есть и те, кто способен остановить её бег. Спектакль понравится как любителям традиционных “Травиат” (чего стоят одни наряды и прически!), так и тем, кто ждёт особого мнения от режиссёра: культура поведения в парижском салоне времён Второй империи напомнит о нынешних клубных нравах, а во многих штрихах постановки улавливается тонкая режиссёрская ирония над жанром» (Шолти в основном известна как кинорежиссёр).

Но главное, ради чего стоит прийти на «Травиату» – это музыка Верди. Революционная для того времени, когда он написал эту оперу, а сейчас она с её знаменитыми ариями и дуэтами входит в топ оперной классики. Кстати, Дюма, побывав на «Травиате», заявил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей “Даме с камелиями”, но Верди обессмертил её».

Познакомиться с «Травиатой» в редакции Клаудии Шолти можно 22 апреля, причём дважды, придя в Мариинский театр в 14 или 19 часов. Спектакль идёт на новой сцене.

Дмитрий Жвания

Вам будет интересно