Октябрь в Мариинском театре заканчивается «Силой судьбы». Именно так называется опера зрелого Джузеппе Верди, написанная им специально для Большого каменного театра в Санкт-Петербурге по одноимённой драме испанца Анхеля Переса Сааведры 160 лет назад — в 1862 году.
«Сила судьбы» – единственная опера Верди, заказанная у него русским театром. И нельзя сказать, что русская публика её приняла на ура. «Первая постановка “Силы судьбы” в Петербурге прошла с успехом, хотя достоинства произведения не были полностью оценены, – рассказывает историк оперы Абрам Гозенпуд. – Факт заказа оперы иностранному композитору при полном пренебрежении отечественной музыкой возмутил русскую общественность, тем более что на постановку была израсходована огромная сумма. Справедливо негодуя на это, критика, за исключением Александра Серова, не сумела дать объективную оценку произведению Верди. У привилегированных же слушателей “Сила судьбы” не имела успеха из-за мрачности сюжета, сложности музыки и выдержала только 19 представлений».
Да и сам Джузеппе Верди критически оценил своё детище, рождённое им для русской аудитории. Он внёс изменения в партитуру и либретто (первый вариант написал Франческо Мария Пьяве, а редактировал его Антонио Гисланцони, будущий либреттист «Аиды»). Для постановки в миланском «Ла Скала» Верди написал новую увертюру, перестроил массовые сцены, особенно солдатские, заново сочинил терцет в финале и изменил развязку спектакля, в результате чего одной смертью в опере стало меньше.
Смысл оперы «Сила судьбы» заключён в её названии. Маэстро, как и до этого в «Риголетто», размышляет о фатальности.
Дочь маркиза ди Калатравы Леонора полюбила потомка королевского рода инков, перуанца Альваро. Маркиз и слышать не хочет об их свадьбе. Для него Альваро – представитель низшей расы, язычник. Однажды ди Калатрава застаёт Альваро в комнате дочери и, будучи уверенным в падении девушки, осыпает инка оскорблениями. Альваро сдерживает себя. Он клянётся, что Леонора всё ещё невинна, и даже изъявляет готовность принять смерть от шпаги оскорблённого маркиза. Но тот отдаёт слугам приказ пленить Альваро, который, чтобы защитить себя, достаёт пистолет, но, не желая прибегать к оружию, отбрасывает его. Пистолет ударяется о пол, раздаётся случайный выстрел – пуля смертельно ранит маркиза, и он, умирая, проклинает дочь. Альваро убегает.
Брат Леоноры, дон Карлос, желая отомстить за смерть отца, разыскивает её и Альваро, но все его усилия тщетны… Тем временем начинается война с Австрией. Альваро и дон Карлос под чужими именами записываются в армию, и встречаются на театре боевых действий в Италии. Федерико Эррерос (Альваро) спасает дона Феличе де Борноса (дон Карлоса), на которого напали азартные дебоширы. Не зная, кто его спас, дон Карлос торжественно клянется Альваро в вечной дружбе. Но и Альваро не подозревает, кого он спас. В сражении Альваро получает тяжёлое ранение, и его выручает дон Феличе (дон Карлос). В итоге выясняется, кто есть кто. После выздоровления Альваро принимает вызов дон Карлоса на дуэль, в которой побеждает своего соперника: он полагает, что убил брата возлюбленной, но тот выживает.
Проходят годы. У монастыря Мадонны ангелов много лет в пещере живёт отшельник – на самом деле это Леонора, которая в мужском костюме получила благословение на отшельничество от настоятеля монастыря. Собираются нищие, они раздосадованы тем, что брат Рафаэле не служит больше, так как наложил на себя суровое покаяние. Появляется дон Карлос. Он узнаёт в Рафаэле Альваро. Опять начинается поединок, на этот раз у пещеры, где скрывается Леонора, в котором вновь побеждает Альваро. Леонора обнимает смертельно раненного брата, а тот напоследок убивает её ударом кинжала. Альваро в отчаянии, проклиная злой рок, кончает жизнь самоубийством.
Вот такой сюжет. В «Риголетто» хватило одного проклятья старика-аристократа, чтобы в финале произошла трагедия. В «Силе судьбы» погибли все три протагониста. А как иначе, если, помимо маркиза ди Калатравы, проклятья раздают и другие персонажи? В новой редакции Верди отказался от самоубийства Альваро, но в постановке Мариинского театра оно осталось.
«По мрачности колорита, безысходности и неотвратимости трагической развязки “Сила судьбы” может поспорить с “Трубадуром”. Как можно заключить из текста, этот безнадёжный колорит обусловлен предопределением, “силой судьбы”. Однако фаталистическая концепция всемогущего рока, условные и неправдоподобные ситуации, запутанность интриги побеждены мощью гениальной музыки. В опере личный конфликт слит с социальным, политическим, показано растлевающее воздействие войны на сознание человека. Сцены в армейском лагере полны ярчайшей реалистической силы, рисуя охваченных жаждой наживы наёмников, славящих войну», – считает Абрам Гозенпуд.
«Увертюра – быть может, лучшая из вердиевских увертюр, – насквозь драматична; в ней используются фрагменты из нескольких арий следующих за нею действий, а также короткая гневная мелодия, порой называемая мотивом судьбы» – это уже мнение историка оперы Генри У. Саймона. «“Сила судьбы” демонстрирует нам композитора в полной зрелости его таланта, то есть в тот период его жизни, когда он уже сочинил свои великие оперы, принесшие ему огромную славу: “Риголетто”, “Трубадура” и “Травиату”. Верди был уже поистине знаменитым – сенатором в своей родной Италии, известным во всей Европе», – напоминает он.
В Мариинском театре «Сила судьбы» идёт в постановке британского режиссёра Эладжи Мошински, который не стал экспериментировать с переносом оперы в другое время, наряжать героев в военные костюмы ХХ века (художник по костюмам – британец Питер Дж. Холл), вооружать их береттами и прочее. Действие, как и у Верди, разворачивается в конце XVIII века.
Спектакль пройдёт 31 октября 2022 года на главной сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания