По инициативе губернатора парламент Петербурга рассматривает поправки в охранный закон, которые позволяют снести две сотни старинных домов. Большинство из них — в кварталах малоэтажной застройки возле Нарвской заставы. Народ против. Но не весь.
22 февраля 2023-го Законодательное собрание Санкт-Петербурга в первом чтении (то есть концептуально) одобрило абсолютным большинством голосов губернаторскую инициативу о коррекции городского закона об объединённых охранных зонах (№820-7). Таким образом, разрешается снос без восстановления внешнего облика 189 старинных зданий.
Закон №820-7 «О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» был принят в 2008 году. Он устанавливает, что и как можно строить и реконструировать в городе с учётом исторической ценности сложившейся застройки. В центре Петербурга под охраной все дома, сооружённые до 1917 года, в кварталах советского периода — до 1957-го.
«Под раздачу» губернаторских поправок попадают:
Во-первых, восемь зданий на проспекте Обуховской обороны (в том числе школа, где училась муза блокадного Ленинграда Ольга Берггольц). Снос этих домов связан с проектом строительства Большого Смоленского моста через Неву.
«Родина на Неве» уже публиковала материалы на эту тему, с которыми можно ознакомиться здесь и здесь. Начать сооружать переправу планировалось уже в нынешнем — 2023-м — году. Хотя полноценное финансирование проекта, по крайней мере, в ближайшей перспективе — под вопросом.
Во-вторых, предполагается допустить снос около двух десятков зданий складов купцов Кокоревых, расположенных между линией Октябрьской железной дороги близ Московского вокзала и Лиговским проспектом. Эти постройки «мешают» проекту вокзала Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург, который хотят разместить именно тут.
Об этой истории «Родина на Неве» тоже публиковала статьи, которые можно прочитать здесь и здесь. Строительство ВСМ остаётся под вопросом. При этом специалисты не отрицают, что даже без этой магистрали Московскому вокзалу нужен дублёр. Правда, не на Лиговском проспекте, а, например, в Обухово.
В-третьих, почти сотня домов и ещё около семи десятков зданий в малоэтажных кварталах близ Нарвской заставы, для которых допускается «реновация» (включены в программу «Развитие застроенных территорий»), которая фактически тоже означает снос с возведением многоквартирных «человейников».
Вот об истории этих кварталов, а также борьбы за их сохранение, и поговорим.
Территория ограничена Промышленной улицей, проспектом Стачек, Новоовсянниковской, Баррикадной, улицами Трефолева и Калинина. Площадь квартала — 105,2 гектара. Этот район «застроен преимущественно индивидуальными жилыми домами 1949-1952 годов постройки, также присутствуют дома 1930 и 1955 годов». По адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» расселению и сносу здесь подлежит 97 домов, 63 здания — расселению и реконструкции.
Кстати
Во второй половине XIX века эти территории, примыкавшие в Путиловскому заводу и расположенному за ним портом активно развивались, здесь же возникали в большом количестве и другие предприятия. Их работникам нужно было где-то поблизости жить. Соответственно, тут строились дома (деревянные двухэтажные, в основном, барачного типа), в которых рабочим и их семьям сдавались комнаты и углы.
В 1920-е годы здесь началась масштабная реконструкция, в результате которой район должен был стать «образцовым в архитектурном и санитарно-гигиеническом отношениях». В частности, в 1925-1927 годах Тракторная улица по проекту ведущих ленинградских архитекторов была застроена 16 трёх- и четырёхэтажными домами с квартирами в две, три и четыре комнаты, рассчитанными на одну или две семьи. При этом изучался зарубежный опыт создания «рабочих» кварталов. Хотя имелся и дореволюционный российский.
После Великой Отечественной войны, в ходе которой деревянные дома вокруг за около Нарвской заставы либо были уничтожены, либо значительно пострадали от обстрелов и пожаров, возник проект застройки прилегающих кварталов «коттеджами» и «таунхаусами».
Это не единственный пример в послевоенном Ленинграде. В частности, аналогично спланировано и застроено несколько кварталов за Невской заставой — в районе улиц Седова и Бабушкина (недалеко от нынешней станции метро «Елизаровская»). В строительстве были задействованы немецкие военнопленные. По некоторым данным, за основу проектов коттеджей были взяты трофейные архитектурные разработки.
Тем не менее, авторство планировки и застройки этих кварталов большинство источников приписывает Валентину Александровичу Каменскому (1907-1975), который в 1951-1971 годах был главным архитектором Ленинграда, и Виктору Фёдоровичу Белову.
Виктор Фёдорович Белов (1911-1969), выдающийся ленинградский архитектор, уроженец Тверской области, сын крестьянина, ставшего рабочим. В 1936 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. По его проектам (и в соавторстве) в горде на Неве построены малоэтажные жилые дома в Автово и на Малой Охте, школа на улице Маяковского, 24, типовые кинотеатры («Слава», «Максим», «Руслан» и др.) и двухэтажные торговые центры в спальных районах города, здания Онкологического института в Песочном и жилой дом «Дворянское гнездо» на Петровской набережной, 4. Участник Великой Отечественной войны, по возвращении с фронта вновь работал в институте «Ленпроект», где с 1948 года руководил архитектурной мастерской №8, одновременно преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Занимался восстановлением разрушенных домов на Петроградской стороне, в Кировском районе и в Петергофе, автор проектов планировки и застройки проспектов Карла Маркса (ныне Большой Сампсониевский), Энгельса, Лесного, Мориса Тореза, Светлановской площади и др.
Застройка «коттеджных» кварталов у Нарвской заставы состоит из двух- и трёхэтажных домов восьми типов. Здесь есть и квартиры в три уровня с отдельным входом и подвалом. Как правило, тут небольшие кухни (как и в большинстве домов советских времён), газовые колонки, деревянные перекрытия, стены оштукатурены по дранке. Двух- и трёхкомнатные квартиры «оснащены просторными ванными комнатами». Постройки окружены озеленёнными придомовыми территориями.
«В середине 1990-х некоторые состоятельные петербуржцы выкупили коттеджи целиком, это позволяло иметь собственный дом в городской черте. К тому же, данный тип застройки пользуется популярностью у юридических лиц, желающих приобрести отдельно стоящее здание с целью последующего перевода в нежилой фонд. Популярно увеличение площади строения (или квартир на последних этажах) за счёт оборудования мансард. В то же время, учитывая более чем полувековой возраст таких домов, состояние многих из них оставляет желать лучшего», — констатируют агентства недвижимости.
Кварталы у Нарвской заставы попали в число других 23-х под действие закона «Развитие застроенных территорий в Санкт‑Петербурге» в 2008 году. Изначально они были включены в программу РЗТ до 1 января 2023 года, но к этому сроку компания «СПб Реновация», которой «на откуп» отданы эти кварталы, так и не начала здесь никакие работы. Осенью 2022-го Законодательное собрание Санкт-Петербурга отодвинуло срок до 2029-го.
Осенью 2022 года Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела, поскольку в решениях о судьбе микрорайона было выявлено превышение должностных полномочий и мошенничество. Тогда же жители подали коллективный иск в суд с требованием исключить эти кварталы Нарвской заставы из программы реновации. 3 марта 2023-го Городской суд Санкт-Петербурга отклонил этот иск.
Значительная часть местных жителей продолжают бороться за его сохранение — проводят сходы, обещают подать в суд новые иски. Ряд депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга (причём представляющих разные партийные фракции) обещают внести и «продавливать» поправки в губернаторский законопроект, чтобы сохранить малоэтажную застройку близ Нарвской заставы (или хотя бы отсрочить её «реновацию»).
Впрочем, среди обитателей этих кварталов есть немало сторонников реновации, то есть переселения в новые квартиры. Какая категория составляет большинство, определить сложно.
Для справки
Компания «СПб Реновация» основана осенью 2009 года для реализации проекта «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге», в который вошли 22 квартала в 9 районах города (свыше 900 гектаров). Фирма создана братом губернатора Московской области Максимом Воробьёвым, совладельцем Evraz Александром Абрамовым и бывшим директором компании «Главстрой» Артуром Маркаряном.
Летом 2020 года «СПб Реновация» компания заключила партнёрское соглашение с одним из крупнейших московских девелоперов ГК «Самолёт». По сообщениям в СМИ, «СПб Реновация» теперь реализует проекты под брендом «Самолёт», за это новый партер получил 5% акций застройщика и право увеличить со временем эту долю до контрольного пакета.
На данный момент компанией начаты работы в восьми кварталах из 22-х, завершены — по двум, расселено более 700 семей, снесено 90 зданий. Всего по программе предполагалось снести 1,2 тысячи домов, а на их месте построить восемь миллионов квадратных метров нового жилья. За более чем десятилетие компанией якобы построено около одного миллиона «квадратов», в работе находится ещё 312 тысяч м2 жилых и коммерческих площадей.
Внеся за право работать в Петербурге с хрущёвками и другими домами, «претендующими» на реновацию, около 400 миллионов рублей, компания должна была реализовать свой масштабный проект к 2019 году, но по истечении этого срока договор продлили ещё на 10 лет.
Между прочим, слово «реновация» (от латинского renovatio — «обновление») означает процесс улучшения, реконструкции, реставрации объекта без разрушения его целостности. В реальности всё происходит совершенно иначе. Или не происходит вообще…
Игорь Теплов
Использованы фотографии с сайта «Городская программа “Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга”», паблика «Нарвская застава» соцсети «ВКонтакте» и справочных ресурсов Интернета