Проект вокзала высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва как бы пересмотрен, но терминал всё равно хотят «впихнуть» на Лиговский проспект. Что же изменилось в принципе? Да ничего.
Как сообщили на днях петербургские СМИ, рабочая группа из представителей Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга и ОАО «Российские железные дороги» договорилась старинные склады Кокоревых на Лиговском проспекте, 50, более-менее сохранить. Они должны быть не снесены, а реконструированы. То есть их якобы и превратят в терминал.
«Основной удар» придётся теперь на примыкающий к складам комплекс зданий шоколадно-бисквитной фабрики АО «Блигкен и Робинсон». Правда, по предыдущему проекту его тоже предполагалось снести и организовать на этом месте сравнительно небольшую привокзальную площадь.
«Родина на Неве» уже рассказывала, что первоначальный проект терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва предусматривал размещение на территории Кокоревских складов (в основном, должны были исчезнуть) и шоколадной фабрики (полный снос) нового вокзала, транспортных проездов и пешеходных проходов, стоянок автобусов и такси. «Под нож» предполагалось отправить два десятка старинных зданий.
Кстати
Пассажиропоток при этом сориентирован на станции метро «Площадь Восстания» и «Маяковская», а в туманной перспективе — на станцию метро «Лиговский проспект-2», которую предполагается соорудить на месте дома №52 (построенный в советское время административный корпус, сейчас используется как бизнес-центр).
Два непосредственно примыкающих к железнодорожным путям корпуса Кокоревских складов предполагается превратить в амбаркадеры/дебаркадеры, то есть проложить сквозь них рельсы для скоростных поездов (остаются внешние стены по длинным сторонам, навес/крыша, а с торцов этих корпусов создаются некие арки для прохода составов). Видимо, тут же организуются и перроны. То есть РЖД всё равно «отгрызают» у города дополнительные территории для новых путей.
С полным сносом зданий шоколадно-бисквитной фабрики «Торговый дом Блигкен и Робинсон» тоже могут возникнуть проблемы, поскольку на её территории сохранилось четыре здания дореволюционной постройки. Правда, тут в советское время всё многократно переделывалось так, что «отделить зёрна от плевел» будет непросто.
Кстати
Граждане США Иосиф Блигкен и Макс Робинсон учредили своё товарищество и открыли бисквитную фабрику в Санкт-Петербурге в 1877 году. Первоначально предприятие располагалось на углу набережной Обводного канала и Измайловского проспекта. Здесь производили шоколад, печенье, мармелад, карамель, драже, пастилу, пряники, халву, макаронные изделия и др. В 1888-м компаньоны купили участок земли на Лиговском проспекте, куда и переехала их фабрика. На Невском проспекте 32, был открыт фирменный магазин компании и ещё 23 торговые точки по всей России. Успешное развитие бизнеса прервала Первая мировая война, а после 1917 года предприятие было национализировано. В советское время здесь функционировала 2-я государственная макаронно-галетная фабрика «Воля» (позднее — «Свобода»), а с конца 30-х годов ХХ века вплоть до 2000-х — производство лимонной кислоты.
Новых картинок терминала пока не представлено, сообщается только, что его общую концепцию готовит АО «Проектный институт №1» (промышленная архитектура), а планированием железнодорожной инфраструктурой занимается «Ленгипротранс».
Кроме того, участников дискуссии волнует, что планируемая на месте шоколадной фабрики привокзальная площадь будет с одной из сторон ограничиваться глухими боковыми фасадами (брандмауэрами) соседнего дома (Лиговский проспект,56), а это некрасиво. Хотя интересно оформить эти «ужасные» стены можно — было бы желание, примеров по всему миру имеется множество.
Что имеется «в сухом остатке» всех этих очередных телепаний вокруг да около терминала ВСМ в Петербурге?
Во-первых, есть шанс спасти от уничтожения Кокоревские склады. И это хорошо.
Во-вторых, здания шоколадной фабрики Блигкена и Робинсона практически полностью обречены на уничтожение. Это сомнительно.
В-третьих, РЖД и Смольный «упорствуют в ереси» и намерены впихнуть новый терминал высокоскоростной магистрали туда, где с точки зрения городской транспортной инфраструктуры и так всё очень плохо уже сейчас.
В-четвертых, по-прежнему вообще не рассматриваются другие варианты подвода ВСМ в город и расположения его терминала.
В-пятых, без внимания остаётся главная железнодорожная проблема Северной столицы России — перемещение за пределы города станции Санкт-Петербург-Московский-Сортировочный.
Плюс (хотя на самом деле это минус) пригородные поезда с Московского вокзала предполагается вывести к станции метро «Волковская», то есть интересы жителей Петербурга отодвинуты на второй план, если вообще не проигнорированы.
Для справки
Общая протяжённость новой скоростной железной дороги составит около 680 километров, в границах Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрено по четыре остановочных пункта плюс ещё как минимум восемь между двумя столицами.
Время в пути составит два часа и 15 минут, но это без учёта остановок. Их получается 16, если экспресс будет «тратить» на них по две минуты, «набегает» ещё 32 минуты плюс периоды торможения перед остановками и разгона после. В общем, получается три часа, как минимум. Это не сильно превосходит результаты работающих ныне «Сапсанов», которые иногда «укладываются» в три с половиной часа хода при заявленных четырёх. Выигрыш получается, мягко говоря, небольшой.
Стоимость проекта оценивается в 1,7 триллиона рублей, но по практике реализации таких строек реально получится раза в два больше. Срок окупаемости по самым оптимистичным оценкам составит 40 лет.
Интерес РЖД связан, прежде всего, с грузовыми перевозками, которые сейчас в значительной степени приходится осуществлять обходными путями (например, через Волхов и Мгу, где за последние 10 лет обустроены мощные сортировочные узлы). Все эти «Сапсаны» и «Аллегро» мешают прямой транспортировке тяжёлых составов между Москвой и Петербургом. ВСМ — это создание за счёт государственных средств своеобразной «выделенки» для пассажирских поездов, а существующие ходы будут отданы доходным «грузовикам».
Игорь Теплов