Большой Смоленский мост: строительству предшествует разрушение

vizualizaciya2 (1)

Совет по сохранению культурного наследия на днях поддержал проект строительства нового разводного моста через Неву. Переправа появится в створе Большого Смоленского проспекта — улицы Коллонтай, и по заверениям правительства, существенно улучшит транспортное сообщение для 800 тысяч человек, проживающих на правом и левом берегах Невы. Оборотная сторона проекта — необходимость уничтожить восемь дореволюционных зданий.

Визуализация Большого Смоленского моста

«Этот мост предусмотрен Генеральным планом Петербурга. Он есть в Концепции развития транспортной системы города. В отличие от соседнего — также планируемого моста Широтной магистрали скоростного движения, он будет разводной и общедоступный», — проинформировал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. К тому же строить мост собираются за счёт инвестиционных средств, а также за счёт налоговых поступлений от «Газпрома», который переезжает и становится на налоговый учёт в Петербурге.

В правительстве сообщили, что мост будут подключен к улично-дорожной сети через развязки на проспект Обуховской обороны, Октябрьскую набережную, а также на пересечение Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай. По Большому Смоленскому мосту, который будет иметь шесть полос движения, пустят общественный транспорт, предусмотрено и трамвайное сообщение. «Большой Смоленский мост будет иметь лёгкие арочные пролёты, которые продолжат традиции исторических переправ города», — дополнили в Смольном. Длина моста составит 1570 метров.

Возведение моста планируется в 2023-2028 годах. Проект станет частью внутреннего полукольца поэтапно формирующейся магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра. О строительстве Большого Смоленского моста в сентябре губернатор Александр Беглов докладывал президенту Владимиру Путину и получил от него «добро». Тогда же прозвучало намерение «начать проектирование уже в этом году». Завершится оно должно в 2022 году. Больше всего появление новой переправы на девятикилометровом участке между мостом Александра Невского и Володарским мостом должно отразиться на проживающих в Невском и Красногвардейском районах.

В документах по городскому планированию упоминается, что последний из действующих в настоящее время больших мостов через Неву (не считая Большого Обуховского моста по трассе КАД) вступил в эксплуатацию в 1965 году. Это мост Александра Невского. А уже в генеральном плане Ленинграда и Ленинградской области 1987 года были показаны два новых моста через Неву на южном участке, где зафиксировано наибольшее расстояние между действующими мостами. Следует отметить, что в этот период достаточно активно застраивались южные и юго-западные района города.

Створы новых мостовых переходов располагались на формируемых широтных магистралях и имели в качестве продолжения следующие улицы: улицы Фаянсовая-Зольная, расположенные южнее существующего железнодорожного моста, и Большой Смоленский пр.— ул. Коллонтай. Мост в створе улиц Фаянсовая-Зольная изначально рассматривался в качестве платного. А Большой Смоленский мост с подходами входил в систему магистралей городского значения регулируемого движения.

Большой Смоленский мост должен появиться между мостом Александра Невского и Володарским мостом

Оборотная сторона строительства — необходимость уничтожить сразу несколько исторических зданий. На этот факт обратили внимание специалисты Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Речь идёт о восьми дореволюционных зданиях.

«На пути шестиполосного моста окажутся шесть многоквартирных жилых домов, ветеринарная лечебница и один нежилой дом, который занимает Жилищное агентство Невского района. Все они построены в конце XIX — начале XX вв. Дома расположены в зоне охраны ОЗРЗ-2, формируют лицевой фронт проспекта Обуховской обороны, в настоящее время согласно требованиям закона, их снос запрещён», — говорят эксперты ВООПИиК. В границы размещения транспортной магистрали попадают дома № 48, 54, 56, 60, 69, 71, 44, литера А, 68, литера А, по проспекту Обуховской Обороны.

С точки зрения членов Совета по сохранению культурного наследия, не все здания имеют одинаковую ценность: некоторые из них претерпевали серьёзную реконструкцию, подвергались надстройке, их облик претерпел ощутимые изменения. Рецензента проекта,  архитектора Никиту Явейна, озаботила судьба только двух из восьми зданий. Причём в отношении одного из этих двух домов, маленького здания Невской ветеринарной лечебницы он высказал нетривиальную идею — а давайте его перекатим?

Реакция петербуржцев в ситуации с будущим строительством моста неоднозначная. Одни поддерживают создание новой переправы и запуск трамвая, другие возмущены тем, как легко власти соглашаются нарушать градозащитные нормы. «Городу и горожанам нужен мост», — заявляют сторонники строительства. «Давайте, не очень думая, снесём все что ни попадя, потом найдем ошибку, погорюем и заживём. Придут другие поколения и познакомившись с таким подходом уничтожат все остальное», — не скрывают сарказма люди, не согласные с уничтожением старых зданий. Есть реплики о том, что дома, о которых идёт речь, совсем недавно ремонтировали.

Для строительства моста, вероятно, придется снести восемь дореволюционных домов

Получается, что перспектива появления в городе впервые за последние 50 лет нового разводного моста, преодолев вопрос поиска инвестора, сталкивается с проблемой обхода законодательства и разрушением исторических построек, ценность которых сначала признали, а теперь хотят опротестовать. Есть ли выход из этой ситуации, непонятно. Но ощущение, что городские власти так или иначе намерены осуществить строительство давно запланированного моста, присутствует.

Вам будет интересно