В единый госреестр в качестве объектов культурного наследия регионального значения внесены ещё три сооружения ленинградского периода истории Санкт-Петербурга. Два — абсолютно предсказуемо, а третье — несколько неожиданно.
Прежде всего, в перечень охраняемых на уровне региона объектов наконец-то попал Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Напомним, что в декабре 2021 года Союз архитекторов представил список из двух десятков советских объектов Петербурга, которым, по его мнению, следует присвоить охранный статус. Ранее архитектурное сообщество инициировало разработку методики оценки объектов, построенных в Ленинграде в 50-80-х годах прошлого века (то есть не позднее, чем 40 лет назад — таково требование нынешнего законодательства), на предмет их исторической и художественной ценности для включения лучших в список выявленных объектов культурного наследия.
Несколько сооружений из подготовленного зодчими перечня в разряд «выявленных» уже попали или же их «кандидатуры» находятся в процессе рассмотрения. Например, здание Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева на Пионерской площади, корпус №5 (учебно-лабораторный) Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина) на улице Профессора Попова, 5, Главное здание яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе.
Впрочем, Дворец молодёжи на улице Профессора Попова, 45-47, фигурирующий в списке, предложенном архитекторами, «благополучно» сносится, а аэровокзал в Пулково («Пять стаканов») тоже предполагается уничтожить.
«Монумент героическим защитникам Ленинграда представляет собой сложный комплекс, сочетающий архитектуру, скульптуру и монументально-декоративную живопись. Он играет важнейшую роль в застройке южной части города, являясь символическими “воротами” Санкт‑Петербурга. Значение монумента для истории и культуры стоит рассматривать не только с точки зрения архитектурно-художественной ценности, но и как важнейший историко-мемориальный памятник, посвящённый блокаде Ленинграда», — пафосно сообщает смольнинский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы сооружён в 1974-1975 годах. Его торжественное открытие состоялось в день 30-летия завершения Великой Отечественной войны. Окончательный вариант памятника разработан архитекторами Сергеем Сперанским, Валентином Каменский и скульптором Михаилом Аникушиным.
Михаил Константинович Аникушин (1917-1997), скульптор-монументалист, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, автор замечательного памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Несомненно, что именно он был главным вдохновителем, организатором и исполнителем монумента, Героическим защитникам Ленинграда, сооружённого на Средней Рогатке.
Мемориал на площади Победы «открывается» зрителю со стороны Пулковского шоссе, то есть на въезде в город. Широкая лестница ведёт к центру композиции, справа и слева от неё расположены многофигурные скульптурные группы (26 бронзовых фигур работы Аникушина). Они оформляют подход к 48-метровому обелиску из красного гранита (в народе имеет прозвище «стамеска»).
Возле высотной доминанты мемориала установлена пятиметровая скульптура «Непобедимые» (фигуры солдата и рабочего), далее располагается «разорванное кольцо» диаметром в 40 метров, выполненное из железобетона с каменной облицовкой. В центре этой площадки установлена ещё одна работа Аникушина — скульптурная группа «Блокада».
Далее в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения ныне включено здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом (Троицкая площадь, 3, улица Куйбышева, 1/5). Об этих сооружениях «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому ограничимся перечислением некоторых фактов.
Оба сооружения возведены в 1954-1956 годах по проекту группы архитекторов в составе Олега Гурьева, Якова Лукина и Алексея Щербёнка. Поскольку авторы в советские времена перечислялись в алфавитном порядке, определить степень участия каждого в разработке трудно, но в данном случае всё понятно — дирижёром в этом оркестре выступал первый в списке.
Олег Иванович Гурьев (1912-1986), советский архитектор и художник. По окончании Ленинградского инженерно-строительного института (1935) работал в Ленпроекте, где в 1943-1960 годах руководил мастерской. Проектировал в стилистике сталинского ампира (неоклассицизма). В соавторстве до Великой Отечественной войны проектировал жилой квартал на Малой Охте, затем — застройку Каменноостровского (Кировского) проспекта (дома 2, 15, 25, 27, 34, 47), планировку и застройку Приморского проспекта (1946-1951) и Ланского шоссе (1958-1962), стадион имени В.И. Ленина («Петровский») и др. Увлекался архитектурой итальянского Возрождения и творчеством Андреа Палладио и его системой пропорционирования, чему посвятил изданную в начале 1980-х книгу.
Здания, построенные на углу Троицкой площади и Большой Дворянской улицы (площади Революции и улицы Куйбышева соответственно) — это и многоколонный гимн Палладио, и похоронный марш сталинскому ампиру. Стройка была в самом разгаре, когда в ноябре 1955 года вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Жилой дом «с колоннами» предназначался не для обычных граждан, а для номенклатурной «элиты» города на Неве. В частности, до переезда в Москву здесь жил Иван Васильевич Спиридонов (1905-1991) — в 1957-1962 годах первый секретарь Ленинградского обкома КПСС (затем председатель Совета Союза Верховного Совета СССР). Несколько лет назад на фасаде здания установлена мемориальная доска, гласящая, что в 1972-1984 годах в этом доме жил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС (1970-1983), член Политбюро ЦК КПСС Григорий Васильевич Романов (1923-2008).
«Здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом — яркий пример послевоенной сталинской неоклассики в архитектуре Ленинграде. Эти два различные по назначению здания — монументальное общественное учреждение и масштабный многоквартирный жилой дом — композиционно и стилистически объединены в одно сооружение. В оформлении фасадов искусно применены масштабные колоннады, объединившие верхние и нижние этажи, крупный руст, чёткость горизонтальных членений и лаконичность деталей отделки», — информирует КГИОП.
Отметим, что этот объект тоже фигурировал в списке советских построек, которым, по мнению Союза архитекторов, следует придать охранный статус.
Третьим объектом, который теперь попал в охранный реестр, стало здание Специальных курсов усовершенствования командного состава на Малоохтинском проспекте, 80/2.
«Здание Специальных курсов усовершенствования командного состава ВМФ было построено по проекту группы архитекторов мастерской №1 Ленпроекта, возглавляемой архитектором Давидом Петровичем Бурышкиным, в 1936-1938 годах как часть архитектурного ансамбля новой площади на правом берегу Невы напротив Александро-Невской лавры. Изначально площадь рассматривалась как парадное оформление съезда с будущего моста Александра Невского, который был построен только в 1960-е годы. Здание Спецкурсов и т.н. «Дом врачей» (объект культурного наследия регионального значения «Здание общежития Института усовершенствования врачей», Заневский проспект, 1/82) играют роль монументальных пропилеев въезда в новый район города на правом берегу Невы», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Давид Петрович Бурышкин (1890-1959) — выдающийся российский архитектор. Родился в Одессе, выпускник тамошнего художественного училища (1910) и Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств (1916). Ученик Леонтия Бенуа, работал помощником у Владимира Щуко и Ивана Фомина. До революции «отметился» участием в проектировании доходного дома на Загородном проспекте, 27, где ныне работает Филармония джазовой музыки. Из его построек в Ленинграде отметим пожарное депо у Московских ворот (1925), здание Штаба армии ПВО в Басковом переулке (1937), оформление площади на правом берегу Невы (1936-1941), к которой существенно позднее «пристроен» мост Александра Невского. Архитектор в своём творчестве прошёл путь через неоклассицизм предреволюционных лет, конструктивизм 20-х годов, «беренсианство» (приёмы очень известного немецкого архитектора начала ХХ века Петера Беренса, построившего в Петербурге на Исаакиевской площади в 1911-1912 годах здание посольства Германии) и сталинский ампир.
О творчестве этого выдающегося зодчего «Родина на Неве» рассказывала в связи со сносом на территории «Ленэкспо» спроектированного Бурышкиным здания 1947-1949 годов постройки для Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ ).
«В проекте здания Спецкурсов Д.П. Бурышкин обращается к своему любимому архитектурному приёму — использованию колоннады большого ордера на всю высоту здания в сочетании с широким фризом со стороны Невы. Угол акцентирован прямоугольной башней с лаконичной глухой стеной, а со стороны площади — фасад, вторящий главному, но с пилястрами вместо колонн», — констатируют эксперты.
Во время Великой Отечественной войны курсы были эвакуированы, а здание на Малой Охте использовалось для запасников Эрмитажа. В 1944-м занятия возобновились. В 1945-м Спецкурсы офицерского состава были переименованы в Высшие ордена Ленина Специальные классы офицерского состава ВМФ. В качестве военного института дополнительного профессионального образования бывшие Спецкурсы существуют до настоящего времени и продолжают занимать здание на Малой Охте.
«Здание Специальных курсов, изначально возведённое строго в соответствии с проектом Бурышкина, никогда не перестраивалось и не искажалось позднейшими переделками. Сегодня это пример полностью сохранившегося большого ведомственного здания, выстроенного в «беренсианских» приёмах советской неоклассики 1930-х годов, которое до сих пор используется по первоначальному назначению», — констатирует КГИОП.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета