По инициативе Санкт-Петербургского союза архитекторов обсуждается включение в перечень объектов культурного наследия построек второй половины ХХ века. По четырём такое решение уже согласовано. Какие ждут своей очереди?
Осенью прошлого года архитектурное сообщество Петербурга инициировало разработку методики оценки объектов, построенных в Ленинграде в 50-80-х годах прошлого века (то есть не позднее, чем 40 лет назад — таково требование нынешнего законодательства), на предмет их исторической и художественной ценности для включения лучших в список выявленных объектов культурного наследия.
Для этого при комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры была создана специальная рабочая группа, в работе которой, помимо сообщества архитекторов и чиновников КГИОП, участвуют члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, представители профильных вузов Петербурга и сотрудники комитета по градостроительству и архитектуре.
«Эта работа позволит преодолеть существующее в настоящее время отсутствие системного подхода и достаточной научно-методической базы», — говорится на сайте КГИОП.
В декабре прошлого года Союз архитекторов представил список из двух десятков объектов, которым, по его мнению, следует присвоить охранный статус. На днях стало известно, что КГИОП готов распоряжениями своего председателя внести в перечень памятников четыре сооружения из этого перечня. Перечисляем в порядке «что раньше построено».
Здание Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева на Пионерской площади (плац лейб-гвардии Семёновского полка) построено на рубеже 50-60-х годов ХХ века по проекту группы архитекторов под руководством Александра Жука.
Александр Владимирович Жук (1917-2008), академик, народный архитектор СССР. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры учился в мастерской Льва Руднева (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле, комплекс зданий с высоткой Московского государственного университета на Ленинских (Воробьёвых) горах). Под руководством или при непосредственном участии Жука в Ленинграде построены подземный зал и здание станции метро «Владимирская», Большой концертный зал «Октябрьский», аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»), разработано архитектурное оформление моста Александра Невского и Комплекса защиты Ленинграда от наводнений, оформлены перронные залы станций метрополитена «Выборгская», «Чернышевская» и «Достоевская», Дом кино, возведены отдельные жилые дома и целые кварталы в Автово, Дачном, близ улицы Седова и др.
Считается, что здание ТЮЗа по своей архитектуре является переходным «между сталинской неоклассикой и модернистской архитектурой 1960-1970-х годов». Главный фасад представляет собой некое «переосмысление колонного портика» в духе итальянской стилистики 1930-х годов, а «остеклённые боковые части и элементы интерьера» (включая устройство зала, где сцена почти как в цирке с трёх сторон окружена местами для зрителей) «говорят о влиянии модернизма».
Экспертам, конечно, виднее, но от сталинского ампира (капители, портики, всевозможная лепнина, рустовка и т.п.) в этом здании практически ничего нет, а «переосмысление колонного портика» можно обнаружить и в совершенно современных постройках.
Неким отсылом к прежней советской архитектуре можно считать в этом кирпичном с облицовкой светлым известняком и с большим количеством остекления здании, возведённом на стилобате из путиловского (пудостского) камня, лишь «спрятанные» за пилонами два мозаичных панно работы великого Андрея Мыльникова и расположенные по краям центральной лестницы скульптурные группы «Юноши» и «Девушки» (Александр Игнатьев — автор надгробия Анны Ахматовой на Комаровском кладбище; и его супруга Любовь Холина — памятник Фёдору Достоевскому на Владимирской площади).
Специалисты отмечают особое значение здания ТЮЗа, поскольку оно замыкает перспективу Гороховой улицы (с противоположной стороны этой магистрали в той же «роли» — башня Адмиралтейства с её золочёным шпилем). Трудно сказать, какая закладывалась в это идея (может, некий «вывод» исторической улицы со старинной застройкой в «новое время», в этот самый модернизм), но с набережной Фонтанки, да из Садовой улицы, до сих пор эта «перспектива на ТЮЗ» выглядит странно. Ещё в большей степени этот эффект «странности» ощущается на улице Жуковского, которая «упирается» в ещё более модернистский фасад Большого концертного зала «Октябрьский». Впрочем, это уже давно данность, к которой если кто и не привык, то придётся.
Корпус № 5 (учебно-лабораторный) Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина) на улице Профессора Попова, 5, в основном построен в 1968-1972 годах (хотя в общей сложности создавалось это здание более 20 лет) по проекту архитектора Виктора Левиаша (18-я мастерская ЛенНИИпроекта, руководитель — академик Наум Матусевич).
Виктор Львович Левиаш (1930-2007), «архитектор одного проекта» — этого самого корпуса ЛЭТИ. В 1944 году поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств, где учился в одном классе с Ильёй Глазуновым. Затем учится на архитектурном факультете АХ, который заканчивает в 1957-м. Работает в филиале Академии архитектуры и строительства, в 10-й и 18-й мастерских ЛенНИИпроекта.
Сами авторы проекта, оформляя документы на престижный архитектурный конкурс, определили стиль, в котором построено это здание, как «неоортодоксальный эмоциональный функционализм».
Сейчас специалисты говорят, что корпус №5 «представляет собой один из наиболее ранних примеров ленинградского кирпичного брутализма» и «демонстрирует преодоление догм строгого функционализма в отечественной архитектуре, происходившее на рубеже 1960-1970-х годов». И появление этого здания стало «поворотным моментом для архитектуры Ленинграда того времени», обозначив «отход от модернизма, вдохновлённого творчеством Миса ван дер Роэ, в сторону идей брутализма».
Пятый корпус ЛЭТИ состоит из двух зданий: в одном располагаются научные и исследовательские лаборатории, технические кафедры, а во втором (аудиторном) проводятся поточные лекции и практики. Параллельные блоки сооружения соединяются небольшой перемычкой с двусторонней входной группой и подземным гермоблоком для проведения исследований, требующих стерильности. Здесь расположены огромные аудитории, на каждом этаже — столовые и кафе, помещения для кафедр и «знаменитая винтовая лестница, завитая двойной спиралью, которая словно искривляет пространственно-временной континуум и является причиной опозданий на занятия».
Кстати
Сложная планировка здания, в бесконечных запутанных коридорах которого, закоулках, двусторонних заходах в разновысотные пристройки очень легко заблудиться, связана с идеей использования во всём комплексе общего кондиционирования. Но эта система, которая должна была обогревать помещения зимой и охлаждать летом, оказалась «убита» многочисленными переделками и корректировками в процессе строительства.
В информации КГИОП со ссылкой на то обстоятельство, что примерно в это же время в Париже строится Центр Помпиду, где все коммуникационные трубы и вытяжки намеренно проложены на виду, отмечено, что в корпусе №5 ЛЭТИ таковые оборудованы «в специальных шахтах, выделенных на фасадах в виде выразительных глухих кирпичных башенных объёмов». Указывается, что «прямым источником вдохновения для Левиаша, видимо, стала Лаборатория медицинских исследований Ричардса в Филадельфии, спроектированная Луисом Каном в 1965 году, где использован аналогичный приём с глухими кирпичными шахтами».
Также подчёркивается, что «архитектурно-художественное решение строится на богатой пластике фасадов (в отличие от призматических шахт Кана, Левиаш использует скруглённые обтекаемые формы) и фирменном бруталистском сочетании красного кирпича и грубого необработанного бетона балок и подоконных отливов». При этом «ритмическая структура оконных проёмов очень сложна, но подчинена внутренней логике (поборники функционализма в 1970-е отдельно критиковали здание за множество типоразмеров окон)».
Эксперты отмечают, что главное городское архитектурно-планировочное управление Исполкома Ленгорсовета почти не влияло на процесс проектирования и строительства корпуса №5 ЛЭТИ, поэтому авторам удалось реализовать свои идеи, то есть перед нами — «реальный образец неприкрытого свободного творчества».
Монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы сооружён в 1974-1975 годах. Его торжественное открытие состоялось в день 30-летия завершения Великой Отечественной войны. Окончательный вариант памятника разработан архитекторами Сергеем Сперанским, Валентином Каменский и скульптором Михаилом Аникушиным.
Михаил Константинович Аникушин (1917-1997), скульптор-монументалист, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, автор замечательного памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Несомненно, что именно он был главным вдохновителем, организатором и исполнителем монумента, Героическим защитникам Ленинграда, сооружённого на Средней Рогатке.
Мемориал на площади Победы «открывается» зрителю со стороны Пулковского шоссе, то есть на въезде в город. Широкая лестница ведёт к центру композиции, справа и слева от неё расположены многофигурные скульптурные группы (26 бронзовых фигур работы Аникушина). Они оформляют подход к 48-метровому обелиску из красного гранита (в народе имеет прозвище «стамеска»).
Возле этой высотной доминанты мемориала установлена пятиметровая скульптура «Непобедимые» (фигуры солдата и рабочего), далее располагается «разорванное кольцо» диаметром в 40 метров, выполненное из железобетона с каменной облицовкой. В центре этой площадки установлена ещё одна работа Аникушина — скульптурная группа «Блокада».
Кстати
Монумент «представляет собой сложный комплекс, сочетающий в себе архитектуру, скульптуру и монументально-декоративную живопись». Эксперты отмечают важнейшую роль мемориала в застройке южной части города, поскольку «он является символическими “воротами” Санкт‑Петербурга» со стороны аэропорта Пулково.
Понятно, что Монумент Героическим защитникам Ленинграда попал в список выявленных объектов культурного наследия «на ура» не только из-за своей архитектурно-художественной ценности, но и по идеологическим соображениям. При этом эти самые «парадные ворота» въезда в город со стороны аэропорта Пулково образует не монумент сам по себе, а весь ансамбль площади Победы плюс выразительные дома-пропилеи по обе стороны Московского проспекта, оформляющие переход к построенной раньше и в другой стилистике грандиозной одноимённой площади, на которой величественно доминирует Дом Советов.
То есть резонно было бы придать охранный статус всему ансамблю площади Победы (40 лет с момента строительства прошло), а то вдруг всё вокруг монумента снесут и освободившееся пространство застроят небоскрёбами, которые памятник своей массой «убьют». И что толку тогда в ныне дарованном монументу включении в «особый» перечень?
Главное здание яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе построено в 1978-1980 годах в ходе подготовки к московской Олимпиаде-80 по чертежам ЛенЗНИИЭПа (Ленинградский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий). Основная разработка — архитектор Владимир Маслов (1930-1978) и инженер Алексей Морозов.
Алексей Петрович Морозов (1907–1987), выдающийся советский инженер, вошедший в историю архитектуры ХХ века как создатель и руководитель школы разработчиков большепролетных конструкций. В 1934 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, первые крупные работы — параболический бункер длиной более 300 метров для Балхашского медеплавильного завода и эллинг для одного из предприятий Комсомольска-на-Амуре. Помимо промышленных сооружений, в 1950-1960-е годы по его проектам строятся в Ленинграде несколько колхозных рынков, в том числе Некрасовский и Московский. Разработанные Морозовым и его сотрудниками конструкции были использованы при строительстве дворца спорта «Юбилейный» и спортивно-концертного комплекса на проспекте Гагарина (уничтожен).
Квадратное в плане 3-4-этажное здание яхт-клуба напоминает кристалл. Каждая из 16 опор первого этажа состоит из четырёх стержней, которые «раскрываются» вверх, образуя каркас перевёрнутой пирамиды.
Включение этого сооружения в охранный список особенно важно, поскольку в последние годы разрабатываются проекты строительства на Петровской косе различных объектов. Кроме того, в сентябре прошлого года стало известно, что Ленинградская федерация профсоюзов и ФНПР «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов» продали здания, находящиеся на Петровской косе. Возможно, уникальное сооружение благодаря включению в список выявленных объектов культурного наследия удастся сохранить для будущих поколений.
Помимо перечисленных объектов, в списке, предложенном Союзом архитекторов, содержится ещё 16 зданий второй половины ХХ века, которые «стоят в очереди» на попадание в перечень охраняемых государством. Как минимум двум из них в ближайшее время грозит уничтожение.
Во-первых, это аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»), о котором «Родина на Неве» подробно рассказывала в конце декабря прошлого года. Сейчас КГИОП сообщает, что «обсуждение здания аэропорта Пулково-1 будет проходить на отдельных заседаниях рабочей группы с приглашением специалистов, которые занимаются развитием аэропорта».
Во-вторых, под угрозой уничтожения находится предложенный архитекторами для включения в перечень выявленных объектов культурного наследия Дворец молодёжи на улице Профессора Попова, 45-47. Здания концертного зала и гостиницы предполагается снести уже в этом году. Скорее всего, это произойдёт раньше, чем решится вопрос об их охранном статусе. Так уже было в истории с уничтоженным Спортивно-концертным комплексом на проспекте Гагарина.
Кроме того, Союзом архитекторов предложены для включения в список выявленных объектов культурного наследия следующие постройки 50-70-х годов ХХ века:
- Дворец спорта «Юбилейный» на проспекте Добролюбова, 18;
- Большой концертный зал «Октябрьский» на Лиговском проспекте, 6;
- Здание института ЛенНИИпроект на Троицкой площади, 5;
- Комплекс жилых домов на Комсомольской площади;
- Морской вокзал на Васильевском острове;
- Здание Государственной морской академии имени адмирала Макарова в Стрельне;
- Дом политического просвещения на площади Пролетарской диктатуры, 6;
- Ленинградский телецентр на улице Чапыгина, 6;
- Финляндский вокзал на площади Ленина, 6;
- Спортивная школа на Малом проспекте Васильевского острова, 66;
- Детский сад в Сапёрном переулке, 2;
- Комплекс жилых домов на Свердловской набережной, 60-64;
- Жилой дом на Большом Сампсониевском проспекте, 108;
- Квартал жилой застройки в Сосновой Поляне с «домом-змеёй».
Впрочем, этот список не окончательный, предполагается, что совместными усилиями Санкт‑Петербургского Союза архитекторов и КГИОП он будет дополнен. Будем за этим процессом следить, а об уже предложенных объектах расскажем подробно.
Игорь Теплов