Советская архитектура: снести/нельзя/спасти

Sovar21

По инициативе Санкт-Петербургского союза архитекторов обсуждается включение в перечень объектов культурного наследия построек второй половины ХХ века. По четырём такое решение уже согласовано. Какие ждут своей очереди?

Классическая «хрущёвская» пятиэтажка пока ни в какие охранные перечни не попала

Осенью прошлого года архитектурное сообщество Петербурга инициировало разработку методики оценки объектов, построенных в Ленинграде в 50-80-х годах прошлого века (то есть не позднее, чем 40 лет назад — таково требование нынешнего законодательства), на предмет их исторической и художественной ценности для включения лучших в список выявленных объектов культурного наследия.

Для этого при комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры была создана специальная рабочая группа, в работе которой, помимо сообщества архитекторов и чиновников КГИОП, участвуют члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, представители профильных вузов Петербурга и сотрудники комитета по градостроительству и архитектуре.

«Эта работа позволит преодолеть существующее в настоящее время отсутствие системного подхода и достаточной научно-методической базы», — говорится на сайте КГИОП.

В декабре прошлого года Союз архитекторов представил список из двух десятков объектов, которым, по его мнению, следует присвоить охранный статус. На днях стало известно, что КГИОП готов распоряжениями своего председателя внести в перечень памятников четыре сооружения из этого перечня. Перечисляем в порядке «что раньше построено».

Здание Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева на Пионерской площади (плац лейб-гвардии Семёновского полка) построено на рубеже 50-60-х годов ХХ века по проекту группы архитекторов под руководством Александра Жука.

Зданию ТЮЗа приписывают некие элементы сталинского ампира, которых в нём явно нет

Александр Владимирович Жук (1917-2008), академик, народный архитектор СССР. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры учился в мастерской Льва Руднева (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле, комплекс зданий с высоткой Московского государственного университета на Ленинских (Воробьёвых) горах). Под руководством или при непосредственном участии Жука в Ленинграде построены подземный зал и здание станции метро «Владимирская», Большой концертный зал «Октябрьский», аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»), разработано архитектурное оформление моста Александра Невского и Комплекса защиты Ленинграда от наводнений, оформлены перронные залы станций метрополитена «Выборгская», «Чернышевская» и «Достоевская», Дом кино, возведены отдельные жилые дома и целые кварталы в Автово, Дачном, близ улицы Седова и др.

Считается, что здание ТЮЗа по своей архитектуре является переходным «между сталинской неоклассикой и модернистской архитектурой 1960-1970-х годов». Главный фасад представляет собой некое «переосмысление колонного портика» в духе итальянской стилистики 1930-х годов, а «остеклённые боковые части и элементы интерьера» (включая устройство зала, где сцена почти как в цирке с трёх сторон окружена местами для зрителей) «говорят о влиянии модернизма».

Экспертам, конечно, виднее, но от сталинского ампира (капители, портики, всевозможная лепнина, рустовка и т.п.) в этом здании практически ничего нет, а «переосмысление колонного портика» можно обнаружить и в совершенно современных постройках.

Этот фасад виден издалека в перспективе Гороховой улицы

Неким отсылом к прежней советской архитектуре можно считать в этом кирпичном с облицовкой светлым известняком и с большим количеством остекления здании, возведённом на стилобате из путиловского (пудостского) камня, лишь «спрятанные» за пилонами два мозаичных панно работы великого Андрея Мыльникова и расположенные по краям центральной лестницы скульптурные группы «Юноши» и «Девушки» (Александр Игнатьев — автор надгробия Анны Ахматовой на Комаровском кладбище; и его супруга Любовь Холина — памятник Фёдору Достоевскому на Владимирской площади).

Специалисты отмечают особое значение здания ТЮЗа, поскольку оно замыкает перспективу Гороховой улицы (с противоположной стороны этой магистрали в той же «роли» — башня Адмиралтейства с её золочёным шпилем). Трудно сказать, какая закладывалась в это идея (может, некий «вывод» исторической улицы со старинной застройкой в «новое время», в этот самый модернизм), но с набережной Фонтанки, да из Садовой улицы, до сих пор эта «перспектива на ТЮЗ» выглядит странно. Ещё в большей степени этот эффект «странности» ощущается на улице Жуковского, которая «упирается» в ещё более модернистский фасад Большого концертного зала «Октябрьский». Впрочем, это уже давно данность, к которой если кто и не привык, то придётся.

Корпус № 5 (учебно-лабораторный) Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина) на улице Профессора Попова, 5, в основном построен в 1968-1972 годах (хотя в общей сложности создавалось это здание более 20 лет) по проекту архитектора Виктора Левиаша (18-я мастерская ЛенНИИпроекта, руководитель — академик Наум Матусевич).

Это здание сравнивают с творениями Ле Карбюзье

Виктор Львович Левиаш (1930-2007), «архитектор одного проекта» — этого самого корпуса ЛЭТИ. В 1944 году поступил в Ленинградскую среднюю художественную школу при Академии художеств, где учился в одном классе с Ильёй Глазуновым. Затем учится на архитектурном факультете АХ, который заканчивает в 1957-м. Работает в филиале Академии архитектуры и строительства, в 10-й и 18-й мастерских ЛенНИИпроекта.

Сами авторы проекта, оформляя документы на престижный архитектурный конкурс, определили стиль, в котором построено это здание, как «неоортодоксальный эмоциональный функционализм».

Сейчас специалисты говорят, что корпус №5 «представляет собой один из наиболее ранних примеров ленинградского кирпичного брутализма» и «демонстрирует преодоление догм строгого функционализма в отечественной архитектуре, происходившее на рубеже 1960-1970-х годов». И появление этого здания стало «поворотным моментом для архитектуры Ленинграда того времени», обозначив «отход от модернизма, вдохновлённого творчеством Миса ван дер Роэ, в сторону идей брутализма».

Пятый корпус ЛЭТИ состоит из двух зданий: в одном располагаются научные и исследовательские лаборатории, технические кафедры, а во втором (аудиторном) проводятся поточные лекции и практики. Параллельные блоки сооружения соединяются небольшой перемычкой с двусторонней входной группой и подземным гермоблоком для проведения исследований, требующих стерильности. Здесь расположены огромные аудитории, на каждом этаже — столовые и кафе, помещения для кафедр и «знаменитая винтовая лестница, завитая двойной спиралью, которая словно искривляет пространственно-временной континуум и является причиной опозданий на занятия».

Кстати

Сложная планировка здания, в бесконечных запутанных коридорах которого, закоулках, двусторонних заходах в разновысотные пристройки очень легко заблудиться, связана с идеей использования во всём комплексе общего кондиционирования. Но эта система, которая должна была обогревать помещения зимой и охлаждать летом, оказалась «убита» многочисленными переделками и корректировками в процессе строительства.

В информации КГИОП со ссылкой на то обстоятельство, что примерно в это же время в Париже строится Центр Помпиду, где все коммуникационные трубы и вытяжки намеренно проложены на виду, отмечено, что в корпусе №5 ЛЭТИ таковые оборудованы «в специальных шахтах, выделенных на фасадах в виде выразительных глухих кирпичных башенных объёмов». Указывается, что «прямым источником вдохновения для Левиаша, видимо, стала Лаборатория медицинских исследований Ричардса в Филадельфии, спроектированная Луисом Каном в 1965 году, где использован аналогичный приём с глухими кирпичными шахтами».

Также подчёркивается, что «архитектурно-художественное решение строится на богатой пластике фасадов (в отличие от призматических шахт Кана, Левиаш использует скруглённые обтекаемые формы) и фирменном бруталистском сочетании красного кирпича и грубого необработанного бетона балок и подоконных отливов». При этом «ритмическая структура оконных проёмов очень сложна, но подчинена внутренней логике (поборники функционализма в 1970-е отдельно критиковали здание за множество типоразмеров окон)».

Эксперты отмечают, что главное городское архитектурно-планировочное управление Исполкома Ленгорсовета почти не влияло на процесс проектирования и строительства корпуса №5 ЛЭТИ, поэтому авторам удалось реализовать свои идеи, то есть перед нами — «реальный образец неприкрытого свободного творчества».

Площадь Победы (Средняя Рогатка) — парадный въезд в Санкт-Петербург со стороны Пулково

Монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы сооружён в 1974-1975 годах. Его торжественное открытие состоялось в день 30-летия завершения Великой Отечественной войны. Окончательный вариант памятника разработан архитекторами Сергеем Сперанским, Валентином Каменский и скульптором Михаилом Аникушиным.

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997), скульптор-монументалист, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, автор замечательного памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Несомненно, что именно он был главным вдохновителем, организатором и исполнителем монумента, Героическим защитникам Ленинграда, сооружённого на Средней Рогатке.

Мемориал на площади Победы «открывается» зрителю со стороны Пулковского шоссе, то есть на въезде в город. Широкая лестница ведёт к центру композиции, справа и слева от неё расположены многофигурные скульптурные группы (26 бронзовых фигур работы Аникушина). Они оформляют подход к 48-метровому обелиску из красного гранита (в народе имеет прозвище «стамеска»).

Возле этой высотной доминанты мемориала установлена пятиметровая скульптура «Непобедимые» (фигуры солдата и рабочего), далее располагается «разорванное кольцо» диаметром в 40 метров, выполненное из железобетона с каменной облицовкой. В центре этой площадки установлена ещё одна работа Аникушина — скульптурная группа «Блокада».

Кстати

Монумент «представляет собой сложный комплекс, сочетающий в себе архитектуру, скульптуру и монументально-декоративную живопись». Эксперты отмечают важнейшую роль мемориала в застройке южной части города, поскольку «он является символическими “воротами” Санкт‑Петербурга» со стороны аэропорта Пулково.

Понятно, что Монумент Героическим защитникам Ленинграда попал в список выявленных объектов культурного наследия «на ура» не только из-за своей архитектурно-художественной ценности, но и по идеологическим соображениям. При этом эти самые «парадные ворота» въезда в город со стороны аэропорта Пулково образует не монумент сам по себе, а весь ансамбль площади Победы плюс выразительные дома-пропилеи по обе стороны Московского проспекта, оформляющие переход к построенной раньше и в другой стилистике грандиозной одноимённой площади, на которой величественно доминирует Дом Советов.

То есть резонно было бы придать охранный статус всему ансамблю площади Победы (40 лет с момента строительства прошло), а то вдруг всё вокруг монумента снесут и освободившееся пространство застроят небоскрёбами, которые памятник своей массой «убьют». И что толку тогда в ныне дарованном монументу включении в «особый» перечень?

Несколько потрёпанное временем здание яхт-клуба на Петровской косе не утратило своей оригинальности

Главное здание яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе построено в 1978-1980 годах в ходе подготовки к московской Олимпиаде-80 по чертежам ЛенЗНИИЭПа (Ленинградский зональный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий). Основная разработка — архитектор Владимир Маслов (1930-1978) и инженер Алексей Морозов.

Алексей Петрович Морозов (1907–1987), выдающийся советский инженер, вошедший в историю архитектуры ХХ века как создатель и руководитель школы разработчиков большепролетных конструкций. В 1934 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт, первые крупные работы — параболический бункер длиной более 300 метров для Балхашского медеплавильного завода и эллинг для одного из предприятий Комсомольска-на-Амуре. Помимо промышленных сооружений, в 1950-1960-е годы по его проектам строятся в Ленинграде несколько колхозных рынков, в том числе Некрасовский и Московский. Разработанные Морозовым и его сотрудниками конструкции были использованы при строительстве дворца спорта «Юбилейный» и спортивно-концертного комплекса на проспекте Гагарина (уничтожен).

Квадратное в плане 3-4-этажное здание яхт-клуба напоминает кристалл. Каждая из 16 опор первого этажа состоит из четырёх стержней, которые «раскрываются» вверх, образуя каркас перевёрнутой пирамиды.

Включение этого сооружения в охранный список особенно важно, поскольку в последние годы разрабатываются проекты строительства на Петровской косе различных объектов. Кроме того, в сентябре прошлого года стало известно, что Ленинградская федерация профсоюзов и ФНПР «Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов» продали здания, находящиеся на Петровской косе. Возможно, уникальное сооружение благодаря включению в список выявленных объектов культурного наследия удастся сохранить для будущих поколений.

Помимо перечисленных объектов, в списке, предложенном Союзом архитекторов, содержится ещё 16 зданий второй половины ХХ века, которые «стоят в очереди» на попадание в перечень охраняемых государством. Как минимум двум из них в ближайшее время грозит уничтожение.

Уникальный аэровокзал в Пулково может исчезнуть до включения в охранный перечень

Во-первых, это аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»), о котором «Родина на Неве» подробно рассказывала в конце декабря прошлого года. Сейчас КГИОП сообщает, что «обсуждение здания аэропорта Пулково-1 будет проходить на отдельных заседаниях рабочей группы с приглашением специалистов, которые занимаются развитием аэропорта».

Во-вторых, под угрозой уничтожения находится предложенный архитекторами для включения в перечень выявленных объектов культурного наследия Дворец молодёжи на улице Профессора Попова, 45-47. Здания концертного зала и гостиницы предполагается снести уже в этом году. Скорее всего, это произойдёт раньше, чем решится вопрос об их охранном статусе. Так уже было в истории с уничтоженным Спортивно-концертным комплексом на проспекте Гагарина.

Кроме того, Союзом архитекторов предложены для включения в список выявленных объектов культурного наследия следующие постройки 50-70-х годов ХХ века:

  1. Дворец спорта «Юбилейный» на проспекте Добролюбова, 18;
  2. Большой концертный зал «Октябрьский» на Лиговском проспекте, 6;
  3. Здание института ЛенНИИпроект на Троицкой площади, 5;
  4. Комплекс жилых домов на Комсомольской площади;
  5. Морской вокзал на Васильевском острове;
  6. Здание Государственной морской академии имени адмирала Макарова в Стрельне;
  7. Дом политического просвещения на площади Пролетарской диктатуры, 6;
  8. Ленинградский телецентр на улице Чапыгина, 6;
  9. Финляндский вокзал на площади Ленина, 6;
  10. Спортивная школа на Малом проспекте Васильевского острова, 66;
  11. Детский сад в Сапёрном переулке, 2;
  12. Комплекс жилых домов на Свердловской набережной, 60-64;
  13. Жилой дом на Большом Сампсониевском проспекте, 108;
  14. Квартал жилой застройки в Сосновой Поляне с «домом-змеёй».

Впрочем, этот список не окончательный, предполагается, что совместными усилиями Санкт‑Петербургского Союза архитекторов и КГИОП он будет дополнен. Будем за этим процессом следить, а об уже предложенных объектах расскажем подробно.

Игорь Теплов

Вам будет интересно