В охранный реестр вот-вот будут внесены ещё несколько зданий, построенных в советский период. Это два объекта (четыре здания), относящиеся к эпохе сталинского ампира. И что в них такого особенного?
Петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщил, что уже подготовлены документы по «выдающимся объектам периода советской неоклассики».
Речь идёт о доме на Большом Сампсониевском проспекте, 108 возле железнодорожной платформы Ланская (два корпуса), а также о здании института «ЛенНИИпроект» на Троицкой площади, 3 и прилегающем жилом доме на углу улицы Куйбышева,1/5.
Первый из объектов представляет собой два корпуса, пристроенные с обеих сторон к дореволюционному доходному дому инженера Германа Антоновича Коха (построен в 1909-1910 годах на Сердобольской улице, 1). Одна из его квартир стала последней конспиративной для Владимира Ильича Ульянова (Ленина).
Кстати
Согласно официальной историографии, именно отсюда, сбрив бороду и усы, с повязкой на щеке (якобы болит зуб), в сопровождении Эйно Рахья «вождь мирового пролетариата» пешком отправился в Смольный, чтобы возглавить октябрьский государственный переворот 1917 года (см. художественный фильм «Ленин в Октябре»).
Оба Г-образных корпуса, примыкающие к «ленинскому» дому, построены в 1953-1956 годах по проекту, разработанному под руководством Виктора Белова. Стиль — сталинский ампир (он же «советский неоклассицизм»). Здание со стороны линии Финляндской железной дороги напоминает европейские королевские дворцы и замки (круглые башни по углам, монументальный портал в центре фасада).
Со стороны Большого Сампсониевского (тогда — проспект Карла Маркса) к семиэтажному корпусу примыкает девятиэтажная башня, которую, согласно легенде, предполагалось увенчать шпилем. Неизвестно, соответствует ли это предание действительности, но сооружению явно не хватает некоего высотного завершения — оно выглядит, как теперь говорят, «недовинченным».
«Здание выделяется обилием всевозможных декоративных деталей, происходящих как из архитектуры русского классицизма, так и из западноевропейской традиции (палладианство, итальянское барокко и т.д.). В декоративном оформлении обоих корпусов использованы фронтоны, пилястры, полуколонны, сандрики, вазоны, маскароны, лепные гирлянды, медальоны и балюстрадные ограждения», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
В результате постройки такого роскошества по обе стороны от скромного доходного дома Коха пришлось реконструировать и его. Работы по надстройке здания двумя этажами и переделке фасада в духе всё того же сталинского ампира были произведены в 1957-1958 годах. Превращённую в музей в 1930-е «ленинскую» квартиру и лестницу, «по которой ходил сам Ильич», естественно, сохранили.
При этом перестроенное здание вроде бы и сейчас числится как памятник истории и культуры федерального значения, а музей в последней конспиративной квартире Ленина прекратил своё существование во второй половине 1990-х — теперь это частное владение.
Виктор Фёдорович Белов (1911-1969), выдающийся ленинградский архитектор, уроженец Тверской области, сын крестьянина, ставшего рабочим. В 1936 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В Ленинграде по его проектам (и в соавторстве) построены малоэтажные жилые дома в Автово и на Малой Охте, школа на улице Маяковского, 24, типовые кинотеатры («Слава», «Максим», «Руслан» и др.) и двухэтажные торговые центры в спальных районах города, здания Онкологического института в Песочном и жилой дом «Дворянское гнездо» на Петровской набережной, 4. Участник Великой Отечественной войны, по возвращении с фронта вновь работал в институте «Ленпроект», где с 1948 года руководил архитектурной мастерской №8, одновременно преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Занимался восстановлением разрушенных домов на Петроградской стороне, в Кировском районе и в Петергофе, автор проектов планировки и застройки проспектов Карла Маркса (ныне Большой Сампсониевский), Энгельса, Лесного, Мориса Тореза, Светлановской площади и др.
Вторым объектом, который вот-вот будет внесён в охранный реестр, значится здание института «ЛенНИИпроект» на Троицкой площади, 3 и жилой дом на улице Куйбышева,1/5.
Оба сооружения возведены в 1954-1956 годах по проекту группы архитекторов в составе Олега Гурьева, Якова Лукина и Алексея Щербёнка. Поскольку авторы в советские времена перечислялись в алфавитном порядке, определить степень участия каждого в разработке трудно, но в данном случае (как и с объектом на Большом Сампсониевском проспекте, 108, где явно доминировал Виктор Белов) всё понятно — дирижёром в этом оркестре выступал первый в списке.
Олег Иванович Гурьев (1912-1986), советский архитектор и художник. По окончании Ленинградского инженерно-строительного института (1935) работал в Ленпроекте, где в 1943-1960 годах руководил мастерской. Проектировал в стилистике сталинского ампира (неоклассицизма). В соавторстве до Великой Отечественной войны проектировал жилой квартал на Малой Охте, затем — застройку Каменноостровского (Кировского) проспекта (дома 2, 15, 25, 27, 34, 47), планировку и застройку Приморского проспекта (1946-1951) и Ланского шоссе (1958-1962), стадион имени В.И. Ленина («Петровский») и др. Увлекался архитектурой итальянского Возрождения и творчеством Андреа Палладио и его системой пропорционирования, чему посвятил изданную в начале 1980-х книгу.
Здания, построенные на углу Троицкой площади и Большой Дворянской улицы (площади Революции и улицы Куйбышева соответственно) — это и многоколонный гимн Палладио, и похоронный марш сталинскому ампиру. Стройка была в самом разгаре, когда в ноябре 1955 года вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Завершить проект в изначальном варианте получилось, наверное, по двум причинам. Во-первых, Ленинград в те годы не привлекал особое внимание кремлёвских деятелей, здесь «царствовали» третьеразрядные партийные чиновники и всевозможные хрущёвские экзерсисы (в том числе архитектурные) в осуществлении сильно запаздывали. Во-вторых, жилой дом «с колоннами» на углу улицы Куйбышева и площади Революции предназначался не для обычных граждан, а для номенклатурной «элиты» города на Неве.
В частности, до переезда в Москву здесь жил Иван Васильевич Спиридонов (1905-1991) — в 1957-1962 годах первый секретарь Ленинградского обкома КПСС (затем председатель Совета Союза Верховного Совета СССР).
Несколько лет назад на фасаде здания установлена мемориальная доска, гласящая, что в 1972-1984 годах в этом доме жил первый секретарь Ленинградского обкома КПСС (1970-1983), член Политбюро ЦК КПСС Григорий Васильевич Романов (1923-2008). Памятная табличка выполнена в угрюмо-казённом духе, который вполне соответствует атмосфере тех лет, когда этот государственный деятель «царствовал» на берегах Невы.
«Фасады построенных зданий отличаются монументальностью и пышностью оформления. Корпус, где помещается ЛенНИИпроект, украшен колонным портиком композитного ордера, поднятым на рустованный первый этаж. Фасад углового жилого дома также декорирован многоколонными портиками (тосканского ордера в уровне первого этажа, и коринфского в уровне второго). Цоколь облицован полированным гранитом. Здание ЛенНИИпроекта и примыкающего к нему жилого дома можно считать одними из лучших примеров послевоенной сталинской неоклассики в Ленинграде», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Напомним, что осенью прошлого года архитектурное сообщество Петербурга инициировало разработку методики оценки объектов, построенных в Ленинграде в 50-80-х годах прошлого века (то есть не позднее, чем 40 лет назад — таково требование нынешнего законодательства), на предмет их исторической и художественной ценности для включения лучших в список выявленных объектов культурного наследия.
Для этого при комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры была создана специальная рабочая группа, в работе которой, помимо сообщества архитекторов и чиновников КГИОП, участвуют члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга, представители профильных вузов Петербурга и сотрудники комитета по градостроительству и архитектуре.
В декабре 2021-го Союз архитекторов представил список из двух десятков объектов, которым, по его мнению, следует присвоить охранный статус.
Весной нынешнего года в реестр памятников внесены: здание Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева на Пионерской площади (плац лейб-гвардии Семёновского полка), Корпус № 5 (учебно-лабораторный) Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова (Ленина) на улице Профессора Попова, 5, Монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Главное здание яхт-клуба профсоюзов на Петровской косе.
Кроме этих, а также зданий на Большом Сампсониевском проспекте и Троицкой площади, о которых говорится выше, Союзом архитекторов предложены для включения в список выявленных объектов культурного наследия следующие постройки 50-70-х годов ХХ века:
- Дворец спорта «Юбилейный» на проспекте Добролюбова, 18;
- Большой концертный зал «Октябрьский» на Лиговском проспекте, 6;
- Комплекс жилых домов на Комсомольской площади;
- Морской вокзал на Васильевском острове;
- Здание Государственной морской академии имени адмирала Макарова в Стрельне;
- Дом политического просвещения на площади Пролетарской диктатуры, 6;
- Ленинградский телецентр на улице Чапыгина, 6;
- Финляндский вокзал на площади Ленина, 6;
- Спортивная школа на Малом проспекте Васильевского острова, 66;
- Детский сад в Сапёрном переулке, 2;
- Комплекс жилых домов на Свердловской набережной, 60-64;
- Квартал жилой застройки в Сосновой Поляне с «домом-змеёй».
Ещё два объекта, предложенные архитектурным сообществом для включения в охранный реестр, уже приговорены к сносу и, судя по всему, обречены.
Дворец молодёжи на улице Профессора Попова, 45-47. Здания концертного зала и гостиницы предполагается снести уже в этом году. Аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»). КГИОП сообщил, что обсуждение вопроса о включении этого здания в охранный реестр «будет проходить на отдельных заседаниях рабочей группы с приглашением специалистов, которые занимаются развитием аэропорта».
Кроме того, под угрозой «трансформации» находится стадион «Петровский», Морской вокзал и ещё ряд памятников советской архитектуры.
При этом градозащитники и сейчас бьются за сохранение расположенного у площади Мужества здания Научно-исследовательского института целлюлозно-бумажной промышленности (тоже прекрасный образец сталинского ампира), а на территории Ленэкспо начале марта 2022-го было снесено здание, построенное в 1947-1949 годах для Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики.
Строение с башней и шпилем, вполне заслуживающее статуса памятника архитектуры, но так его и не получившее, уничтожили во имя сооружения элитного жилого комплекса. Теперь, чтобы «протолкнуть» проект через Градсовет, предлагается уничтоженное здание в усечённом виде «воссоздать».
Короче говоря, пока что в охранный реестр попадают те несомненно интересные образцы советской архитектуры, существованию которых и так ничего не угрожает…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru