Так называемая «творческая элита», покинувшая Россию с началом спецоперации, искренне возмущена критическими комментариями в свой адрес от оставшихся на родине соотечественников. «Кумиры» и «звёзды» в попытках понять, почему так получилось, пришли к выводу — в стране остались лишь чёрствые, не способные оценить их талант люди. При всём этом ряд протестантов уже начал пересматривать свои взгляды и вполоборота повернулся к российской аудитории.
Далеко не все, уходя, демонстративно хлопали дверью. Одна из основных отговорок была — мы с семьёй срочно уехали в отпуск, когда вернёмся, не знаем. Одной из таких отбывших на каникулы четой оказались Максим Галкин и Алла Пугачёва. Алла Борисовна поначалу язвительно смеялась, обличая тех, кто критиковал её отъезд, во лжи — по озвученной Примадонной версии, она должна была скоро вернуться домой. Сейчас уже известно, что певица с супругом надёжно обосновались в Израиле и подыскивают школу для своих детей.
Максим Галкин «раскачивает лодку» за границей, признаётся в любви израильскому зрителю и эпизодически публикует фотографии с единомышленниками в Израиле — Аллой Борисовной, Борисом Гребенщиковым, Андреем Макаревичем, с припиской в стиле «три звезды — три светлых повести». Он от всей души недоумевает, когда в адрес заслуживших известность людей прилетают негативные комментарии. Галкин уже успел выразить уверенность, что это интернет-тролли массово пишут обличительные отзывы за деньги. Якобы чтобы пресечь этот поток, Галкин под серией своих публикаций отключил возможность комментирования.
Но неприятные реплики всё равно долетают до Израиля. Так Алле Пугачёвой довелось узнать о том, что на здании Останкино появилась световая надпись «Алла, хорошо, что ты убежала. Алла, ты давно тут всех *** (всем надоела)». Представитель творческой элиты не смогла сдержать эмоции и проигнорировать посыл, Примадонна решила срочно дать ответ в адрес страны в целом. «Чем ниже интеллект, тем громче оскорбления. Живи спокойно, страна!» — написала Пугачёва.
Среди ответных реплик подписчиков больше сотни лайков набрала фраза: «Как живёт страна, более не ваше дело. Вас это не касается».
Но если Пугачёва с Галкиным по крайней мере не хамят, то, например, Макаревич в публикациях называет своих оппонентов «мудачьём». «Вижу тявканье по поводу уехавших — Аллы, Мaксима, Чулпан, Земфиры… Это Россия уехала от вас, мудачьё. Потому что Россия — они, а не вы», — заявил певец в своём блoге. Подобными фразами «любитель макарон» обидел даже своих преданных поклонников в России: «»Мудачьё»…Стыдно и обидно слышать это от человека, на чьих песнях мы выросли, восхищались им…И в одночасье потеряли к нему и уважение, восхищение. Стыдно, Андрей Вадимович, стыдно!».
Интересно, что в попытках оправдаться в духе «я не это хотел сказать, вы всё не так поняли, исполнитель ещё раз продемонстрировал отношение к аудитории: «Я отвечаю за каждое своё слово и за каждую свою ноту. Как ее поняли Коля, Ваня или Вася — я не нанялся ее им расшифровывать, пусть сами думают».
Некоторые «звёзды» театра и кино тоже оказались недовольны Россией. Проживавший в Москве латышский актер Андрис Лиелайс, критиковавший политику России, был удивлён тем, что его перестали звать на телевидение. «Я больше не могу приближаться к Останкинскому ТВ. Мои фото там расклеены в радиусе километра — «этого человека подпускать близко нельзя». Я не чувствую себя в безопасности и у себя дома — избегаю отвечать на звонки, а если звонят в дверь, то не открываю… У нас в квартире есть место, куда, если вдруг «придут за мной», то я могу спрятаться… Сейчас заканчиваю все формальности для переезда с семьей в Латвию… В Латвии я вижу себя специалистом в вопросах ТВ, а могу и заняться политикой!» — нагнетал Лиелайс.
Публицист Михаил Шахназаров не смог сдержать иронии по поводу с помпой бежавшего из не преследовавшей его страны Андриса Лиелайса. Отъезд «незаменимого» актёра Шахназаров описал в духе некролога: «Российский кинематограф понес тяжелейшую утрату. Андрис Лиелайс навсегда покинул Россию. Нашему зрителю он запомнился крылатыми фразами: «Кушать подано! «, «Машина у подъезда! «, «Я видел ее вчера», «Прачка заболела», «Погода не балует» и другими».
Украинский телеведущий Дмитрий Комаров, получивший широкую раскрутку в российском эфире, выступил против спецоперации и, естественно, потерял право вещать в местном эфире. После этого он более активно начал писать в соцсетях, разделив российскую аудиторию на умных и глупцов: «…умные подписчики найдут способ и дальше смотреть правду. Глупцы проклянут и сядут смотреть Киселёва со Скабеевой…». Впрочем, он, по крайней мере на текущий момент, не пытается одновременно поливать Россию грязью и пытаться зарабатывать здесь деньги. Зато такой подход выбрал для себя украинский певец Макс Барских.
Прилично заработавший на российской аудитории исполнитель Макс Барских, с началом спецоперации быстро отрёкся от «любимых слушателей». Например, отменил концерты, не вернув деньги покупателям билетов, часть денег отправил для украинских военных. Помимо прочего Барских демонстративно запретил прослушивание своих песен россиянам. Однако не так давно, блокировка была снята, да и высказываясь о концертах в Германии Барских заявлял, что не против посетителей-россиян. Видимо, деньги имеют приоритет перед «принципами».
Но пока чаши весов колеблются — одна из последних реплик Барских по поводу открывшейся возможности прослушивания его песен в адрес россиян: «Песни скоро удалят, так что наслаждайтесь, у вас пока такая возможность есть».
Пока одни представители творческой элиты истекают ядом за границей, другие начали потихоньку возвращаться. Телеведущая Ксения Собчак, получившая за время «каникул» израильское гражданство, с чувством, что обезопасила своё будущее, вернулась в Москву. Теперь её версия интерпретации событий — она над схваткой, и является патриотом, который не всегда оправдывает действия российского правительства. Как пишут СМИ, «Ксения жалуется на то, что она оказывается в списках предателей России, и что её параллельно обвиняют в пособничестве Кремлю».
Интересная ситуация складывается вокруг оперной певицы Анны Нетребко. Имея австрийское гражданство и проживая значительную часть времени за рубежом, Нетребко была неприятно удивлена отказом со стороны европейцев пускать её на сцену. Продолжительное время певица пыталась усидеть на двух стульях, высказываясь в духе «её цель — объединять людей, преодолевая политические разногласия». Но иностранцам это подход не подошёл.
Чтобы вернуть их расположение, Нетребко высказалась с негативом о российских действиях на Украине. В ответ посыпались отказы отечественных площадок от сотрудничества с исполнительницей, но, кажется, на текущий момент Нетребко зафиксировала позицию — недавно возобновились её концерты в Европе, и с аншлагом прошло выступление на сцене миланского театра «Ла Скала». Примечательно, что исполняла дива произведения русских классиков. Певица по-прежнему досадует, что аудитория «давит на неё», заставляя проявить ту или иную позицию чётко.
Светлана Хоркина, бывшая гимнастка и олимпийская чемпионка, а ныне государственный советник РФ на подобные колебания отреагировала язвительным выпадом: «Всех ласкала, да не доласкала».
Больше всего раздражения, судя по комментариям, у россиян вызывает не то, что те или иные исполнители выбрали ту или иную позицию, а потоки грязи против страны, генерируемые на расстоянии, из-за границы, или пресловутые попытки «усидеть на двух стульях» и продолжить собирать деньги с аудитории, которую «элита» считает, мягко выражаясь, недалёкой. Удивительно, что исполнители каждый раз, похоже, искренне обижаются на людей, которые совершенно правильно интерпретировали их змеиные телодвижения.
Историк и публицист, главный редактор «Родины не Неве» Дмитрий Жвания высказал мнение, что внимание к покинувшим Россию артистам избыточно. Пристально приглядеться стоит к тем, кто может нанести вред стране, и держать их в фокусе внимания. А по большому счёту, лучшие, величайшие звёзды, остались в России, и их больше тех, кто предпочёл отчалить.
«Наше пристальное внимание к поведению артистов — лишнее свидетельство того, что мы живём в обществе, которое французский философ Ги Дебор ещё 50 с лишним лет назад охарактеризовал как «общество зрелища» или «общество спектакля». «Зрелище заняло место самой реальности», – писал Ги Дебор. Поэтому неудивительно, что персонажи зрелища, их телодвижения и фразы, для нас, «зрителей», важнее, чем те люди, которые производят смыслы и созидают историю. Вот и сейчас мы обсуждаем реакцию Аллы Пугачёвой на какие-то оскорбления в её адрес, которые появились на башне в Останкино, а не подвиги, совершаемые солдатами нашей армии на Украине, не философские рефлексии на ситуацию в мире Александра Дугина и не метафизические оценки её Андрея Ткачёва. <…> Все эти макаревичи, гребенщиковы, земфиры, хаматовы, ауги и все прочие люди подмостков, которые 24 февраля 2022 года почувствовали, что «в России нечем дышать», недостойны сейчас нашего пристального внимания. Среди них есть очень талантливые люди — без всякого сомнения. Но зачем отслеживать каждый их жест?» — пишет Дмитрий Жвания.
При этом он акцентирует внимание на существенном моменте: «Вот на активность Максима Галкина надо обратить внимание нашим спецслужбам. Недавно он заявил, что через один австрийский фонд будет собирать деньги для украинских беженцев. Это его моральная обязанность как гражданина России — помогать украинским беженцам, заявил он. О беженцах из Донбасса он не заикнулся. Человек выбрал, на чьей он стороне. И если выяснится, что австрийский фонд собирает деньги не только беженцам, но и украинским комбатантам, то придётся Галкина вылавливать и осуждать по статье «измена Родине». Надо проверить и то, откуда Борис Гребенщиков взял 12 миллионов евро, которые он перевёл Украине. Время шуточек и позёрства кончилось. Нынче — время войне (Екклесиаст 3:8), значит — всё очень серьёзно. Человек, который помогает стране, с которой воюет Россия, должен осознать всю серьёзность своего поведения».
Алексей Николаев
Ранее по теме:
Рефлексии творческой «элиты» на фоне спецоперации на Украине · Родина на Неве (rodinananeve.ru)