Мариинский театр продолжает пополнять коллекцию опер великого итальянца Джузеппе Верди. В декабре 2022 года прошла премьера «Отелло» в постановке режиссёра Михаила Смирнова. В спектакле задействованы ведущие исполнители Мариинского театра. Наверное, ещё и поэтому на него непросто попасть. В очередной раз можно попытать счастье 18 марта.
«В истории оперы Джузеппе Верди “Отелло” на самом деле есть что-то чудесное. В 1871 году была поставлена “Аида”. Верди, которому тогда было почти шестьдесят, в расцвете славы вдруг на долгие годы уходит в тень. Появляется новое поколение молодых музыкантов. Ко многому Верди относится критически и не вступает в состязание с ними. Кое-кто даже стал считать его чуть ли не старомодным. И вот тогда, пятнадцать лет спустя после “Аиды” – 5 февраля 1887 года – ставится “Отелло”. Это была новая опера, новый стиль, полный жизненных сил. Композитору теперь семьдесят четыре года!» – рассказывает историк оперы Генри У. Саймон.
Действительно за годы молчания Верди в мире оперы наметились перемены. Немец Рихард Вагнер задал новое направление в этом искусстве, обозначенное как «музыкальная драма». В Италии его последователем был Арриго Бойто. И именно он писал либретто для поздних опер антагониста Вагнера, каким был Джузеппе Верди. Написал Бойто и либретто для «Отелло», которое он, правда, назвал «Яго». «Он переработал великую шекспировскую трагедию для Верди, чтобы тот смог создать свой оперный шедевр. Бойто в высшей степени талантливо сделал своё дело. В большинстве переработок шекспировских пьес для опер остаётся очень мало от великой поэзии и драмы, однако Бойто удалось сохранить большинство из драматических достоинств оригинала», – считает Генри У. Саймон.
С эскизами своего прочтения драмы Уильяма Шекспира Бойто познакомил Верди ещё в августе 1879 года. Композитор одобрительно оценил их, но согласия писать по ним оперу не дал. Однако Бойто продолжил работать на либретто, и Верди приступил к созданию оперы, когда её литературная часть была полностью закончена – в начале 1881 года. Всё дело в трепетном отношении Верди к наследию великого и загадочного британца. «Шекспир был его самым любимым писателем. Ещё в сороковые годы Верди написал оперу “Макбет”, к которой вновь вернулся спустя почти 20 лет; многие годы он работал над “Королём Лиром”, но, не удовлетворённый либретто, уничтожил, как предполагают, уже готовую оперу, частично использовав её музыку в других произведениях; с Шекспиром связано и последнее творение Верди – комическая опера “Фальстаф”», – сообщает советский музыковед Михаил Друскин.
Работа над либретто продолжалась и во время создания оперы. Верди просил Бойто внести изменения, а то и вовсе переписать целые сцены. «Верди и Бойто динамизировали, усилили и укрупнили роль Яго – композитор некоторое время даже собирался назвать оперу именем этого персонажа. Он предстает не просто завистником, негодяем, клеветником, но демоном зла, олицетворением темных и гнусных сторон человеческой натуры», – уточняет советский музыковед Абрам Гозенпуд. Однако Верди всё же сделал главным героем Отелло. «Тема всевластия зла, привлекавшая мизантропа, скептика Бойто, нехарактерна для Верди, глубоко постигавшего мир в его противоречиях и твердо верившего в победу света», – поясняет Гозенпуд. «Мне говорят и пишут всё время о “Яго”. Я отвечаю всем: “Отелло”, а не “Яго”, еще не окончен! А они все твердят свое: „Яго“, „Яго“. Он (это правда) демон, который движет всеми, но Отелло – это тот, кто действует, любит, ревнует, убивает и сам кончает жизнь самоубийством. Было бы лицемерием не назвать оперу “Отелло” из-за страха сравнений с Россини (в 1816 году Джоаккино Россини написал оперу “Отелло. Веницианский мавр – прим. Д.Ж.)… Я предпочитаю, чтобы обо мне говорили: он вступил в борьбу с титаном и был побеждён, нежели услышать: он пытался укрыться под названием “Яго”» – это уже слова самого Верди.
«Действительно, Отелло – главный герой оперы. Он временно поддаётся наветам, тёмное начало побеждает, мутнеет его душевный мир, им овладевает отчаяние. Яго мог унизить его, толкнуть на преступление, но бессилен возвыситься до того, кто, узнав о невиновности Дездемоны, в искупление своей вины убивает себя у смертного ложы супруги. Путь движения Отелло в опере – это путь от высот счастья к бездне горя и ужаса и к конечному очищению, просветлению. Верди всё внимание сосредоточил на психологическом раскрытии драмы Отелло – Дездемоны. Музыка гениально передаёт все перипетии действия, рисует завершённые портреты героев», – растолковывает Гозенпуд.
«Отелло» продвигался медленно, но именно благодаря этой неспешности появилась на свет гениальная партитура… Да и накопления – духовные, личностные, музыкальные – долгого периода молчания выплескивались на бумагу совершенно новым, самому Верди незнакомым способом, – пишет музыкальный обозреватель Надежда Маркарян. – Вероятно, поэтому оперу отличают идеальная слитность формы, плавно скользящей, перетекающей из одного эпизода в другой, абсолютное интонационное единство, окутывающая все действие мелодическая цельность, утончённый психологизм оркестровой партии, которая явила тайные – не выговоренные в словах – намерения». С её точки зрения, да и не только с её, «Отелло» – «высшая точка вердиевского театра».
Побывать на этой высшей точке творчества Джузеппе Верди можно 18 марта, придя в Мариинский театр (вторая сцена). Начало спектакля в 20 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания