Опера ужасов. Или – «Макбет» Джузеппе Верди

Makbet_Verdi

Жаркий июль. Жители Петербурга если не в отпуске, то в мыслях о нём. Но все площадки завода искусства – Мариинского театра – продолжают работать. Один шедевр идёт за другим! Так, 7 июня Мариинка даёт оперу Джузеппе Верди «Макбет».

«Макбет» – настоящая «опера ужасов» с завораживающим средневековым колоритом: здесь колдуют ведьмы, являются призраки, клинки дымятся от крови, рыцари пируют, а по замку бродит сомнамбула

«“Макбет” – так называется знаменитая трагедия Шекспира и одна из самых популярных опер Верди, – читаем мы о спектакле на сайте театра. – Титульный герой оперы – шотландский военачальник, в котором обычный человеческий порок, тщеславие, разрастается до неудержимой мании власти». По мнению автора текста, «Макбет» – «настоящая “опера ужасов” с завораживающим средневековым колоритом: здесь колдуют ведьмы, являются призраки, клинки дымятся от крови, рыцари пируют, а по замку бродит сомнамбула».

Верди с юности интересовался наследием Шекспира (а точнее, того, кто скрывался под его именем). В начале 40-х годов XIX века он думал над тем, как переработать в оперы сюжеты «Гамлета» и «Бури», но в итоге в марте 1847 года на сцене флорентийского театра «Пергола» был представлен «Макбет». В 50-е итальянский композитор планировал написать оперы на все основные трагедии таинственного англичанина, в 60-е годы вынашивал идею постановки «Короля Лира», но лишь спустя много лет, в конце творческого пути, он создал две оперы по произведениям Шекспира – «Отелло» и «Фальстаф». Таким образом, «Макбет» – первая опера в шекспировской триаде Верди.

Либретто оперы «Макбет» Франческо Мария Пьяве. Сотрудничество Верди и Пьяве было весьма плодотворным. Пьяве написал либретто к восьми операм Верди: помимо «Макбета», это такие произведения, как «Эрнани», «Двое Фоскари», «Стиффелио», «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра» и «Сила судьбы».

«В “Макбете” Верди впервые сталкивается с сюжетом, действительно поразившим его воображение. Композитор прекрасно представляет узловые моменты драмы и сам пишет полный текст в прозе, разделив его по сценам и номерам. Он вынужден сократить побочные драматургические линии, чтобы сконцентрировать своё внимание на главном и не мешать стремительно развивающемуся действию, – рассказывает искусствовед Артур Платонов в монографии «Оперы Верди 40-х годов». – Пиаве оставалось облечь готовый текст в стихотворную форму. Отдельные сцены, по просьбе Верди, были доработаны его другом Андреа Маффеи – известным итальянским поэтом и переводчиком».

«Главным действующим лицом у Верди становится не Макбет, его характер значительно упрощён в опере, – это уже пишет советский музыковед, исследовательница творчества Верди Любовь Соловцова. – Центральная фигура в опере Верди – злой гений Макбета, женщина, толкающая мужа на вероломные убийства. Демонический образ леди Макбет, с её железной волей и безграничной жаждой власти, муки её преступной совести находят сильное и правдивое выражение в музыке Верди».

Действительно: если шекспировская леди Макбет – лишь поддерживает злые намерения своего мужа, усиливая их, то у Верди она – непосредственный подстрекатель и в равной мере – полноправный участник. «О, эта жажда трона!» – поёт коварная леди Макбет.

По мнению автора статьи об опере «Макбет», размещённой на сайте Мариинского театра, Макбет и его жена – «самая злодейская пара в истории оперы», они сообщники: «он – убивает, она – толкает на преступления».

«В “Макбете” Верди поставил перед собой совершенно новые для итальянской оперы того времени проблемы. Это опера без обычной любовной интриги. “Макбет” – смелый и новый в творчестве Верди опыт раскрытия в музыке духовной жизни человека, первый шаг к созданию музыкально-психологической драмы», – отмечает Соловцова.

Тот, кто знаком с историей кино ХХ века, читая об основной коллизии оперы «Макбет», не может не усмотреть аналогии с таким жанром, как нуар, где мужчина – объект манипуляции коварной женщиной. Правда, в нуаре, как правило, коварная искусительница, срывая куш и оставляя в дураках объект манипуляции, выходит сухой из воды. Что касается леди Макбет, то она под гнётом содеянного сходит с ума и умирает. Разница с нуаром существенная.

«Макбет – храбрый и мужественный воин, но находится в эротическом подчинении у леди Макбет, которой удаётся добиться от мужа свершения самых страшных злодеяний. Власть над Макбетом перерастает у леди Макбет в патологическое стремление к власти над окружающим миром, приводящее королеву к гибели. Ведь она лишь игрушка в руках провидения. Её функция – заставить Макбета встать на роковой путь» – это уже трактовка Артура Платонова. 

Так или иначе, верно замечает Платонов, «“Макбет” – первое произведение Верди, где такое огромное внимание уделено глубинам человеческой психики. Конечно, это определено трагедией Шекспира». 

«Кипение шекспировских страстей Верди сполна передал в своей музыке. Одна из самых сложных партий не только в “Макбете”, но и во всём мировом оперном репертуаре – партия леди Макбет. Верди задумал героиню злой и уродливой, но на сцене леди Макбет – это сильная, страстная красавица, противостоять которой муж попросту не в силах», – заключает автор текста, размещённого на сайте Мариинки (текст не подписан).

Великое произведение, а «Макбет», без всякого сомнения, великая опера, как минимум, лучшая из тех, что Верди написал в 40-е годы, отличается тем, что каждая эпоха открывает его новые смыслы. Премьера оперы состоялась тогда, когда Европа жила предчувствием революций, и они прокатились по её странам через год. Поэтому неудивительно, что финальный хор шотландских изгнанников публика воспринимала как манифест против тирании. Музыка Верди из «Макбета» звучит и в фильме Бернардо Бертолуччи «Перед революцией», снятом незадолго до событий 1968 года.

Кстати, в России «Макбета» впервые услышали 1 декабря 1854 года в исполнении петербургской Императорской итальянской оперы. Поскольку цензура не допускала спектакли со сценами убийств монарших особ, сюжет оперы в России отредактировали, и давали её под названием «Сивард-саксонец». Ныне же спектакль на шотландскую тему в Мариинском театре идёт в постановке шотландского режиссёра Дэвида Маквикара.

Какие смыслы «Макбета» открываются сегодня? Может быть, права Соловцова, утверждая, что «в самом злодеянии таится начало возмездия за него»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прийти 7 июня в Мариинский театр, а именно в старое его здание.

В роли Макбета – заслуженный артист Монголии (2011) и заслуженный артист Республики Бурятия (2015) Ариунбаатар Ганбаатар

За дирижёрским пультом – маэстро Валерий Гергиев.

Начало спектакля в 19-30.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно