Перейти к содержимому
Главная страница «Фальстаф» – комедия с нотками грусти

«Фальстаф» – комедия с нотками грусти

«Фальстаф» – уникальная опера Джузеппе Верди. Почти всего его произведения – драматические, их финал, как правило, трагический. А «Фальстаф» – это комедия. Однако написал эту оперу на закате жизни, и в ней сквозь смех порой прорывается грусть.

Разгадать полунамёки Верди, расслышать «грустные нотки» в комическом произведении великого мастера петербуржцы и гости северной столицы России смогут 13 сентября

В начале творческого пути, в 1840 году, Верди написал комедию. Написал на заказ, через силу. Это была опера «Король на час». Когда он работал над ней, от энцефалита умерла его жена, дочь его благодетеля Антонио Барецци, горячо им любимая Маргарита. Не известно, знал бы сегодня мир итальянского композитора Джузеппе Верди, если бы не она. Именно самоотверженная Маргерита настояла на том, чтобы Верди продолжал добиваться признания в Милане, а не возвращался в провинциальный городок Буссето, где он до отъезда с семьёй в столицу Ломбардии работал учителем музыки.

После смерти Маргериты Верди остался один: до этого один за в другой мир ушли их дети – дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо. И тот и другой ребёнок прожили на этом свете немногим больше года. Понятно, что Верди, работая над «Королём на час», сильно горевал. Он хотел отказаться от работы над комедией, но Бартоломео Мерелли, импресарио театра «Ла Скала», где с успехом прошла дебютная опера Верди «Оберто, граф Бонифачьо», настаивал – пиши, если тебе нужны деньги. Что мог извлечь из себя Верди в таком состоянии? И «Король на час» провалился. Публика неистово свистела во время исполнения оперы, улюлюкала, закидывала певцов овощами и фруктами, и добилась того, что её не исполнили до конца. После этого провала Верди сильно бедствовал, скитался по ночлежкам, и с трудом написал оперу «Набукко» («Навуходоносор»), благодаря которой он утвердился как оперный композитор. Однако за ним закрепилась репутация великого мастера драматической оперы, обделённого комическим чутьём. Сорок лет Верди вынашивал желание развеять этот стереотип. Чего он и добился, написав оперу «Фальстаф».   

«Опера “Фальстаф” Джузеппе Верди основана, как все знают, на “Виндзорских проказницах”, – рассказывает историк оперы Генри У. Саймон в книге «Сто великих опер». – Это, таким образом, великая опера великого композитора, и в основе её произведение великого драматурга, который – уж так случилось – однажды написал довольно плохую пьесу. Быть может, не очень-то вежливо говорить, что не всё, что написал Шекспир, очень хорошо. Как бы то ни было, но эта пьеса Шекспира столь очевидно не лучшего качества, что многие шекспироведы высказывают предположение, что далеко не все в ней написал сам Шекспир.

Как бы то ни было, либреттист Верди, Арриго Бойто, изъял некоторые несущественные детали, добавил кое-что из других, лучших – шекспировских – пьес и представил своему другу Верди великолепную мешанину, полную искрящегося веселья. И Верди, хотя ему, когда опера была поставлена, шел восьмидесятый год, написал блещущую юмором партитуру. Здесь нет длинных страстных мелодий, какие встречаются в “Травиате” и “Трубадуре”, творениях его более молодых лет, но юмор, мастерство и воодушевление ощущаются в каждом такте».

«Верди давно мечтал написать оперу по шекспировской комедии, но неодолимые препятствия мешали реализации замысла, – читаем мы в статье советского музыковеда Михаила Друскина. – Возможно, прославленный композитор не мог забыть провала своей первой комической оперы “Король на час”. И, создавая “Фальстафа”, Верди настолько не был уверен в успешном результате, что предполагал показать новую оперу лишь в кругу друзей, на своей вилле Сант-Агата. Партитура сочинялась не спеша, с тщательным обдумыванием деталей, и была завершена летом 1892 года. Премьера состоялась 9 февраля 1893 года в миланском театре “Ла Скала” и вылилась в грандиозное чествование восьмидесятилетнего композитора». 

В «Фальстафе» Верди показывает, что он – наследник его великого предшественника Джоаккино Россини (в Мариинском театре сейчас идут премьерные показы комической оперы Россини «Итальянка в Алжире» в постановке режиссёра Екатерины Малой). «“Фальстаф” – это большой музыкально-театральный коктейль. В нём есть ингредиенты итальянской музыкальной комедии ситуаций (опера-буффа), французской комической оперы и немецкой волшебной сказки, она играет скоростью и красками динамичных финалов “Свадьбы Фигаро” Моцарта, и добрый свет стиля Россини согревает её», – отмечает кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Даниил Шутко.

И именно Шутко расслышал в последнем произведении Верди «грустные оттенки»: «Среди веселья чуткий слух уловит едва заметную дымку меланхолии. Открыто эта печаль проявляется лишь единожды, в начале третьего действия, на короткое время, когда оказывается, что Фальстаф страдает. Дело даже не в том, что он одинок, а в том, что его время прошло. Эта идея заложена и у Шекспира: каким бы негодяем ни был Фальстаф, он – дворянин и в “Генрихе IV” действует с соответствующим размахом. В “Виндзорских проказницах” он попадает в новую и чужую для себя среду: новых хозяев общества, средненьких буржуа, подобных Форду. И здесь Фальстаф осмеян, втоптан в грязь. Он, как большой ребёнок, играет с миром, но миру он уже не нужен. Может, это роднит Верди со своим героем? Может, “Фальстаф” – прощание с театром, ведь престарелый Верди должен был понимать, что осуществить ещё один грандиозный оперный проект ему вряд ли удастся. И может, этим объясняется такое количество скрытых цитат и полунамеков на музыку прошлого, особенно – прошлого театрального, и особенно – самого Верди?»

Разгадать полунамёки Верди, расслышать «грустные нотки» в комическом произведении великого мастера петербуржцы и гости северной столицы России смогут 13 сентября, придя в Мариинский театр (вторая сцена), где «Фальстаф» идёт в постановке итальянского режиссёра Андреа де Роза (помимо «Фальстафа» в Мариинском театре он поставил оперы «Симон Бокканегра» и «Лючия ди Ламмермур»).

Начало спектакля в 19 часов

Подготовил Дмитрий Жвания

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2