Исполнилось 55 лет Большому концертному залу, поныне именуемому «Октябрьский». Вокруг этого «айсберга» из бетона и стекла, возникшего в эпицентре исторической петербургской застройки, — множество легенд и секретов.
Устоявшаяся версия появления в Ленинграде Большого концертного зала «Октябрьский» связана со строительством в Москве Дворца съездов (в Кремле) и необходимостью для второй столицы «соответствовать» первой. Всяческие торжественные заседания нужно было где-то проводить. Для этой цели прежде использовались залы Большого театра в Первопрестольной (съезды ВКП(б), конгрессы Коминтерна и т.п.) и Мариинского (то есть Театра оперы и балета имени С.М. Кирова) в Ленинграде.
Кстати
Проблема с большим залом заседаний в Москве действительно была, поскольку гигантский Дворец Советов так и не построили. Использовался созданный из Андреевского и Александровского зал Большого Кремлёвского дворца. А в городе на Неве был и есть Таврический дворец, Думский зал которого вмещает после советского «уплотнения» более 1000 человек. Кроме того, ещё до Великой Отечественной войны на Московском проспекте был построен Дом Советов с амфитеатром на 3000 участников с двухъярусным фойе и 11 конференц-залами. Другое дело, что переезд ленинградских органов власти в это здание так и не состоялся, а новый большой зал для официальных городских мероприятий никогда не использовался.
Проблема всех грандиозных залов, «заточенных» только на проведение заседаний и конференций, одна — они используются не так уж часто, а в основном простаивают, требуя при этом значительных средств на своё содержание.
При этом ещё при Сталине партийные съезды и заседания Верховного Совета (типа парламента) превратились в ритуальные мероприятия, уже не говоря о торжественных собраниях по поводу всевозможных «годовщин», которые после антракта плавно перетекали в «праздничный концерт».
Поэтому и понадобились вместительные залы, сцена которых сравнительно быстро трансформируется из декорации «стол президиума, трибуна, задник с портретом вождя» в нечто подходящее для выступлений огромного хора, ансамбля песни и пляски Советской Армии и даже артистов «лёгкого жанра».
Кстати
Дворец съездов в московском Кремле построен в 1959-1961 годах. Первоначально планировался зал на 4000 зрителей (как и «Октябрьский»), но незадолго до этого в Пекине был сооружён Дом народных собраний с банкетным и конференц-залом, рассчитанными на 7000 человек каждый. Якобы по личному указанию Никиты Хрущёва проект был скорректирован. В результате вместимость зрительного зала Дворца съездов увеличена до 6000 человек, а над ним устроили ещё и внушительных размеров помещение для банкетов.
Реализованный вариант был выбран по результатам закрытого конкурса. Участвовали в нём только московские архитектурные мастерские или же и зодчие из других городов СССР, в том числе из Ленинграда, — информации в открытом доступе нет. Поэтому предположения, что БКЗ «Октябрьский» построен по проекту, не воплощённому в Кремле, не имеют под собой подтверждённых фактических оснований.
Что касается ленинградского большого концертного зала, то с его авторством многое неясно. Например, есть информация, что ещё летом 1960 года (Дворец съездов в Кремле уже строится) архитектурно-техническим советом в городе на Неве одобрен проект БКЗ, созданный Валентином Каменским (1907-1975), Олегом Гурьевым (1912-1986), Жаном Вержбицким (1932-2011) и группой сотрудников Ленинградского филиала института «Гипрокинополиграф».
Судя по всему, это был какой-то предварительный вариант, который потребовалось, как минимум, дорабатывать. Во всяком случае, в большинстве источников указано, что осуществлённый проект БКЗ разработан авторским коллективом, который возглавил Александр Жук. В списке фигурирует и Каменский (в 1951-1971 годах — главный архитектор Ленинграда и один из авторов Генерального плана развития города, составленного в 1966-м, то есть не участвовать в проектировании и строительстве «Октябрьского» он просто не мог по должности).
Александр Владимирович Жук (1917-2008), академик, народный архитектор СССР. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры учился в мастерской Льва Руднева (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле, комплекс зданий с высоткой Московского государственного университета на Ленинских (Воробьёвых) горах). Под руководством или при непосредственном участии Жука в Ленинграде построены: здание Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева на Пионерской площади (плац лейб-гвардии Семёновского полка), подземный зал и здание станции метро «Владимирская», Большой концертный зал «Октябрьский», аэровокзал в Пулково («Пять стаканов»), разработано архитектурное оформление моста Александра Невского и Комплекса защиты Ленинграда от наводнений, оформлены перронные залы станций метрополитена «Выборгская», «Чернышевская» и «Достоевская», Дом кино, возведены отдельные жилые дома и целые кварталы в Автово, Дачном, близ улицы Седова и др. Участвовал в конкурсе проектов Театра Оперы на площади Бастилии в Париже.
Строительство БКЗ началось в октябре 1962 года, возведением концертного зала занимался трест №16 Главленинградстроя. Завершить объект требовалось к 50-летию «Великой Октябрьской социалистической революции», то есть к ноябрю 1967-го. Поставленная задача была успешно выполнена — 23 октября юбилейного года на новой сцене состоялся первый концерт, устроенный для строителей БКЗ.
Ещё одна «непонятка» — место расположения «ленинградского Дворца съездов». Бытует версия, что проект разрабатывался не под конкретный земельный участок, а «вообще» — без адреса, с которым определились далеко не сразу. В связи с этим пересказывается такая легенда.
Якобы речь о месте строительства БКЗ в очередной раз зашла, когда «хозяин Ленинграда» Григорий Романов ехал в машине с Московского вокзала в сторону Смольного по Лиговскому проспекту. «Вот тут и стройте», — махнул рукой партийный деятель в сторону Греческой церкви святого Дмитрия Солунского.
Григорий Васильевич Романов (1923-2008), несомненно, участвовал в решении вопросов, связанных со строительством БКЗ, но всё же «не из первого ряда». Его «царствование» (пребывание в должности первого секретаря Ленинградского обкома КПСС) приходится на 1970-1983 годы. В 1962-м, когда началось сооружение «Октябрьского», будущий «хозяин» города на Неве — секретарь горкома партии, а потом (назначен в тот же год) — один из секретарей обкома.
Явно основные решения по БКЗ принимали Иван Васильевич Спиридонов (1905-1991) и Василий Сергеевич Толстиков (1917-2003) — первые секретари Ленинградского обкома КПСС соответственно в 1957-1962-м и 1962-1970-м годах. Кроме того, за всей этой историей с концертным залом, судя по всему, маячила фигура бывшего главы города и региона, а в начале 1960-х ближайшего соратника Хрущёва — Фрола Романовича Козлова (1908-1965). Для таких партийных тяжеловесов Романов существовал тогда (и позднее) под грифом «Молодой ещё».
Тем не менее, эта легенда свидетельствует, что даже если это здание проектировалось изначально для этого участка на Лиговском проспекте, его появление среди исторической застройки вызвало некоторое удивление горожан. И это удивление не исчезло и поныне.
Скорее всего, построить БКЗ изначально планировалось именно здесь. Тому есть несколько причин. Во-первых, «заседалищный» зал располагается в центральной части города, сравнительно недалеко от Смольного и гостиницы «Октябрьская», где размещали «на постой» партийно-советских работников, всевозможных передовиков и ударников, прибывающих на торжественные мероприятия из ближних и особенно дальних районов Ленинградской области.
Во-вторых, близость Московского вокзала и станции метро «Площадь Восстания» (первая линия подземки связывает все вокзалы, существовавшие в городе на момент постройки БКЗ — Ладожский появился позднее).
В-третьих, на этом месте располагалось уже «убитое» здание храма, а при Хрущёве в стране развернулась очередная антирелигиозная компания, так что снос очередного культового сооружения, «не представляющего исторической ценности», только «работал» на актуальные идеологические экзерсисы.
Кстати
Православный храм во имя святого Димитрия Солунского, более известный как Греческая церковь, был построен в начале 1860-х годов у Лиговского канала, между 4-й и 5-й Рождественскими улицами на бывшей Летней Конной площади. Именно здесь, на Песках, массово селились петербургские греки. Проект храма в византийском стиле разработал архитектор Роман Иванович Кузьмин (1811-1867), а финансировал строительство винный откупщик, золотопромышленник и горнозаводчик Дмитрий Егорович Бенардаки (1799-1870). Крестообразное в плане церковное здание было внутри богато украшено: облицовка из красного и белого мрамора, настенная живопись, иконостас из орехового дерева. В 1939 году храм закрыли, помещения в дальнейшем использовались под военно-учебный пункт, склад и овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны здание сквозь купол прошила авиационная бомба, которая застряла в полу и не взорвалась. К началу 1960-х строение находилось в плачевном состоянии. По поводу его сноса в стихотворении Иосифа Бродского говорится:
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал…
В церковный садик въехал экскаватор
с подвешенной к стреле чугунной гирей.
И стены стали тихо поддаваться…
За 55 лет ленинградцы-петербуржцы и гости города привыкли к этому «айсбергу» из стекла и бетона, облицованному светлым сааремским доломитом. Сцена БКЗ оборудована более 100 механизмами, управляемыми с дистанционного пульта, а также одним из самых больших в стране киноэкранов. Всего в здании более 100 помещений, площадь фойе составляет более 3000 квадратных метров, вместимость зрительного зала — около 4000 зрителей.
На сцене БКЗ, который в полном соответствии со своим названием изначально функционирует, прежде всего, именно как концертный зал, выступали многие великие российские и зарубежные артисты.
Здание «Октябрьского» входит в список строений второй половины ХХ века, которые петербургский Союз архитекторов предложил включить в список выявленных объектов культурного наследия регионального значения. Решение об этом пока не принято.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы с сайтов БКЗ «Октябрьский» и citywalls.ru.