Аэровокзал «Пять стаканов» в Пулково будет уничтожен

Pulkovo2

Самый красивый в СССР аэровокзал, построенный в Пулково в начале 1970-х, предполагается через два года снести, чтобы соорудить на его месте новый терминал. Других вариантов якобы нет. Так ли это?

Вид на аэровокзал “Пять стаканов” со стороны лётного поля

На днях со ссылкой на заявление «транспортного» вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Соколова (бывший министр транспорта РФ) СМИ Северной столицы России дружно сообщили, что здание терминала-1 в Пулково предполагается снести, поскольку оно «не соответствует современным требованиям» и «его невозможно сохранить с функциональной точки зрения».

«Реконструкцию» планируется начать в 2023-м, а новый терминал построить за три года. Цена вопроса — примерно 50 миллиардов рублей. При этом здание, прозванное в народе «Пять стаканов», было полностью отремонтировано и переоборудовано всего лишь шесть лет назад для обслуживания внутрироссийских рейсов.

Аэровокзал был закрыт на реконструкцию 28 февраля 2014 года. Генеральным подрядчиком выступила компания «Идж Ичташ-Асталди Иншаат Аноним Ширкети». Сумма инвестиций составила 60 миллионов евро. Работы были выполнены за 11 месяцев. На торжественной церемонии открытия обновлённого здания всё тот же Максим Соколов, занимавший тогда пост министра транспорта РФ, сказал:

«Вслед за успешным запуском главного здания терминала в декабре 2013 года сегодня мы с удовольствием открываем реконструированную зону для внутренних рейсов в составе централизованного терминального комплекса. Памятное здание в обновлённом облике служит мостом между наследием и будущим аэропорта „Пулково“. Благодаря самому современному устройству комплекса и притягательной атмосфере в знакомом историческом окружении, пассажиры внутренних воздушных линий смогут насладиться качественно новым опытом путешествия».

Открытие терминала-1 Пулково после реконструкции. Крайний слева — Максим Соколов

И вот теперь господин Соколов заявляет, что сохранить уникальный аэровокзал «будет непросто». «Я бы сказал, невозможно. Поэтому всем нам надо будет подумать, что сделать, чтобы ни у кого не было изжоги», — заявил он. Ну, конечно, «изжога» в виде большого количества недоумённых вопросов Смольному и иже с ним в этой ситуации обеспечена.

Впрочем, отмечается, что на сегодня есть только наброски проекта, предполагающего снос старого аэровокзала, окончательное решение ещё не принято. Один из рассматриваемых вариантов подразумевает уничтожение «Пяти стаканов» с возведением на его месте современного терминала, а второй нацелен «просто» на расширение здания за счёт пристройки к нему дополнительных галерей с северной и южной стороны, а также увеличение выходов на посадку с помощью телетрапов.

Главный зал терминала-1 в Пулково после реконструкции, завершённой в 2015 году

Поскольку «ж-ж-ж» по поводу возможного сноса озвучено, можно не сомневаться, что всё уже на это и заточено. Эксперты отрасли и градозащитники никаких иллюзий по этому поводу не питают. Кроме того, непонятно, как в течение трёх лет, которые пройдут между предполагаемым сносом старого аэровокзала и вводом в эксплуатацию нового, обслуживать внутренние рейсы, которые прилетают в Пулково и отправляются отсюда. Трафик воздушной гавани постепенно восстанавливается и в условиях пандемии коронавируса, уже сейчас интенсивность рейсов довольно-таки высока.

Кстати

С начала текущего года аэропорт Пулково принял почти 16,7 миллиона пассажиров, из которых 14,4 миллиона приходится на внутренние авиарейсы. На международных линиях воздушная гавань Петербурга приняла 2,3 миллиона путешественников, что на 68 процентов меньше, чем до пандемии. То есть основная нагрузка пока ложится именно на обслуживание внутрироссийских перевозок, на что и «заточен» исторический терминал-1. Его поэтому хотят снести и построить новый?

Расположение транспортных коммуникаций аэропорта Пулково

На Петербургском международном экономическом форуме этого года  банк ВТБ и правительство Северной столицы России подписали соглашение о дальнейшем развитии аэропорта Пулково. Предусмотрено строительство дополнительного пассажирского терминала и объектов сопутствующей инфраструктуры.

По словам председателя правления ВТБ Андрея Костина, изначально планировалось, что стоимость строительства составит 60–70 миллиардов рублей, но прорабатывается и вариант увеличения финансирования. «Мы в следующем году полностью все спроектируем и в начале 2023 года начнём строить», — заявил Костин. Он также отметил, что со Смольным проводятся согласования основных параметров нового аэровокзала. Банкир отметил необходимость строительства терминала, поскольку действующий «подходит к пределу своих возможностей».

В общем, история развивается в сторону уничтожения аэровокзала, ставшего визитной карточкой Ленинграда-Петербурга. При этом обсуждается только и исключительно дальнейшее укрупнение терминалов Пулково. Хотя его взлётно-посадочные полосы сильно загружены, новые здесь строить негде, аэропорт уже вплотную прилегает к новым жилым кварталам города, то есть по большому счёту надо бы подумать не о сооружении очередных терминалов взамен старых, а о строительстве близ Северной столицы России новой воздушной гавани.

Кстати

Такой проект ещё в советские времена прорабатывался. Предполагалось построить новый аэропорт, ориентированный на внутренние рейсы, близ Мги (посёлок и крупная железнодорожная станция в Кировском районе Ленинградской области). И вроде бы зарезервированный под реализацию этого проекта земельный участок сохраняется поныне.

Напомним, пока что Министерство обороны РФ и «Газпром» заключили минувшей осенью концессионное соглашение о реконструкции военного аэродрома в Левашово близ Петербурга с целью «совместного базирования».

Проект модернизации воздушной гавани планируется осуществить до 2023 года. Речь идёт о реконструкции взлётно-посадочной полосы (до конца 2022-го), строительстве ряда сооружений и прокладке коммуникаций, а также дооснащении аэродрома «необходимым аэронавигационным и метеорологическим оборудованием». Будет возведён и вокзальный комплекс с перспективной пропускной способностью 250 пассажиров в час.

«Газпром авиа» имеет в своём составе свыше 30 самолётов (Boeing 737–700, Dassault Falcon-7X, Dassault Falcon-900В, Dassault Falcon-900EX EASy, Dassault Falcon-900LX, Sukhoi Superjet 100) и более 100 вертолётов (Ми-2, Ми-8, Ka-26, Ка-226, Eurocopter EC-135, Eurocopter EC-155).

Аэропорт в Левашово по площади примерно в два раза меньше Пулково. При максимальной загрузке в год здесь смогут обслужить 1,7 миллиона пассажиров. Для сравнения: в доковидном 2019-м главная воздушная гавань Петербурга обслужила 19,6 миллиона путешественников.

В общем, хоть и довольно скромная по масштабам, но альтернатива Пулково уже «нарисовалась». Может дело и до строительства аэропорта во Мге дойдёт?

Вид на старый аэровокзал и боковой фасад нового терминала в Пулково

Пока же все проекты, связанные вроде бы с развитием транспортной инфраструктуры Петербурга ориентированы сугубо на монополистов. Это и метро, которое на берегах Невы упорно не строится, и ускорения темпов ввода новых перегонов и станций без участия нескольких компаний, которые будут конкурировать друг с другом, явно не будет.

Это и «реформа» наземного общественного транспорта с закупкой большого количества неповоротливых и неманевренных в условиях уличных пробок удлинённых автобусов и троллейбусов, призванных удалить с рынка и вообще «изжить» шустрые маршрутки.

Это и упорное нежелание «расшивать» проблемные автотрассы (например, перекрёсток проспекта Ветеранов и Дачного, соединение улиц Турку и Бассейной, продолжение Софийской, которая сейчас из Колпино ведёт на улицу Салова, где автомобильным потокам рассредоточиваться негде). На самом деле этот список необъятен.

Зато «зелёный свет» дан платным трассам и Большому Смоленскому мосту, который на левом берегу Невы не столько распределяет потоки автотранспорта, сколько наоборот запутывает. В этом же ряду «развития транспортной инфраструктуры» — проекты дальнейшего укрупнения аэропорта Пулково и строительства терминала Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург близ Лиговского проспекта на месте старинных Кокоревских складов.

Для справки

Терминал-1 в Пулково с пропускной способностью до 2650 пассажиров в час был открыт в 1973 году. На этот момент он являлся крупнейшим в Советском Союзе. Проект аэровокзала, разработанный группой авторов под руководством Александра Жука, в 1974-м был удостоен Государственной премии СССР.

Александр Владимирович Жук (1917-2008), академик, профессор, народный архитектор СССР. В Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры учился в мастерской Льва Руднева (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле, комплекс зданий с высоткой Московского государственного университета на Ленинских (Воробьёвых) горах).

Выдающийся советский архитектор Александр Жук

Под руководством или при непосредственном участии Жука в Ленинграде построены Театр юного зрителя на Семёновском плацу (Пионерская площадь), подземный зал и здание с вестибюлем станции метро «Владимирская», Большой концертный зал «Октябрьский», разработано архитектурное оформление моста Александра Невского и Комплекса защиты Ленинграда от наводнений, оформлены перонные залы станций метрополитена «Выборгская», «Чернышевская» и «Достоевская», Дом кино, построены отдельные жилые дома и целые кварталы в Автово, Дачном, близ улицы Седова и др. Участвовал в конкурсе проектов Театра Оперы на площади Бастилии в Париже. Вот в этом ряду находится и здание аэровокзала в Пулково.

К сожалению, постройки второй половины ХХ века в Ленинграде, даже самые лучшие и однозначно ценные с точки зрения архитектуры, на сегодня не имеют никакого охранного статуса и никоим образом не защищены. Судя по тому, как развиваются события, связанные с «инвестициями», уникальный аэровокзал «Пять стаканов» в Пулково будет в ближайшие годы уничтожен, а на его месте соорудят очередной «сарай». Один такой тут уже построили.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: