Капитализм становится добрым, когда начинает чихать

Capitalism_1

Ряд западных экономистов вспомнили свои концепции 50-летней давности и говорят, что пандемия коронавируса поспособствует формированию «капитализма с человеческим лицом». Ну-ну…

Теорию этого всеобщего благоденствия и гармонии выдвинул ещё в 70-е годы прошлого века немецкий экономист Клаус Мартин Шваб

Речь идёт о так называемом капитализме стейкхолдеров, то есть действующих лиц бизнеса, на чьи интересы может повлиять его успех или неуспех. Получается, что в это сообщество попадают практически все – партнёры, поставщики, менеджеры компании, клиенты, то есть потребители, в числе которых могут быть, например, и пенсионеры. Отсюда проистекают всеобщая заинтересованность в положительном результате, порядочность во взаимоотношениях, забота друг о друге, окружающей среде и т.п. В общем – мир, дружба, жвачка.

Теорию этого всеобщего благоденствия и гармонии выдвинул ещё в 70-е годы прошлого века немецкий экономист Клаус Мартин Шваб, являющийся по совместительству основателем и бессменным президентом Давосского экономического форума, на который ежегодно собираются в Швейцарии воротилы мировой экономики и чиновники, причастные к «экономическому блоку» правительств своих стран.

По словам некоторых экспертов, даже в России «на смену услуге приходит честная помощь, клиенты становятся для бизнеса друзьями и партнёрами», а капитализм этих самых заинтересованных стейкхолдеров становится модным, особенно на фоне пандемии.

За полвека эта концепция как-то не очень смягчила звериный оскал капитализма, но поскольку в период пандемии он прикрыт защитной маской, Шваб решил о своей теории напомнить. Он считает, что коронавирусная эпопея поспособствует крушению «корпоративного эгоизма» и формированию этого самого «капитализма с человеческим лицом», поскольку современные корпорации – это не просто структуры, добивающиеся прибыли любой ценой, но и социальные организмы. При этом, естественно, бизнес не должен во всей этой тотальной благотворительности забывать об интересах своих акционеров.

Далее следует мутный поток размышлизмов о заботе ради их лояльности клиентов, без которой успех невозможен, о репутации как «краеугольном камне ведения бизнеса», о необходимости «угодить всем», поскольку без этого говорить о стабильном получении прибыли «просто невозможно».

И вот, по словам некоторых экспертов, даже в России «на смену услуге приходит честная помощь, клиенты становятся для бизнеса друзьями и партнёрами», а капитализм этих самых заинтересованных стейкхолдеров становится модным, особенно на фоне пандемии, что преподносится как одно из её позитивных последствий. Правда, специалисты говорят, что развилку с направлением на такой социальный капитализм Россия «пролетела» ещё в начале 90-х годов ХХ века, установив налогообложение, прежде всего, через косвенные сборы и «кинув» граждан с их советскими сбережениями в советском Сбербанке.

Так что нам по-прежнему «светит» известное и от Карла Маркса, и от Милтона Фридмана максимальное стремление бизнеса к получению прибыли любой ценой, которое, можно не сомневаться, в результате пандемии в России только усугубится.

Для справки:

Специалисты Всемирного банка и Высшей школы экономики констатируют, что в России нынешний кризис с учётом принятых правительством мер негативно повлиял на материальное положение всех групп населения, все домохозяйства, кроме семей с двумя и более детьми, обеднели. При этом уровень нищеты активно растёт в относительно богатых регионах и снижается в финансово неблагополучных.

По данным Росстата, уже во втором квартале текущего года число россиян с доходами ниже прожиточного минимума (11 468 рублей) составило 19,9 миллиона человек, то есть 13,5% населения страны. Доля малоимущего населения увеличилась на 1,3 миллиона человек к такому же периоду прошлого года. Подчёркивается, что в объеме доходов населения учтены 359,4 миллиарда рублей, которые были выделены из бюджета страны в качестве дополнительных мер социальной поддержки в период пандемии коронавируса.

Средний класс, к которому до эпидемии можно было отнести примерно 24% работающего населения России, сократился на 6,1%, которые перешли в категорию бедных. Причинами этого стали потеря работы и снижение трудовых доходов из-за простоя. В период пандемии 8,7% его представителей вообще остались без работы, 3,9% оказались в простое с зарплатой на уровне МРОТ.

Игорь Теплов

Вам будет интересно