Попечительский совет фонда «Царскосельский вокзал» собрался во второй раз, чтобы обсудить варианты современного использования «убитого» здания императорской железнодорожной станции.
Заседание состоялось в петербургском Музее железных дорог России (расположен возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге). В обсуждении текущих проблем фонда и проекта реставрации объекта культурного наследия федерального значения участвовали губернатор Северной столицы Александр Беглов, председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров, депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин, Леонид Случкий и др.
«Участники заседания рассмотрели концепции воссоздания Императорского Царскосельского вокзала и варианты его приспособления для современного использования, а также рабочие вопросы деятельности фонда», — лапидарно сообщает пресс-служба Смольного.
Кстати
Благотворительный фонд «Царскосельский вокзал» официально зарегистрирован лишь 23 октября 2023-го. То есть первое заседание его попечительского совета в августе прошлого года состоялось при отсутствии соответствующего юридического лица. Согласно данным открытых источников, вид деятельности организации — «Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включённых в другие группировки». Данные об учредителях отсутствуют. Исполнительным директором фонда с 25 декабря 2023-го значится некий Роман Михайлович Фатин. Он «засветился» в интернете только в качестве одного из учредителей фонда «Культурное наследие города Осташкова» (Тверская область), но эту позицию уже покинул.
В сообщении о первом заседании попечительского совета фонда в августе 2023-го пресс-служба Смольного отмечала, что реставрация этого объекта «станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Фёдоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в её первозданном виде». Вот про это последнее по-прежнему никакой внятной информации нет, как и вообще про возможное новое использование полуразрушенного здания.
Зато губернатор Беглов в очередной раз озвучил следующую сентенцию:
«Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал важность сохранения нашего культурного наследия. По его инициативе в Петербурге были возрождены многие памятники мирового значения. В настоящее время по поручению Президента полным ходом идёт реставрация кронштадтских фортов».
Далее пресс-служба Смольного в качестве успешных примеров восстановления исторических объектов упоминает Александровский дворец в Царском Селе и работы в Ораниенбауме, которые производились за государственный счёт, и «подвёрстывает» к этому Константиновский дворец в Стрельне и Морской собор в Кронштадте. Последние реставрировались/реконструировались как раз на средства специально созданных фондов. Понятно, что эти организации были «заточены» на персон рангом существенно выше, чем нынешний губернатор Санкт-Петербурга.
Напомним, что в середине мая 2009 года состоялось заседание общественно-попечительского совета кронштадтского Морского собора под председательством патриарха Кирилла. В нем приняли участие Александр Беглов (в то время заместитель руководителя администрации президента РФ, он и возглавил этот фонд), Светлана Медведева (супруга тогдашнего президента России), Валентина Матвиенко и Юрий Лужков (на тот момент, соответственно, губернатор Санкт-Петербурга и мэр Москвы). Такой вот был уровень представительства…
При этом подчёркивается, что «финансирование предстоящих восстановительных работ будет осуществляться за счёт привлечённых средств», а для разработки проекта реставрации здания проводится (неизвестно на какие средства) его комплексное обследование.
Об истории императорского вокзала в Царском Селе «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому ограничимся лишь перечислением некоторых фактов.
Вступивший в 1894 году на российский престол Николай II выбрал своей основной резиденцией царскосельский Александровский дворец. В 1895-м для приёма императорских поездов, прибывавших по ответвлению Варшавской железной дороги через станцию Александровскую, и был построен Царский вокзал.
В 1900 году для удобства сообщения со столицей империи было принято решение строить отдельный путь. Проектирование и строительство длились два года. За почти четыре миллиона рублей был сооружён одноколейный путь длиной в 21 версту.
В 1903-м была создана станция Императорский павильон, включавшая само здание вокзала, 200-метровую платформу (100 метров крытые), две казармы железнодорожного батальона, паровозный поворотный круг диаметром 20 метров, сторожевые и стрелочные будки.
В 1908-м был разработан проект реконструкции станции, предполагавший её значительное расширение. В январе 1911-го деревянный вокзал сгорел. Новое здание было сооружено в неорусском стиле по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского (1871-1931). Среди самых известных его построек — Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм-памятник Святого Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге, здание Государственной ссудной казны в Москве.
Парадная часть нового вокзала состояла из трёх залов. В центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, к которому был пристроен пандус для подъезда кареты или автомобиля. С южной стороны здания располагался Царский зал, с северной — Свитский. Росписи помещений (частично сохранившиеся) были выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке Михаилом Ивановичем Курилко (1880-1969).
Императорский павильон использовался, в том числе, и для торжественных встреч глав иностранных государств, прибывавших в Россию с официальными визитами. В годы Первой мировой войны сюда приходили эшелоны, доставлявшие раненых в госпиталь, который был развёрнут в Феодоровском городке.
После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого. Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. Затем здание использовалось как заводское общежитие, в 1970-е расселено, а затем заброшено.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта Администрации Санкт-Петербурга и справочных ресурсов Интернета