Царский вокзал обещают воссоздать. Через фонд

VkzalZS_15

Заброшенный императорский вокзал в Царском Селе намерен восстановить специально созданный фонд. Впрочем, деньги на это дело пойдут в основном бюджетные. Что будет после реставрации на объекте?

Сданное в аренду на 49 лет это историческое здание так и не превратилось
в торговый центр или ресторан «а ля рюс»

Как сообщает пресс-служба Смольного, на днях с участием губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова состоялось заседание попечительского совета некоего фонда «Царскосельский вокзал». Собрание происходило непосредственно на объекте — императорском вокзале в городе Пушкине. Для проведения мероприятия здание, заброшенное примерно 40 лет, естественно, подчистили, расставили столы, стулья, микрофоны, экраны etc.

Среди участников заседания, помимо Беглова, в информационном сообщении упоминаются депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин (в «царствование» Юрия Лужкова руководил строительным комплексом Москвы) и Леонид Слуцкий (председатель комитета Госдумы по международным делам, глава фракции ЛДПР в нижней палате парламента и преемник Владимира Жириновского на посту председателя этой партии). Оба, честно говоря, как-то не ассоциируются с реставрацией памятников истории и культуры.

Царский вокзал на дореволюционной открытке

«Мы создали фонд, чтобы восстановить Царский вокзал — единственный императорский вокзал в России. Сейчас разрабатывается концепция использования здания после реставрации. Финансирование будет осуществляться за счёт городского и федерального бюджета, а также на деньги жертвователей», — заявил Беглов.

Ресин отметил, что здание, несмотря на десятилетия заброшенности, «находится в гораздо лучшем состоянии, чем был до реставрации кронштадтский Морской собор», и «выразил уверенность в успехе восстановительных работ».

Слуцкий подчеркнул, что «императорский вокзал в Царском Селе будет полностью восстановлен в первозданном виде, включая здание, перрон и уникальные росписи, которые уже частично раскрыты реставраторами».

Одно из помещений вокзала с фрагментами росписи потолка

Несколько замечаний по поводу этих заявлений.

Во-первых, упомянутый фонд, кроме этого пресс-релиза и созданных на его основе информационных сообщений СМИ, больше нигде не упоминается. То есть юридически такой организации, судя по всему, ещё не существует.

Во-вторых, Морской собор в Кронштадте упомянут не случайно, поскольку его реставрация тоже осуществлялась под эгидой специально созданного благотворительного фонда. В середине мая 2009 года состоялось заседание общественно-попечительского совета кронштадтского Морского собора под председательством патриарха Кирилла. В нем приняли участие Александр Беглов (в то время заместитель руководителя администрации президента РФ, он и возглавил этот фонд), Светлана Медведева (супруга тогдашнего президента России), Валентина Матвиенко и Юрий Лужков (на тот момент, соответственно, губернатор Санкт-Петербурга и мэр Москвы).

В-третьих, по такой же схеме (создание благотворительного фонда) воссоздавался Константиновский дворец и сооружался Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне, о чём Беглов тоже напомнил на нынешнем заседании в Царском Селе («в Петербурге накоплен большой опыт возрождения масштабных, сложных памятников»).

В-четвёртых, как-то не отмечено участие в возрождении здания Царского вокзала ОАО «Российские железные дороги», что выглядит несколько странно. Правда, в информационном сообщении пресс-службы Смольного об участии губернатора Александра Беглова в V Конференции транспортно-логистического блока ОАО «РЖД» этот проект упомянут в числе других, по которым сотрудничают город и компания. Впрочем, на сайте РЖД даже упоминания императорского вокзала в Царском Селе обнаружить не удалось.

В-пятых, непонятно дальнейшее предназначение объекта, на воссоздание которого хотят потратить не только бюджетные деньги, но и собрать некие средства неких благотворителей. Сообщается, что «сейчас проводится комплексное исследование здания, следующие этапы — проектирование и реставрация».

Кстати

В 2009 году Фонд имущества Санкт-Петербурга продал право долгосрочной аренды здания Царского вокзала на аукционе ООО «Сансара», которое получило здание в аренду за 371 тысячу рублей в год на срок в 49 лет. Предполагалось, что после ремонта в здесь появится торговый комплекс или ресторан. Но эти работы так и не начались.

Один из залов Императорского павильона (рисунок начала ХХ века)

«Реставрация Царского вокзала станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Фёдоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздание исторической железной дороги в её первозданном виде», — говорится в пресс-релизе Смольного.

Последнее утверждение — по поводу воссоздания исторической железной дороги — особенно интересно, потому что категорически непонятно. Но об этом чуть позже.

«В Пушкине в 2021 году… завершился первый этап возрождения Фермского парка, расположенного рядом с Царским вокзалом. Ему вернули историческую планировку, посадили более 300 деревьев и 4500 кустарников, создали комфортные места для отдыха. Благоустройство стало возможным благодаря национальному проекту “Жилье и городская среда”, утверждённому президентом России», — далее рапортует Смольный.

Теперь немного об истории объекта.

Вступивший в 1894 году на российский престол Николай II выбрал для своей основной резиденции царскосельский Александровский дворец. В 1895-м для приёма императорских поездов, прибывавших по ответвлению Варшавской железной дороги через станцию Александровскую, и был построен Царский вокзал.

В 1900 году для удобства сообщения Александровского дворца со столицей империи было принято решение строить отдельный путь, поскольку существовавшая соединительная ветка была перегружена и неудобна (в том числе и по соображениям безопасности самодержца и его семьи). Проектирование и строительство длились два года. За почти четыре миллиона рублей был построен одноколейный путь длиной в 21 версту и отдельный Царский павильон на Царскосельском (ныне Витебском) вокзале Санкт-Петербурга.

Императорский путь. Всё, что осталось

Новый императорский путь включил в себя «Собственную» и две уже существовавшие ветки: Царское Село — 18-я верста и Царское Село — Александровская, общая протяжённость составила 29,7 километра. В узле трёх этих веток и оказался деревянный Царский вокзал, построенный в 1895 году.

В 1903-м вокруг него и была создана станция Императорский павильон, включавшая само здание вокзала, 200-метровую платформу (из них 100 метров крытые), две казармы железнодорожного батальона, паровозный поворотный круг диаметром 20 метров, сторожевые и стрелочные будки. К станции с разных сторон подходили рельсы с четырьмя переводами. Конструкция пути позволяла выдерживать движение тяжёлых императорских поездов на больших скоростях.

В 1908 году был разработан проект реконструкции станции, предполагавший её значительное расширение (шоссе Александровская — Большое Кузьмино пересекалось уже семью путями, количество стрелочных переводов достигло 21). К станции были проложены две новые дороги: Липовая аллея от Александровского дворца (около километра) и шоссе (нынешний Академический проспект) вдоль позднее демонтированных железнодорожных путей в сторону центра Царского Села.

В январе 1911 года деревянный вокзал сгорел. Новое здание было сооружено в неорусском стиле по проекту архитектора Владимира Александровича Покровского (1871-1931). Среди самых известных его построек — Феодоровский Государев собор в Царском Селе, храм-памятник Святого Алексия на поле Битвы народов в Лейпциге, здание Государственной ссудной казны в Москве.

В советское время академик Владимир Покровский преподавал в Институте гражданских инженеров

Парадная часть нового вокзала состояла из трёх залов. В центре находился квадратный вестибюль с парадным крыльцом, к которому был пристроен пандус для подъезда кареты или автомобиля. С южной стороны здания располагался Царский зал, с северной — Свитский. Росписи помещений (частично сохранившиеся) были выполнены в темперно-клеевой технике по штукатурке Михаилом Ивановичем Курилко (1880-1969), который в советское время занимался оформлением театральных постановок и даже удостоился за это Сталинской премии. Интерьеры императорского вокзала недавний выпускник Академии художеств расписывал по приглашению московской мастерской «Наследники П.П. Пашкова» (также делали росписи в Феодоровском Государевом соборе и в Ратной палате Царского Села).

Императорский павильон использовался, в том числе, и для торжественных встреч глав иностранных государств, прибывавших в Россию с официальными визитами. В годы Первой мировой войны сюда приходили эшелоны, доставлявшие раненых в госпиталь, который был развёрнут в Фёдоровском городке.

Император Николай II в форме лейб-гвардии Кирасирского полка
и саксонский король Фридрих-Август III на перроне Царского вокзала

После Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в паровозных сараях создан Пункт ремонта паровозов, а станция в 1918 году была переименована в Павильон Урицкого. Во время Великой Отечественной войны вокзал оказался на линии фронта и сильно пострадал. Затем здание использовалось как заводское общежитие, в 1970-е расселено, а затем заброшено.

На месте Императорского пути в пределах города Пушкина — жилая застройка. В 2009- 2011 годах от станции Купчино до платформы 21-й километр по старой насыпи «царского» пути проложена узкоколейка «Малой Октябрьской (Царскосельской) железной дороги».

В октябре 2017 года комитет петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры оценил состояние Царского вокзала как неудовлетворительное и законсервировал в ожидании инвестора. При этом с 2001 года объект является памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Администрации Санкт-Петербурга и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно