Защитники вокзала в Токсово готовы перекрыть путь строительной технике

Toks_Vok_2

Исторический вокзал 1916-го года постройки в Токсово практически приговорён к «реконструкции», в результате которой на месте старого здания появится новодел из современных материалов, стилизованный под старину. Не останется даже старого фундамента. Градозащитники называют такого рода «реконструкцию» уничтожением и намерены бороться за сохранение уникального вокзала всеми возможными способами. В Международный день памятников и исторических мест активисты запустили всемирный флешмоб «Спасти токсовский вокзал». Если строительная техника начнёт работу, защитники вокзала готовы встать на её пути.

Старый деревянный вокзал в Токсово сейчас обшит пластиком, но скоро его вообще могут заменить новоделом

Вокзал в Токсово был построен  в стиле северного модерна по проекту архитекторов Урхо Пяллия и Николая Потехина в 1916 году. Это прекрасный образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна, который к тому же для России, где старые здания вокзалов масштабно заменялись новыми, стал уникальным. «Деревянный вокзал — один из последних, если не последний, на железной дороге здесь. Очень часто бывает, что постройка рядовая или даже типовая. Но когда исчезли все остальные подобные постройки, она становится уникальной, поскольку фиксирует целый этап в истории железной дороги, в истории Санкт-Петербургской губернии. Скромное здание становится чрезвычайно ценным, потому что оно аккумулирует память», — говорит ведущий научный сотрудник Сектора деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Михаил Мильчик.

Этот вокзал имеет ценность не только с точки зрения архитектуры. Построенный в годы Первой Мировой войны, он играл важную стратегическую роль в Великую Отечественную войну. Также — это композиционный центр Привокзальной площади в Токсово, визитной карточки города. В купе с другими дореволюционными сооружениями он формирует облик населённого пункта. Этот вокзал хранит память о великих людях прошлого, здесь бывали, отправляясь на дачный отдых, Александр Грин, Самуил Маршак, Анна Ахматова, Даниил Хармс, Дмитрий Лихачёв, Игорь Курчатов и другие. В конце концов, до наших дней сохранились всего два подобных вокзала: на станциях Токсово и Грузино, последний из которых построен по существенно упрощённому проекту.

Сейчас в планах «РЖД» обновить вокзал, осовременить его как с функциональной стороны, так и с точки зрения внешнего вида. И хотя планируется стилизация под старый облик, от исторического вокзала не останется ничего: заявленная «реконструкция» подразумевает снос вокзала, включая валунный фундамент, и строительство на его месте каркасного здания на железобетонной плите. Как рассказали активисты, подготовка к проведению работ уже идёт полным ходом, несмотря на то, что судебные дела по поводу судьбы вокзала, далеко не завершены.

Эксперты отмечают, что вокзал объективно находится в хорошем состоянии, и сейчас относительно легко провести его восстановление в первозданном виде, без сноса. Под пластиковым сайдингом прекрасно сохранилось дерево. Архитектор-реставратор, член рабочей группы ИКОМОС по вопросам выявления объектов культурного наследия и по вопросам проектирования на объектах культурного наследия Олег Кузеванов отмечает, что после снятия современной облицовки, можно будет увидеть сруб и убедиться в степени его сохранности: «Когда мы будем видеть его целиком, я думаю, мы убедимся в том, что он находится в хорошем состоянии и степень сохранности подлинных конструкций высока».

Однако, убедиться в этом может не представиться возможности. Зданию было отказано в присвоении статуса памятника, а строительная техника уже на подходе. По словам краеведа, координатора группы по сохранению культурного наследия Токсово Дмитрия Сергеева, около вокзала уже демонтированы — что было предусмотрено проектом реконструкции — магазины и кафе, подготовлена площадка для тяжёлой строительной техники, завезены вагончики, вывезено 80процентов имущества из здания вокзала, на чердачном этаже вокзала выдраны стеклопакеты и поставлены заглушки. «То есть, идёт подготовка, и уже до конца месяца может начаться снос», — рассказал Дмитрий Сергеев.

Активисты уверены, что вокзал сносят в интересах бизнеса, которым здание в статусе исторического памятника могло бы помешать реализации проектов застройки прилегающей территории. Защитники вокзала выразили намерение бороться за его сохранение до последнего. Помимо судебных исков, пикетов в Токсово, был организован международный флешмоб «Спасти токсовский вокзал». Участники фотографируются на фоне вокзалов и железнодорожных станций по всему миру с табличкой и хэштегом #СпастиТоксовскийВокзал1916. Слоган: «Остановить снос исторического здания. Признать памятником. Отреставрировать». Фотографии размещаются в соцсетях.

Намерение уничтожить исторический вокзал в пользу новодела называет варварством заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского регионального отделения НК ИКОМОС Елизавета Алёхина. Она указывает на то, что соседней Финляндии ничто не мешает сохранять старинные деревянные постройки: «В Финляндии более ста старых вокзалов сохраняется, может быть, даже менее значительных». Она, как и другие защитники вокзала, настаивает на включении его в список объектов выявленного культурного наследия.

Если ничего не поможет, а на площадку выйдет строительная техника для сноса здания, защитники вокзала готовы перекрыть собой путь машинам. «Люди готовы выйти и мешать работе техники, ничего не остаётся», — резюмировал Дмитрий Сергеев.

Примечательно, что местный депутат Сергей Караваев, избранный в 2016 году в областное Законодательное собрание по Токсовскому одномандатному округу от партии «Единая Россия», беспокойство жителей насчёт судьбы вокзала не разделяет. В его представлении, «ничего исторического» в этом здании нет, раз там нет ни скульптур, ни «диковинных» пород дерева. «Это же деревянный нежилой дом, обитый дешёвым сайдингом! Наверняка стены уже полусгнившие. Никакой лепки, диковинных пород дерева, уникальной технологии строительства, скульптур, малых архитектурных форм — нет! Чего в нём исторического?!» — пишет в соцсетях народный избранник. Попытки собеседников убедить депутата в том, что «малые архитектурные формы» и лепнина — не единственные критерии ценности здания дореволюционной постройки, судя по всему, пока успеха не возымели.

Читайте также на эту тему:

Вам будет интересно