Исторический вокзал в Токсово пытаются спасти от уничтожения

vokzal3

В воскресенье в Токсово состоится масштабная акция протеста против сноса исторического здания вокзала. Параллельно продолжается борьба за сохранение старинного объекта в юридической плоскости.

Защитники исторического облика вокзала в Токсово против его реконструкции, в ней они видят уничтожение и создание на месте старинного объекта новодела

Активисты направили в Леноблсуд иск об отмене решения областного комитета по культуре, отказавшего зданию 1916 года постройки в статусе памятника. Охранный статус объекта культурного наследия защитил бы вокзал от уничтожения. Хотя судебные разбирательства далеко не завершены, около вокзала уже появились бытовки для рабочих и строительная техника — идёт подготовка к сносу здания. Этот факт стал толчком для организации протестной акции в расчёте на то, что голос жителей будет услышан хотя бы таким образом.

«Поскольку отсчет времени идёт уже на дни, то параллельно готовится массовая акция протеста против планов сноса ценного исторического здания», — сообщили организаторы. Акция состоится* в воскресенье, 4 апреля в 13 часов, у станционной водонапорной башни, к слову, признанной памятником в 2018 году. Она образует с вокзалом единый комплекс.

История с вокзалом в Токсово продолжается давно. Первоначальные планы «РЖД» реконструировать здание сорвались из-за общественного резонанса вокруг подобной перспективы. Под реконструкцией, которую противники проведения работ берут в кавычки, подразумевался снос вокзала, включая валунный фундамент, и строительство на его месте каркасного здания на железобетонной плите повыше и побольше. Вооружившись историческими данными и справками, защитники вокзала попытались через комитет по культуре добиться признания вокзала объектом культурного наследия.

В поддержку уникального здания, построенного в стиле северного модерна по проекту архитекторов Урхо Пяллия и Николая Потехина, выступили авторитетные эксперты по деревянному зодчеству Ленинградской области и специалисты в области железнодорожной архитектуры. С письмом в адрес губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко обратился недавно ушедший из жизни почётный гражданин Ленобласти, историк и архитектор, доктор наук, профессор Анатолий Кирпичников.

Он напомнил, что деревянный вокзал в Токсово включён в перечень памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги, что вокзал и станция сыграли важную роль в периоды Гражданской, Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Станция находится в старинной дачной местности, а пассажирами вокзала были Александр Грин, Самуил Маршак, Анна Ахматова, Даниил Хармс, Дмитрий Лихачёв, Игорь Курчатов и другие. Он также указал на целесообразность сохранения единого ансамбля водонапорной башни и вокзала в Токсово.

«Просим вас оказать содействие в сохранении уникального здания, во включении его в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. А также обеспечить последующую бережную реставрацию здания железнодорожного вокзала в Токсово с восстановлением его исторического облика», — говорится в письме в адрес Дрозденко, подписи под которым поставил не только профессор Кирпичников, но и один из петербургских парламентариев.

Вокзал в Токсово пережил ранее специфическое обновление — его обшили сайдингом, что изменило внешний облик здания. Но защитники вокзала уверены, что под сайдингом деревянная обшивка сохранена, и вид вокзалу вернуть легко

Схожие обращения были направлены министру культуры Ольге Любимовой, руководству РДЖ, руководству Октябрьской железной дороги. В определённый момент показалось, что власти региона пошли навстречу защитникам истории края. Договор на снос вокзала отменили, но выявленным объектом культурного наследия здание так и не было признано, а следовательно, не получило охранный статус. Кстати, в 2008 году РЖД обшило деревянный вокзал сайдингом, а после прозвучали заявления, что здание утратило историческую ценность. Активисты убеждены, что облик объекту сейчас вернуть легко, главное, не допустить сноса вокзала. Активисты выходили к фасаду с одиночными пикетами, но, похоже, пока достучаться до принимающих решении не удалось. Пикеты также проходили в Петербурге и Москве.

А ведь у вокзала действительно интересная богатая история. Эксперт по архитектуре Юрий Егоров характеризует его как интереснейший образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна. Он отмечает сложную планировку, «игру» фактурной отделки, высокую полувальмовую кровлю: «До наших дней сохранились всего два таких вокзала: на станциях Токсово и Грузино, последний из которых построен по существенно упрощённому проекту и тоже обшит сайдингом».

Высказывается мнение, что снос дореволюционного вокзала, тесно связанного с историей России и Финляндии, может негативно отразиться на имидже нашей страны в глазах соседей — финны бережно хранят историческое наследие.

Сейчас у вокзала появилась строительная техника, сообщают местные жители. Активные защитники исторического здания намерены сражаться за его сохранение до конца. Кстати, созданная в сети петиция «Требуем отказаться от уничтожения дореволюционного вокзала в Токсово» уже собрала почти две тысячи подписей.

Местные жители, подписавшиеся под петицией, высказываются по поводу проблемы следующим образом: «Хочу видеть исторические здания, а не безликие железные коробки», «Хватит подменять историю уродливыми новоделами», «Железнодорожный модерн надо реставрировать, а не разбирать — без него теряется большая часть шарма путешествия по железной дороге», «Уничтожение культурного наследия России приведёт к деградации её населения в очень скором времени. Старинная архитектура — его часть. Я против реконструкции, ибо очевидно, что здание будет утрачено».

*Позднее организаторы сообщили, что пикет состоится в парке 500-летия: Токсово, Березовая роща, Ленинградское шоссе, 55а.

Юлия Медведева

Вам будет интересно