В середине мая по указу Владимира Путина было восстановлено авиасообщение России с Грузией. Разрешение на полёты уже получили российская и грузинская авиакомпании. Неожиданное решение российского лидера вызвало нервную ответную реакцию у соседей. В то время как в правительстве Грузии позитивно оценили перспективы, президент страны, напротив, назвала этот шаг вкупе с отменой визового режима для грузин «провокацией». Оппозиция ожидаемо начала бесноваться, а зарубежные кураторы — угрожать санкциями в случае, если Грузия продолжит сближение с Россией. «Родина на Неве» попросила экспертов оценить ситуацию.
Владимир Путин с 15 мая отменил действовавший с 2019 года запрет авиасообщение России с Грузией. Также в действие вступил указ об отмене визового режима для граждан Грузии. С тех пор в Грузии обострились политические противоречия. В то время как правительство строит планы экономического роста и приветствует решение российской стороны, грузинский президент называет восстановление авиасообщения неприемлемым, отмену виз «провокацией», а прилёт первого российского самолёта «нежелательным рейсом». В отношении «нежелательного» рейса авиакомпании «Азимут» также была организована акция протеста: мнение нескольких сотен человек попытались представить как мнение всей страны.
Акции протеста оппозиции проходили у стен аэропорта, у здания МИД Грузии, а также у стен грузинского парламента. Из уст оппозиционеров в том числе звучали угрозы физической расправы. «Хочу сказать всем российским авиакомпаниям и их представителям, которые посмеют и откроют в Грузии офис или ступят сюда ногой: я вам прямо угрожаю, что в Грузии вы получите физическое сопротивление», — заявила лидер партии «Дроа», экс-депутат парламента Грузии Елена Хоштария. Вашингтон и Брюссель, в свою очередь, выразили недовольство и пригрозили Грузии рестрикциями в случае обслуживания находящихся под санкциями российских самолётов и авиакомпаний.
А вот представители правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», напротив, высказали поддержку идее облегчить жизнь грузинам, проживающим в России. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назвал возобновление авиасообщения положительным с гуманитарной точки зрения решением: «Все решения, которые облегчат и упростят нашим гражданам жизнь, передвижение, бизнес, конечно, являются положительными, их можно приветствовать». Мэр Тбилиси Каха Каладзе обвинил представителей оппозиции в провокациях: «Они (оппозиция) обыкновенные лицемеры. Что плохого в том, если будут прямые полеты, если люди благодаря прямым рейсам приедут к нам вместо того, чтобы лететь через Ереван или другие страны? Мы ведь говорим, что очень много грузин живут в Российской Федерации».
Первыми право летать между Грузией и Россией получили российская авиакомпания «Азимут» и грузинский национальный перевозчик Georgian Airways, вокруг действий которого начала развиваться нетривиальная ситуация. Президент Грузии Саломе Зурабишвили объявила Georgian Airways бойкот за возобновление полётов между Тбилиси и Москвой. В ответ основатель авиакомпании Тамаз Гаиашвили заявил, что Georgian Airways не будет пускать на борт своих самолетов президента Грузии: «Госпожа Саломе объявила бойкот национальной авиакомпании. Мы объявляем ее персоной нон-грата, пока она не извинится перед грузинским народом, мы её не пустим на борт. <…> О чём говорить с человеком, которая два года назад с большой помпезностью встретила самолет авиакомпании Air France, а потом для пиара полетела с ним в Париж. У неё никогда не возникало желание помочь грузинской авиакомпании».
Мнением о том, что стоит за открытием авиасообщения, и какого развития событий стоит ждать дальше, с «Родиной на Неве» поделились эксперты. В частности, они проанализировали перспективы сближения России и Грузии, а также оценили риски Грузии попасть под санкции или утратить перспективы членства Грузии в ЕС и НАТО.
Историк, редактор сайта «Родина на Неве» Дмитрий Жвания приветствует адекватный подход к возобновлению авиасообщения со стороны грузинского правительства:
«Отрадно, что наконец в Грузии адекватное правительство, которое, не обращая внимания на горлопанов из прозападной оппозиции, принимает решения в пользу большинства жителей страны и тех, кто с этой страной связан. Надо понимать, что отмена Россией виз для грузин и возобновление прямого авиасообщения между Грузией и Россией прежде всего отвечает чаяниям грузин, а не «русских туристов». Посол США в Грузии Келли Дегнан, считая корректным публично рассуждать на тему, что выгодно грузинам, а что нет, заявила, что в России работает не миллион грузин, как заявил глава грузинского правительства Ираклий Гарибашвили, а всего 240 тысяч. Даже если это так, то это огромная для грузинского народа цифра. Напомню, что население Грузии насчитывает три миллиона 717 тысяч человек (кстати, по данным за 1991 год, в республике проживало пять с половиной миллионов человек, то есть за годы независимости Грузии в мире население страны сократилось почти на два миллиона).
У меня в отличие от Келли Дегнан грузинские корни. И, наверное, я не буду далёк от истины, если заявлю, что грузины, решая, кто принадлежит к грузинской общности, а кто нет, в паспорта, как правило, не заглядывают. В России, особенно в крупных городах, множество грузинских кафе, ресторанов. Едва ли не на каждой улице! В некоторых из них работают граждане Грузии, а в некоторых — граждане России грузинского происхождения. Но все они грузины. Грузин тот, кто связан с Грузией кровными узами — так они считают.
Многие этнические грузины с российским гражданством родились в Грузии, это их родина. Им важно продолжать общение с грузинскими родственниками, друзьями, посещать могилы предков, поддерживать их в должном состоянии (в грузинском менталитете мёртвые предки — такие же члены семьи, как живые). И в последние годы грузины с русскими паспортами страдали от того, что прямое авиасообщение между Грузией и Россией было прервано. И возобновление этого сообщения — решение в их пользу. Не говоря о трудовых мигрантах из Грузии — они и их семьи в выигрыше, это очевидно.
Что касается пресловутых русских туристов, то, конечно, Грузия, её туристический и ресторанный бизнесы, выиграют от увеличения их потока. Увеличится этот поток или нет? Не думаю, что он будет очень бурным. Я, например, не уверен, что поеду в Грузию в ближайшее время, хотя много чего хочу посмотреть в этой стране с богатой историей. Почему не уверен? Потому что возможны провокации как со стороны «украинских беженцев», так и со стороны грузинских русофобов. Терпеть оскорбления, поношение России я бы не стал, а реакция на провокации всегда сопряжена с риском совершить формальное правонарушение. Я бы не хотел, чтобы меня в итоге выдворили из Грузии.
Любители отдыха на морском побережье, наверное, продолжать предпочитать средиземноморские турецкие курорты. В грузинском Батуми часто идут дожди, и любители позагорать рискуют уехать оттуда, так и не отдохнув. Грузия — очень интересная страна для тех, кто выбирает исторический туризм: древние пещерные города, средневековые крепости и замки, церкви. Любители экстремальных походов тоже в Грузии скучать не будут. И, конечно, Грузия не может не привлекать православных паломников.
Что касается тех, кто протестует против возобновления авиасообщения между Россией и Грузией, то среди них есть как бузотёры на зарплате, те самые иностранные агенты, закон о которых хотели принять в Грузии недавно, так и искренние идиоты, которые приходят на митинги с американским и европейским флагами, полагая, что тем самым они подчёркивают нахождение Грузии в «цивилизованном мире». Я понимаю: в 90-е годы можно было быть очарованным идеей вступления в ЕС. Но сейчас неужели так трудно поинтересоваться, что дало вступление в ЕС прибалтийским псевдогосударствам или Румынии? Та же Польша осталась без собственной промышленности. Куда грузинские виноделы будут поставлять своё вино? В России оно продаётся, но вряд ли будет продаваться во Франции или Италии, европейские квоты просто убьют грузинское виноделие. Словом, это протест, организованной прозападной, прежде всего — американской, агентурой, у которой всегда под рукой несколько сотен одноклеточных кретинов».
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что в политическом плане позитивных подвижек по большому счёту нет. В основе отношения правящей партии Грузии по отношению к возобновлению авиасообщения — коммерческий интерес:
«Ситуация многосторонняя, но в её основе — чисто коммерческий вопрос, и с большой политикой ситуация в ближайшее время связана не будет. Что нынешняя правящая партия «Грузинская мечта», что «Национальное единство» Саакашвили на пророссийских позициях не были и никогда не будут. То, что Грузия зарабатывает на большом количестве россиян, въезжающих в Грузию, это объективный факт. Для Грузии русские, приезжающие и оставляющие деньги, выгодны. Исходя из чисто прагматических соображений, нынешнее правительство хорошо отнеслось к тому, что будет установлено прямое авиасообщение между Россией и Грузией. Чем больше поток приезжающих, тем лучше для грузинского бюджета.
Президент Грузии по-другому смотрит на этот процесс. Для неё важнее политическая составляющая, и она выступает против усиления контактов с Россией. Зурабишвили прежде всего отыгрывает большую политику, а не экономику Грузии. В этом плане она ближе к сторонникам Саакашвили, чем к «Грузинской мечте».
Кому в России это выгодно? При том, что всё сложнее будет с поездками в другие страны, даже в Турцию, которая поднимает цены для россиян из расчёта, что людям деваться некуда, дополнительное направление для полётов — позитивный шаг. Для тех компаний, которые будут принимать участие в этих перелётах, это, конечно, выгодно. Новое направление для туристического бизнеса — кто-то на этом заработает. А вот говорить о каком-то политическом прорыве я бы не стал. Грузия как стремилась в Евросоюз и НАТО, так и стремится. Но при этом не отказывается зарабатывать на России, и этот тренд останется неизменным. Все останутся при своём — Грузия будет двигаться дальше в сторону ЕС, российские граждане будут обогащать бюджет Грузии, и грузинские политики, которые этот процесс поддерживают, будут вполне довольны.
Что касается заявлений Зурабишвили о «российской провокации» и рисках для её страны: Грузия, как и Турция, как ряд других стран, зарабатывает на отказе от антироссийских санкций. Каждый в этой мутной воде ловит свою рыбу, и у грузин получается неплохо. Рост ВВП Грузии за прошлый год очень значительный. Будет ли Грузия из-за этого медленнее вступать в НАТО и ЕС — вряд ли. Там готовы в перспективе видеть Грузию своим членом. И в принципе там не против, чтобы экономическая составляющая оплачивалась Россией, а политически — чтобы Грузия больше ориентировалась на Соединённые Штаты и Брюссель. Выпады Зурабишвили — скорее эмоциональный ход: «Никогда не сядем за один стол с Россией». «Грузинская мечта» в этом плане просто более прагматична.
Никаких подвижек в сторону улучшения [политического взаимодействия] нет. В Грузии две силы — «Грузинская мечта» и «Единое национальное движение». И та и другая — антироссийские, но одна менее радикально настроена, другая — более. То же самое было на Украине: одни были совсем антироссийскими, другие — более спокойными. Одни говорили, что нужно быстро разорвать отношения с Россией и уходить на Запад, а сторонники Януковича говорили, что на Запад можно идти постепенно, получая как можно больше выгоды от России, которая будет оплачивать переход. В Грузии то же самое — одни стремятся на Запад с разрывом всех связей с Россией, чтобы быстрее преодолеть переходный период, другие наметили более плавный маршрут, без потрясений, чтобы во время переходного периода как можно больше получать от России. Не надо думать, что премьер-министр Грузии вдруг стал пророссийским».
Политолог Юрий Светов позитивно оценивает факт возобновления авиасообщения между странами. Что касается рисков для Грузии, то, с его точки зрения, в правительстве Грузии успели взвесить все «за» и «против»:
«Естественно, возобновление авиасообщения я оцениваю положительно. У нас в стране живёт очень много грузин, мы можем судить об этом по Петербургу. Одни живут тут десятилетиями, другие приехали не так давно. Им хочется ездить на родину, приглашать своих родственников и друзей. Прямое сообщение поможет этому. В Грузии политики, которые поддержали возобновление авиасообщения, как раз и говорят о том — как мы можем не думать о собственных гражданах, о грузинах, которые живут в России? Почему они должны летать через Стамбул, Ереван, тратить лишние деньги? Почему не дать заработать деньги грузинским авиакомпаниям? Думаю, что этот фактор сработает. Да и многие россияне захотят поехать в Грузию. Хотя, надо понимать, что рост турпотока быстро приводит к росту цен. Как только вырастает спрос, за ним поднимаются цены. Многие сейчас смотрят на Грузию как на страну, где цены ниже, но я думаю, это временно.
Что касается разногласий внутри Грузии. На протесты в аэропорту вышли где-то двести человек всего. У партии, которая организует все эти протесты, рейтинг поддержки по разным оценкам — один процент среди населения Грузии. Но понятно, что эта история стала, прежде всего, предметом внутриполитической борьбы. Оппозиции всё время нужны какие-то поводы, в которых она может заявлять о себе. Ранее таким поводом было пребывание в тюрьме Саакашвили. Давайте вспомним, что они обещали — постоянно выводить тысячи людей на протесты. И где эти протесты? Достаточно быстро они сдулись. Теперь они пытаются сыграть на авиасообщении.
Те, кто сейчас восстанавливают авиасообщение, визовый режим, вовсе не являются сторонниками России. У них у всех одна мечта — Европейский Союз, НАТО. Но при этом они не идиоты, и, понимают, что у них под боком рынок в 150 миллионов человек, за который надо держаться зубами. Финляндия, которая добровольно отказалась от этого рынка, торгового и туристического, уже почувствовала на себе серьёзные экономические проблемы. Дальше — больше.
Про «российские провокации»: «главный провокатор — это сама Саломе Зурабишвили. Мы помним, как она летала в Америку и, стоя на фоне статуи Свободы, произносила громкие речи. Она человек, которого Запад фактически поставил надзирать за Грузией. С авторитетом у неё большие проблемы, с влиянием — тоже. Характерно заявление грузинской авиакомпании, которая заявила, что не пустит Зурабишвили на борт. Авторитетному президенту разве такое бы сказали? Между прочим, в другие страны она летала не грузинскими самолётами. Надо понимать её психологию. Она выросла в семье эмигрантов из Грузии во Франции, выросла в ненависти к России, считая, что во всех бедах её семьи виновата Россия. Вернувшись в Грузию, она, кстати, долго не отказывалась от французского гражданства. Лишь потом пожертвовала им ради того, чтобы стать министром. Но душой она в другой стране, а не в Грузии.
Рискует ли Грузия своим потенциальным вступлением в ЕС и НАТО? Грузия в прошлом году всё поняла — когда кандидатами в члены Евросоюза были названы Украина и Молдавия. Грузия стояла в очереди много лет, она гораздо более подходит для вступления в ЕС, чем Молдавия. Грузия многие шаги делала, выполняя требования Европейского Союза. Но им чётко показали, что политика требует вступления в ЕС других государств. Там нужна Молдавия, которая может после Украины стать новой горячей точкой. Вот и всё. Рискуют ли они попасть под санкции? Рискуют, конечно. На них серьёзно давят. Но один натиск они выдержали, когда не стали присоединяться к санкциям против России. И как иначе? Например, 60 процентов грузинского вина идёт на рынок России. Если они откажутся, а мы закроем рынок, что будут делать виноградари Грузии? Они же это прошли после 2008 года.
Что Россия получает от восстановления авиасообщения? Россия получает более-менее нормальные отношения со своим соседом. Это проявление доброжелательности».
Юлия Медведева