Россия развивалась как «цветущая сложность», считал русский философ Константин Леонтьев. И то, что это действительно так, помимо много чего прочего, доказывает наличие в афише ведущего театра России, Мариинского театра, оперы «Ньургун Боотур». Её новая постановка будет представлена публике 2 декабря.
Опера «Ньургун Боотур» появилась благодаря энтузиастам якутской культуры: композиторам Марку Жиркову и Генриху Литинскому и писателю, автору либретто Дмитрию Сивцеву (его якутское имя – Суорун Омоллоон). Написана она по мотивам якутского эпоса – олонхо.
«Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10–15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали ещё более крупные олонхо, но они остались незаписанными, – читаем мы во введении к сборнику охонхо. – Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: “бесчисленное множество”. Подсчёт всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднён. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания».
В олонхо мир делится на три части: нижний, верхний и средний (где живут люди).
«Кроме Верхнего мира (небес) и подземного, Нижнего мира, существует Средний мир, т. е. собственно земля. В Среднем мире живут люди, а также духи различных предметов, называемые “иччи”. В олонхо каждое живое существо, каждый предмет имеет свой дух “иччи”. Особенно значительна богиня Аан Алахчын Хотун – дух земли. Она обитает в родовом священном древе Аар-Лууп-Мас (“Великое Дуб-Дерево»”). Богиня земли помогает герою и его людям, ходатайствует перед богами в пользу людей, благословляет идущего в поход героя, вселяет в него силу, дав выпить молоко из своей груди», – объясняют этнографы.
Нижний, подземный, мир всячески вредит миру земному, насылая на него воинство «абаасов-аймага» (в переводе – «родственников чёрта»). Эти злые и безобразные чудовища творят зло и насилие, будучи одержимыми всеми мыслимыми пороками: злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью. Особой похотью отличаются абаасы женского пола, сёстры богатырей Нижнего мира: они готовы придать брата, лишь бы выйти замуж за светлого богатыря из племени айыы-аймага (под которым подразумеваются предки якутов). Но айыы лишь используют эту слабость девушек абаасов для победы над врагом, заключая с ними договоры, которые и не думают исполнять. И, конечно, на помощь людям в борьбе со злыми силами Нижнего мира приходит богатырь мира Верхнего – Небесный воин Ньургун Боотур.
Вся эта борьба между землёй и небом за души людей отражена в опере «Ньургун Боотур». Опера называется по имени одного из главных героев эпоса олонхо – светлого богатыря Верхнего мира. Он «строен станом, словно копьё, стремителен, как стрела, был он лучшим среди людей, сильнейшим среди людей, красивейшим среди людей, храбрейшим среди людей». Словом, «не было равных ему в мире богатырей».
Как и всегда бывает в сказке, зло повержено, добро побеждает. Но, как отмечал профессор Владимир Яковлевич Пропп, у каждой сказки есть исторические корни.
Композиторы Марк Жирков и Генрих Литинский написали оперу «Ньургун Боотур» в 1947 году. Это первая якутская опера, исполняется она на якутском языке.
«Нынешняя постановка – шестая по счёту, – сообщает сайт Мариинского театра. – Для реализации этого масштабного проекта, с обилием действующих лиц в “трёх ярусах мироздания” и множеством массовых хоровых и балетных сцен, был приглашён известный драматический режиссёр, руководитель Театра олонхо (Якутск) Андрей Борисов, который в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым уже ставил эту оперу. В его творческую команду вошли известные в Якутии и за её пределами художники Михаил Егоров и Сардаана Федотова, режиссёр Руслан Тараховский, московский дирижёр Константин Хватынец. Новую музыкальную редакцию произведения осуществил московский композитор Руслан Мурсякаев. В постановке занято около 180 артистов. Борисов соединил классическое европейское исполнение оперных партий и оригинальную манеру звукоизвлечения “кылысах” (горловой призвук), используемую в тойуках (песнопениях) и характерную для положительных героев эпоса “Олонхо”… Также в спектакле участвуют ведущие солисты оперной труппы, хор и Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона, хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия), ансамбль скрипачей “Виртуозы Якутии”».
Очень интересна сценография. В ней «задействованы элементы скифского, хуннского и даже шумерского искусства, перекликающиеся с мифологией народа саха и подчеркивающие универсальный смысл мифотворчества разных эпох и частей света» (совершенно верное утверждение – именно это и доказывал профессор Пропп).
Спектакль пройдёт 2 декабря на второй сцене Мариинского театра. Начало в 19 часов.
Подготовил Дмитрий Жвания