Вера в свободу и братства кураж

Pushkin1
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Обращение к прошлому нашей страны в современных кинокартинах («Последний богатырь», «Холоп») практически всегда встречает одобрение публики. Экранизации великих произведений русских классиков («Преступление и наказание», «Евгений Онегин») насчитывают миллионы зрителей. Адаптации советских мультфильмов («Чебурашка», «Летучий корабль») собирают в прокате миллиарды рублей. Совсем недавно в этот список «громких» российских картин вошла ещё одна, не менее успешная, но вместе с тем довольно противоречивая – «Пророк. История Александра Пушкина» режиссёра Феликса Умарова. Чем она зацепила зрителей? Почему получила неоднозначные оценки критиков? И что же в ней нового и необычного?

«Пророк» Феликса Умарова вызвал множество бурных обсуждений и споров. Каждый зритель воспринял по-своему недостатки и достоинства фильма

В российский прокат фильм о великом поэте вышел 14 февраля 2025 года. Главную роль Феликс Умаров отдал Юре Борисову – актёру, сыгравшему персонажа второго плана в нашумевшей «Аноре» и получившему за это номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA». Наталью Гончарову, супругу Александра Пушкина, представила на экране Алёна Долголенко, а образы друзей поэта достались Роману Васильеву и Илье Виногорскому (Константин Данзас и Иван Пущин соответственно). Василия Жуковского, «побеждённого учителя», сыграл Илья Любимов, а Николая I – Евгений Шварц. Без французов, как и в жизни Пушкина, не обошлось – на роль Жоржа Дантеса режиссёр взял Флориана Десбьендра, начинающего актёра из страны любви, моды и парфюмерии.

Отправная точка сюжета – юношество поэта (Пушкина в этих эпизодах играет Кай Гетц), которое он проводит в стенах Царскосельского лицея. Юный писатель дерзок и смел, он готов выступать за свои права и за свою свободу. Перед одним из экзаменов Саша вступает в «перепалку» с инспектором лицея Пилецким-Урбановичем (Павел Кузьмин). Вскоре его слова обретают рифму, появляется ритм и музыка, и разговор героев становится похожим на рэп-батл – первый явный след современности в фильме. В этом эпизоде проявляется столкновение двух эпох, XIX и XXI веков, которое будет прослеживаться на протяжении всей картины. С помощью рэпа будут представлены разные ситуации – спор с Бенкендорфом, беседа с Николаем I и другие. Именно насчёт такого «нового прочтения» и рассуждают зрители – это нужно воспринять как способ современной адаптации или как неуместный ход сюжета?

Ещё один обсуждаемый эпизод из фильма Умарова – Александр Пушкин и Николай I ведут «диалог-рэп» и параллельно играют в теннис. Этот вид спорта начинает развиваться в той форме, в какой мы знаем его сейчас, только во второй половине XIX века. А жизнь поэта и правление Николая I приходится на первую. Отсюда опять противоречие: как вообще возможен этот «матч» при дворе, если в то время теннис даже не был придуман? Да и не только игра с правителем так смущает некоторых. Ещё одна маленькая деталь – рост главного героя. По «канону» Александр Пушкин был ниже своей супруги, но Алёна Долголенко уступает Юре Борисову в этом параметре. Подобных неточностей внимательный зритель может найти много. Но ведь не все экранизации и биографические фильмы буква в букву повторяют историю, по которой сняты. Поэтому и «Пророка» можно оправдать.

Первая половина картины посвящена становлению личности Александра Пушкина, который вместе с друзьями поначалу очень любит бывать на светских вечеринках. Он завоевывает сердца, находит приключения, получает одобрение и любовь публики. Но вместе с количеством фанатов увеличивается и число долгов, проступков и выговоров. Так ли было на самом деле в жизни поэта? Конечно, ответ на этот вопрос никогда не откроется, ведь никто не может отправиться в те годы и удостовериться. Но здесь скорее речь о том, как кутежи и пошлости, показанные в фильме, влияют на знакомый всем образ великого писателя. Не будем отрицать, что «непослушания» имели место быть. Однако все эти эпизоды со множеством «некультурных» дел погружают личность Пушкина в туман, выводя на первый план лишь плохие его качества, затмевая его способности и достоинства и как бы принижая образ солнца русской поэзии.

Тема дружбы, кстати, отображена хорошо. Особенно ярко она выражается в эпизодах ссылки поэта, когда назревает восстание декабристов. Произведения Пушкина не пропускает цензура, запрещены любые упоминания о нём. Но его поклонники ещё есть в обществе, и им нужны его тексты, нужен его талант. «Что ни слово – то прямо в сердце», – произносит Иван Пущин, когда заезжает к поэту. Он ценит друга и ни в чём его не винит. А герой Юры Борисова, в свою очередь, верит в замысел декабристов, о котором сообщает Иван, и готов любой ценой поддержать товарища. В этом эпизоде чётче всего видна та чистая и искренняя дружба между героями. Александру Сергеевичу всё же не удается приехать в Петербург в день восстания, на котором терпит поражение его близкий товарищ. «Что бы вы делали, окажись вы тогда на площади?» – спросит после Николай I у поэта. «При всей преступности замысла стоял бы рядом с другом» – ответит герой, однозначно дав понять, как ценен для него этот человек.

Впечатляет и игра актёров. Умело подобранные роли, правильный подход и искренность позволили «оживить» на экране давно ушедших персонажей. Наталья Гончарова в исполнении Алены Долголенко получилась нежной и любящей. Умаров достиг цели – показать ту единственную, которая полностью изменит жизнь Пушкина. Игра Юры Борисова тоже запомнилась, хотя в таком образе видеть его непривычно – ему будто подходят более глубокие и серьёзные роли, а большую часть «Пророка» его герой был по-детски наивен и легкомыслен. Представленный Ильей Любимовым наставник и учитель поэта, Василий Жуковский, получился своеобразным. Зритель уже видел актёра в исполнении подобных ролей, надменных и высокомерных. Однако Жуковский обладал, по воспоминаниям современников, более мягким характером, что не совсем совпало с его адаптацией в фильме. Остальные герои тоже показаны открыто и живо, даже если их образы могут вызвать вопросы. Поэтому именно актёрский состав остаётся первым, что привлекает при взгляде на афишу или трейлер картины.

«Пророк. История Александра Пушкина» – драма и мюзикл, поэтому работу композитора нельзя не отметить. Райан Оттер (настоящее имя – Ростислав Пименов) над музыкальным составляющим фильма работал семь месяцев. В интервью с ТАСС композитор сообщил, что именно этим проектом он гордится больше всего. Всего в картине звучат восемь саундтреков, два из которых исполняют группа The Hatters и Надежда Грицкевич, а остальные – сами актёры. После премьеры фильма песни (а особенно «Город поёт», «Колыбельная Наташи» и «Поэт и царь») разлетелись по всем социальным сетям. Даже тот, кто не смотрел «Пророка», с большой вероятностью с первых строчек узнает музыку оттуда. Это говорит об успехе работы композитора, которая сделала картину Умарова еще более запоминающейся.

Несмотря на неточности, которые можно найти в образах героев или сюжете, фильм привлекает красотой изображения. В этом стоит отдать должное оператору – Михаилу Хасая. Каждый эпизод яркий и насыщенный, а главное – цветовая гамма кадра передаёт его настроение. К примеру, сцена у гадалки, когда Пушкин с друзьями узнаёт о своём будущем, тёмная и мрачная, отчего становится ещё более пугающей и загадочной. Кадры, олицетворяющие любовь и счастье поэта и его супруги, в свою очередь, наполнены тёплым солнечным светом, яркими красками. Так формируется особенное восприятие фильма: по картинке и цветовой гамме сразу даже подсознательно понятно, какие чувства и эмоции преобладают у персонажей в разные моменты. И эти ощущения незамысловатым образом передаются зрителю.

«Пророк» Феликса Умарова вызвал множество бурных обсуждений и споров. Каждый зритель воспринял по-своему недостатки и достоинства фильма. Рэп, который, на взгляд многих, пробуждает лишь диссонанс эпохи; отсутствие среди героев няни Пушкина, сыгравшей в жизни поэта большую роль; несоответствие действительности в определённых моментах и другие факты, смущающие и вводящие в непонимание. Их компенсирует множество «побед» в работе над картиной. Поэтому однозначно оценить «Пророка» тяжело. Но не будь этих всех противоречий, фильм не был бы таким интересным и будоражащим воображение и в скором времени после премьеры забылся бы. А получившаяся столь новой и необычной история об Александре Пушкине точно надолго останется в памяти зрителей.

Валерия Крестова

Вам будет интересно