За участие в «Крымской платформе» — трагикомическом шабаше, о котором можно отдельно рассказывать долго, а можно не рассказывать вовсе — украинский комик-президент Владимир Зеленский вручил своей эстонской коллеге Керсти Кальюлайд орден Ярослава Мудрого.
Собственно, орден вручили много кому из гостей, но в случае с Кальюлайд награждение имело особый пикантный подтекст. Как известно, Ярослав Мудрый активно осваивал Прибалтику и, в частности, территорию современной Эстонии. Именно он основал крепость Юрьев, впервые упомянутую в русских летописях в 1030 году, а сейчас известную как второй город страны — Тарту.
Думается, подтекст получился невольным, но Кальюлайд, похоже, разозлил. Если сначала она услаждала слух хозяев упоительными историями о трёхлетнем мальчике, якобы на её глазах бежавшем по минам вокруг КПП «Чонгар» из Украины в Крым, то под конец дала украинским СМИ весьма нелицеприятное интервью. В нём она фактически назвала «незалежную» несостоявшимся государством, заявила, что ей ещё минимум лет двадцать до готовности к вступлению в ЕС и что эстонскому бизнесу лучше в украинскую экономику не вкладываться. В Киеве, понятно, взвыли от негодования, ощущая огонь зрады чуть пониже спины.
На самом деле, и Кальюлайд, морщащая нос при невольном намёке на тысячелетнюю русскую историю в Эстонии, и Зеленский, считающий вместе с другими киевскими политиками Ярослава Мудрого украинским князем и рассказывающий упоительные истории о том, как ВСУ в 1616 году брали крепость Кафу — одного поля ягоды. И украинские, и эстонские, и другие прибалтийские элиты страшатся любого воспоминания о великом русском прошлом своих стран, грозно прорастающем в настоящее. И, соответственно, стараются уничтожить любые русские всходы в настоящем и любые воспоминания о прошлом.
Раньше прибалты держали на этом поприще пальму первенства. Теперь украинцы догнали и сильно перегоняют их. Но прибалты, в свою очередь, стараются не отстать от лидера. Например, 26 августа в латвийском городе Мадона произошла эксгумация останков генерал-майора Николая Якунина, погибшего 30 сентября 1944 года в ходе операции по освобождению Латвийской ССР. Что самое интересное, сделано это с санкции посольства РФ. Вдвойне интересно, хотя и не в новинку — согласно комментарию этого самого посольства, перед нами блестящая победа если не российской дипломатии как таковой, то здравого смысла. Оказывается, «соответствующее ходатайство латвийской стороны было удовлетворено в установленном российским законодательством порядке».
Кроме того, конечно, находящаяся на школьной территории могила советского генерала раньше была местом, достойным последнего пристанища героя. Однако в условиях, когда антисоветизм и разрушение памятников стали частью государственной латвийской политики, оставлять могилу героя во дворе школы, где активно рассказывают о «советской оккупации» — значит, не уважать его память.
И вправду, едва ли не победа! Но, как верно замечает один из Телеграм-каналов, важно вдаться в детали:
— Инициаторами эксгумации и перезахоронения генерал-майора являются представители радикальной партии «Национальное объединение». Основной род деятельности её участников — ликвидация советского наследия.
После того, как российское посольство согласилось на перенос захоронения, рижские националисты на радостях запустили информационную кампанию по демонтажу памятника советским воинам-освободителям в латвийской столице.
Останки генерал-майора будут перенесены из центра города на воинское кладбище на окраине. Вопрос об установке на новом месте погребения старого памятника или создании нового только рассматривается.
Возмущение русскоязычного населения, называющего действия российского посольства преступлением и потаканием местным радикалам, игнорируется.
Как это обычно бывает с победными внешнеполитическими реляциями, всё не так однозначно. Да что там — вполне однозначно. И логично: от цветов на могилы «лесных братьев» до предательства могил тех, кто с ними и их покровителями воевал — путь прямой и не особо длинный.
Но дело ведь не только во вредительстве конкретных российских посольств в Прибалтике, и даже не в нашей внешней политике в целом, пусть я и критикую в бесперебойном режиме. Посмотрим внутрь страны. Какие-то юнцы на камеру прикурили от севастопольского Вечного огня, посвящённого столетию окончания Гражданской войны. Безобразников поймали, и они слезно покаялись на камеру. Не исключаю, что даже по-своему искренне. Что и не понимали толком что делают, смутно знали, что получится зажигательно и хайпово, но что в такой степени…
Хорошо, допустим. А регулярные инциденты на Мамаевом кургане, где и аналогично прикуривают от Вечного огня, и мочатся, и устраивают голые пляски под прямую интернет-трансляцию? Тоже все не в полной мере понимают? Тут, к сожалению, любой ответ скверен: и что не понимают, и что понимают, но сознательно кощунствуют. А ведь речь о двух великих городах русской воинской славы, где чувство святости истории и её памятников должно быть особенно сильным и, главное, естественным. И о стране, в любых городах которой сейчас от официального патриотизма и гражданственности не укрыться; вот, даже в школах теперь будет ежедневный торжественный подъём российского флага.
Но, к сожалению, яркая гражданско-патриотическая оболочка лишь прикрывает глубоко антинациональную и антинародную суть царящих порядков. Единственно искренне реализуемая патриотическая ценность — это некогда произнесённая с высокой трибуны фраза о достатке и комфорте как нашей национальной идее. Вот на её воплощение в жизнь и направлены настоящие усилия всей системы: закон о «нечаянной коррупции» на фоне громких, грозных и многолетних антикоррупционных потуг, и указ о «зарубежном гражданстве непреодолимой силы» на фоне обещаний национализации элит и конституционного запрета на зарубежное гражданство госслужащих.
«Патриотизация» же и «скрепизация» лишь прикрывают поклонение ровно одной, комфортно-достатковой скрепе. Но глупо думать, что вопиющий неустранимый дисбаланс никак не выходит наружу. Если система рваческая и хищническая, то и обычные граждане обуяны индивидуализмом и подчинением, с разной степенью тяжести, жизни сугубо экономической логике. Верно и обратно — людям прививали и прививают, под шумок разговоров о высших ценностях, звериный индивидуализм, дабы они не объединились против системы, которая тоже внутри себя занята ярыми междоусобицами, но едина в высших низменных целях. Если власть… прикуривать хотела от наших сакральных мест, так и молодые идиоты делают это же.
Здесь — важная первопричина проблемы. Я всецело за то, чтобы решить конкретный вопрос с могилой генерала Якунина в нашу русскую пользу. Благо, и не последние представители нашего гражданского общества возмущены (при минимуме подсветки в СМИ в отличие от оседланной «единороссами» ситуации в Средней Азии), и лично я сделаю всё что смогу. Но пока мы не разберёмся с тем фактом, что в красивых столичных помещениях и их филиалах в Лондоне и на озере Комо прикуривают от патриотизма, а в Севастополе и Царицыне-Сталинграде, взяв дурной пример, от Вечного огня… до тех пор в Латвии будут тревожить прах русских воинов, в Таллине буйствовать от напоминания о Ярославе Мудром, основавшем Юрьев-Тарту, а в Киеве, матери городов русских, называть этого князя украинцем.