Инновации, искусственный интеллект, роботы, короткие видео в ленте, тысячи телеграмм каналов, говорящие колонки дома, личные бренды, бесконечные билборды с рекламой и моря информации…
![](https://rodinananeve.ru/wp-content/uploads/2024/12/f-slov_3-1024x579.jpg)
Слова двоятся, теряются, находятся и рождаются. Мы находимся в эфемерной надежде «схватить» полезную информацию, книгу или подкаст. Однако в итоге всё равно уезжаем на природу и слушаем по выходным тишину. Произносим только самое ценное и важное. Так сколько же стоит слово?
Переместимся в зал «Театра у Нарвских ворот», где идёт спектакль «Фабрика слов», поставленный по пьесе Аньес де Лестрад режиссёрами Алексеем Шульгачом и Дианой Разживайкиной. Тишина. Вот-вот мы узнаем необычную и непривычную цену. В креслах только дети, а значит ответная реакция обещает быть алмазно-честной.
На сцене – новый мир! Мир, в котором слова производит фабрика и действует закон: «купи- проглоти-произнеси». У богатых много изящных и красивых слов, а бедным приходится иметь в арсенале лишь много надежды, чуткости и изредка говорить.
Однажды рождается маленький Филеас (актёр Антон Хатеев). Для его имени мама (актриса Марина Петромаева) пожертвовала слово «фейхоа», папа (актёр Роман Сидоренко) вытащил «хорошо», а дедушка (актёр Павел Москалёв) отдал «канделябр».
И теперь его могли использовать все!
«Филеас!», «Ф-и-и-л-е-ас», «Филеас….»
Распорядок семьи строился следующим образом:
12:03 – сбор материала. Тысячи падающих слов нужно поймать,
13:04 – отсортировать,
14:05 – продегустировать, и если понадобится, то
15:30 – спасать дедушку от плохих слов!
И в 19:30 семейство погружалось в лотерею на телевизоре. Эта была уникальная возможность выиграть целое слово!
Летели дни, будни, вечера, года и Филеас вырос. Он готов изучать, дружить и жить! В его голове только 14 слов и одна большая любовь – Сибелла!
Внутри зарождается искра, случается химия, дрожь от волнения и эмоций передаётся по рукам, губам и голове. Сердце складывает невнятное бормотание, полёт мыслей не успевает отобрать нужное, а свобода расцветает! Хочется кричать и бесконечно говорить! Говорить? А как говорить?
– Филеас, а ты смешной! Приходи ко мне на день рождения! – сказала Сибелла.
– Вишня, пыль, стул велосипед, труба асфальт… – ответил Филеас.
Такое простое «Я люблю тебя» – всего 10 букв, а сказать сложнее, чем покорить Эверест.
Наш герой покорён, влюблён и вот-вот продаст все свои 14 слов в обмен на одно – С и б е л л а.
А дальше? А дальше Филеас выигрывает лотерею, раздаст слова всем людям и обретает самое ценное в его жизни- имя любимого человека.
В зале тишина смешивается с удивлением, умилением и тихим ропотом. Дети поглощены и растворены в пространстве. Они совсем не говорят, а будто пытаются жестикулировать и произносить только первые слоги слов. Пик музыки, аплодисменты…
История героев только начинается, а ценники слов увеличиваются от большой любви.
А как в жизни? Мы не театре, и даже не в кино. За окном дождь, тучи едва пропускают солнце, на столе большая и нелепая кружка кофе. Люди ходят кругом, шум метро оглушает, а случайно услышанные диалоги придают новый вкус.
Как называются вещи, которые невозможно потрогать, почувствовать и даже съесть? Они невидимы, но навсегда остаются внутри. Они решают вопросы по работе, заставляют нас смеяться и плакать. Вершат историю и создают новые законы. Бывают весьма приторны или наоборот очень горчат. Иногда оставляют тягучее послевкусие и теплоту. А порой обрываются так, что приходится открыть белый чистый лист.
Это слова. Всего пять букв, а сколько новых цивилизаций, людей, представлений и любви!
«В этом спектакле мне нравится всё! Мне нравится, что у нас живая музыка, мы играем на музыкальных инструментах. Однако в начале спектакля может показаться, что это апокалипсис, антиутопия, но на самом деле, в конце, мы выходим на душевную и искреннюю историю любви», – делится с нами актёр Антон Хатеев
Его коллега Роман Сидоренко дополняет: «Два года идёт спектакль, два года я в нём играю. Если честно, то это моя из любимых ролей. Этот спектакль родной для нас, сочинялся вместе с режиссерами. Есть частичка каждого из нас!»
«Семья Шульгач придумали идею спектакля и постепенно, все вместе, мы начали работать над ней. Строить декорации, шить костюмы, подбирать инструменты, – рассказывает заведующий художественно-постановочной частью Игорь Поляков. – На самом деле бумага на сцене даёт очень много… объём и ощущение пространства! Я придумал, что бумага будет раздуваться и мы провели трубы, теперь тут целая система. 20 лет я был артистом балета. А сейчас нахожусь за кулисами, но на самом деле… свет, звук, костюмы, актёры – за всем этим я! Профессия очень важная и я её люблю! Приходите на спектакль ещё раз!»
Дарья Есикова