Объявлен конкурс на проведение дополнительных работ по ремонту фасадов дома Поливанова на Пушкинской, 6. Цена вопроса — 18,5 миллиона рублей. При этом «лицо» здания уже отреставрировано. В чём проблема?
Конкурс организован Санкт-Петербургским государственным казённым учреждением «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» (подведомственно комитету петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — КГИОП).
Заявки принимаются до 22 марта. Начальная (то есть максимальная) цена контракта — 18 579 901 рубль. Обеспечение заявки — 185 799 рублей, обеспечение контракта — 2 786 985 рублей. Срок исполнения контракта — 31 декабря 2024 года, работы производятся за счёт бюджетных средств Санкт-Петербурга.
Официальное название тендера: «Выполнение дополнительных работ по реставрации и ремонту лицевого и дворового фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Дом Д.А. Поливанова» (Санкт-Петербург, Пушкинская улица, дом №6, литера А)».
При этом предыдущие ремонтные работы на фасаде этого старинного дома, внесённого осенью 2021 года в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения, закончены совсем недавно.
«На просторах» Интернета удалось обнаружить информацию о тендере на проведение этих работ, проведённом на рубеже 2021-2022 годов на сумму 37 683 000 рублей. Какой же произошёл «затык», что потребовались дополнительные работы и дополнительные расходы?
Из обширной и витиеватой документации нынешнего конкурса можно узнать следующее:
«По результатам осмотра выполняемых работ выявлены следующие обстоятельства, не учтённые в согласованной КГИОП проектной документации по причине отсутствия доступа:
1. Были выявлены исторические профилированные оконные наличники, скрытые за штукатуркой;
2. После расчистки лепного декора было обнаружено, что большая часть скульптурной композиции… выполнена из строительного гипса низкой марки и имеет значительные дефекты: утрачена пластика верхней части голов, рук, ног и элементов одежды;
3. При демонтаже деструктированной отделки балконов обнаружена коррозия элементов креплений балкона и расслоившиеся лещадные плиты перекрытий;
4. После расчистки красочного слоя обнаружены трещины и значительные отслоения от основания исторической известковой штукатурки стен, пилястр, профилированных откосов».
Если перевести этот «птичий» язык на более-менее русский, то выясниться, что главным делом победителя нынешнего конкурса будет реставрация четырёх скульптур мальчиков-путти на лицевом фасаде здания (сейчас они демонтированы, их состоянию посвящён пункт №2 процитированного выше документа).
Аналогичная история и тоже со скульптурами путти случилась в процессе реставрации особняка Урусовых на Литейном проспекте, 19, где ремонт фасадов завершён в прошлом году, а скульптуры «игривых мальчиков» вернутся к гербовым щитам в нынешнем 2024-м.
«Четыре фигуры путти, находившиеся в неудовлетворительном состоянии, были демонтированы и находятся в реставрационной мастерской. Они будут отреставрированы и возвращены на фасад в соответствии с государственным контрактом в 2024 году… Предстоит выполнить деликатную корректировку скульптурной пластики путти, которая значительно искажена в процессе многочисленных ремонтов. В частности, ножки путти утратили характерные для детских фигур пропорции. Специалисты также уточнят пластику рук, «замыленную» ремонтными накрывками, приведут в порядок лица и волосы скульптур», — сообщал КГИОП по поводу дома Урусовых. Видимо, похожая ситуация и со скульптурами на фасаде здания на Пушкинской, 6.
Кстати
Пу́тти — это образ обнажённого или полуобнажённого мальчика в изобразительном искусстве эпохи Ренессанса, в стилистике барокко и рококо. Восходит к античному эроту, амуру, купидону. Эти «любовные» персонажи со временем «слились» с латинскими гениями, олицетворявшими душу (обычно мужскую). Первые христиане, как известно, заимствовали многие образы античной мифологии. Отсюда — ангелочки. Впрочем, в декоративной пластике использовались и бескрылые фигуры путти. Такие они и на фасаде Поливановского дома, причём мальчики тут вовсе не голые.
О доме Поливанова и Пушкинской улице «Родина на Неве» подробно рассказывала несколько лет назад, поэтому напомним лишь некоторые факты.
Дом №6 по Пушкинской улице когда-то принадлежал тайному советнику Дмитрию Андреевичу Поливанову, который родился в 1839 или 1840 году, начал службу в лейб-гвардии Гренадерском полку, окончил курс в Академии Генерального штаба, состоял мировым посредником, а после — предводителем дворянства в Валдайском уезде Новгородской губернии, пожалован в камер-юнкеры императорского двора, служил по министерству внутренних дел, участвовал в приёме части Бессарабии в состав империи после войны 1877-1878 годов, тайный советник, почётный член Комитета детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии, гласный петербургской городской думы, член больничного комитета и комиссии по народному образованию, попечитель благотворительного общества при церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» в Обуховской больнице, был женат на Софье Дмитриевне Гордеевой (скончалась в 1894-м), вторично женился в 1895-м на Надежде Николаевне Бухман. Он ушёл из жизни, судя по всему, на рубеже 1912-1913 годов. Во всяком случае, именно тогда дом №6 на Пушкинской по наследству перешёл к его дочери Софье Дмитриевне (муж — отставной генерал от инфантерии Николай Акимович Павловский, бывший командир лейб-гвардии Измайловского полка). Им дом и принадлежал вплоть до 1917 года.
Соседний по Пушкинской дом №4 тоже принадлежал Поливанову, а дом №8 — его родственникам (Наталье Николаевне Балкашиной — дочери инженера Николая Александровича Поливанова, строившего один из участков Николаевской железной дороги, и жене статского советника Николая Ивановича Балкашина).
Все три дома спроектировал в стиле историзма (эклектики) один и тот же архитектор — Владимир Иванович Славянский (1827-1900), действительный статский советник, гражданский инженер, служивший в Санкт-Петербургском городском Обществе взаимного от огня страхования домов. Построено здание в 1878-м.
Проектирование дома №6 по Пушкинской улице иногда приписывается Павлу Юльевичу Сюзору (1844-1919), будущему академику, автору проектов многочисленных административных и доходных зданий в Петербурге, а также бань, который, конечно же, прославился навсегда сооружением офиса американской компании «Зингер» на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала, где по сей день находится Дом книги. Сюзор, будучи ещё молодым архитектором, действительно построил несколько домов на Пушкинской улице, но не Поливановские.
Поливановы — старинный дворянский род, ведущий свою историю в России, согласно официальной версии, с XIV века, когда из Орды в Москву к великому князю Дмитрию Донскому прибыл татарин Кочева Карапчаков, при крещении получивший имя Анцифор. Его внук Михаил и стал основателем фамилии. По легенде, он был жалован монархом за некие заслуги шубой, которую полил из кубка вином, за что и получил при дворе прозвище Поливан. Ко второй половине XIX века это уже был очень разросшееся и потому многочисленное семейство. Представители рода имели отношение к строительству и обустройству Николаевской железной дороги, связавшей две российские столицы. Поэтому покупка земельных участков под застройку доходными домами на Пушкинской улице, то есть совсем рядом с вокзалом, — не случайна.
Для справки:
В перечне жилых домов-памятников, попадающих под действие подпрограммы «Наследие» государственной городской программы «Развитие сферы культуры в Санкт‑Петербурге», утверждённом постановлением петербургского правительства 30 декабря 2019 года (№1021), значится 255 объектов. Проект рассчитан на 10 лет.
По итогам 2023-го КГИОП отчитался, что «все мероприятия по сохранению объектов культурного наследия Санкт‑Петербурга, запланированные на 2023 год, выполнены в полном объёме». Бюджетные средства, выделенные по подпрограмме «Наследие», освоены на 99,92 процента от запланированного.
Всего в прошлом году по этой подпрограмме было предусмотрено освоить около четырёх миллиардов рублей (1,8 миллиарда на объекты культурного наследия, находящихся в государственной собственности, и 1,9 миллиарда — «на сохранение объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными жилыми домами»).
По объектам культурного наследия, которые поныне остаются многоквартирными домами в центральных районах Петербурга, статистика такова: ремонтно-реставрационные работы в 2023-м выполнялись на 44-х, завершены — на 13 таких зданиях.
В 2024-м предполагается продолжить реставрационные работы на 31 объекте, где они уже идут, и начать действовать на 19 старинных многоквартирных домах, внесённых в реестр объектов культурного наследия.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов петербургского КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета