Реставрации фасадов особняка Трусзонов, Любомирских, Урусовых, Мусиных-Пушкиных на Литейном проспекте, 19 близится к завершению. Отложено только возвращение к гербовым щитам фигур лукавых пу́тти, которые вдоволь порезвились над обитателями этого дома.
Имеющий статус памятника истории и культуры регионального значения объект, официально именуемый «Особняк П.А. Урусова», реставрируется по программе ремонта фасадов 255 старинных многоквартирных домов, утверждённой постановлением правительства Санкт‑Петербурга 30 декабря 2019 года.
Работы производятся за счёт средств городского бюджета по заказу СПб ГКУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» (подведомство комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — КГИОП).
Кстати
Соответствующий контракт был заключён по итогам аукциона 19 августа 2022 года с ООО «Возрождение Петербурга» на сумму 65 миллионов 760 тысяч 504 рубля (начальная цена лота составляла 65 миллионов 770 тысяч 504 рубля, то есть победителю конкурса он достался за скидку в 10 тысяч рублей).
В информационном сообщении КГИОП о реставрации особняка отмечается, что документация на приведение в порядок лицевых и дворовых фасадов здания была разработана в 2020-м. В ходе её подготовки были «выявлены утраты и искажения архитектурных элементов фасадов, произошедшие в результате ремонтов в XX веке».
Проект реставрации предусматривал восстановление облика здания по авторским чертежам архитектора Льва Вендрамини, перестроившего особняк в 1840-е.
«Выполнена реставрация цоколя из известняка, рельефных рустов первого этажа, восстановлена геометрия и архитектурная форма междуэтажного фриза, заменены все линейные окрытия», — говорится в сообщении КГИОП. Плюс приведены в порядок все оконные и дверные заполнения, фасады окрашены в исторический бежевый цвет.
На боковом фасаде со стороны сквера Дружбы воссоздан утраченный известняковый цоколь, «восстановлены гладкая кирпичная рустовка стен второго этажа, профиль венчающего карниза второго этажа с “сухариками” на парадной части фасада, пластика и геометрия междуэтажного фриза». На дворовых фасадах, в частности, вновь появились «исторические штукатурные профили венчающих карнизов второго и третьего этажей».
Довольно скромный лицевой двухэтажный фасад со стороны Литейного проспекта, спроектирован в духе эклектики (историзма) в основном с использованием приёмов классицизма. Но его основным декоративным элементом являются расположенные по бокам две композиции со статуями путти, поддерживающими картуши, на щитах которых располагался герб владельцев особняка.
Пу́тти — образ обнажённого или полуобнажённого мальчика в изобразительном искусстве эпохи Ренессанса, в стилистике барокко и рококо. Восходит к античному эроту, амуру, купидону. Эти «любовные» персонажи со временем «слились» с латинскими гениями, олицетворявшими душу (обычно мужскую). Первые христиане, как известно, заимствовали многие образы античной мифологии. Отсюда — ангелочки. Впрочем, в декоративной пластике использовались и бескрылые фигуры путти. Как раз такие — на фасаде урусовского особняка на Литейном.
В советское время поддерживаемые путти гербовые щиты сначала были «украшены» серпом и молотом, а вместо короны — звезда. Позднее эти символы были убраны, то есть «озорные купидоны» восседали возле пустых картушей. Теперь на фасад здания возвращён герб последних дореволюционных владельцев дома — графов Мусиных-Пушкиных.
Почему гербовые щиты на фасаде особняка оформлены столь «легкомысленно» (фигурами обнажённых мальчиков), есть несколько версий, в том числе и фривольных. Но скорее всего эти скульптуры — просто «отсыл» к оформлению внутренних помещений дома, которые были выполнены в стиле рококо.
«Четыре фигуры путти, находившиеся в неудовлетворительном состоянии, были демонтированы и находятся в реставрационной мастерской. Они будут отреставрированы и возвращены на фасад в соответствии с государственным контрактом в 2024 году… Предстоит выполнить деликатную корректировку скульптурной пластики путти, которая значительно искажена в процессе многочисленных ремонтов. В частности, ножки путти утратили характерные для детских фигур пропорции. Специалисты также уточнят пластику рук, «замыленную» ремонтными накрывками, приведут в порядок лица и волосы скульптур», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
В конце XVIII века большой земельный участок вдоль Литейной улицы принадлежал управляющему Колывано-Воскресенскими (Алтайскими) заводами и правителю Колыванской губернии генерал-лейтенанту Борису Ивановичу Меллеру (1729-1811).
В 1799-м надел, на котором расположен отреставрированный сейчас особняк, приобрёл военный инженер генерал-майор Христиан Иванович Трузсон (1742-1813), портрет которого имеется в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце (руководил сооружением укреплений на правом фланге Бородинской позиции, занимался устройством переправ и гатей на пути движения русской армии). При нём на Литейном проспекте, 19 сооружён каменный двухэтажный дом (П-образный в плане с деревянными службами вдоль северной и южной границ двора) с лицевым фасадом более узким, чем нынешний, позднее к нему с обеих сторон сделали пристройки.
После смерти Трузсона домом владели его наследники, затем сменилось ещё несколько хозяев этой недвижимости, а в начале 1840-х его приобрёл князь Александр Ксаверьевич Любомирский (1802-1893) — представитель старшей ветви старинного и знатного польского рода, представители которой со времён Екатерины II состояли на русской службе. По заказу его супруги Юлии в 1846 году Лев Вендрамини и разработал проект переделки существующего дома с изменением лицевого фасада и пристройки к нему со стороны двора каменного двухэтажного флигеля.
Лев Францевич Вендрамини (1812-1857), архитектор, сын гравёра, выпускник, а впоследствии академик Императорской Академии художеств (1844, за проект дома для полицейского управления одной из частей столицы). По его проектам построено не так уж много зданий в Санкт-Петербурге. Самое известное из них, наверное, — это дом Лазарева на Итальянской улице, где сейчас располагается Театр музыкальной комедии.
Но Любомирские в том же году, когда заказали проект Вендрамини, продали дом на Литейном князю Петру Александровичу Урусову (1810-1890) — участнику Кавказской войны, сослуживцу Михаила Юрьевича Лермонтова. За отличие в делах против горцев был награждён Золотой саблей с надписью «За храбрость», впоследствии — действительный статский советник и камергер. Можно предположить, что приобретение дома связано с его женитьбой на фрейлине Екатерине Николаевне Сипягиной (1827-1894), как раз в это время и произошедшей. Невеста была одной из наследниц (по матери) капиталов купца-миллионщика Ивана Семёновича Мясникова (1710-1780). В общем, на покупку дома Любомирских у Урусовых средства имелись. Новые владельцы осуществили проектные разработки Вендрамини.
В начале 1857 года особняк перешёл к графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1825-1879) — племяннику прежнего владельца (князя Петра Урусова), впоследствии петербургскому предводителю дворянства, гофмаршалу, а затем гофмейстеру императорского двора. Приобретение было оформлено купчей, но скорее всего произошло некое распределение наследственных капиталов.
Кстати
Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин был старшим сыном урождённой княжны Марии Александровны Урусовой (1801-1853) — в первом браке супруги генерал-майора Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина (1783-1836), а во втором — князя Александра Михайловича Горчакова (1798-1883) — будущего многолетнего министра иностранных дел и государственного канцлера Российской империи. Вот такие переплетения судеб.
Особняк принадлежал Мусиным-Пушкиным вплоть до 1917 года. На тот момент здесь был организован лазарет для раненых солдат и офицеров лейб-гвардии Преображенского и Волынского полков.
С 1937 года здание (сначала лишь часть помещений) занимает библиотека имени М.Ю. Лермонтова, входящая ныне в межрайонную централизованную систему, состоящую из 14 публичных библиотек, расположенных в Центральном и Адмиралтейском районах Петербурга.
«В связи с новой функцией особняк частично перепланировали: был застроен проезд во двор в главном корпусе, входная дверь в здание перенесена на одну ось к северу, устроен новый проезд во двор в северном флигеле», — констатирует КГИОП.
В 1970-е здание капитально отремонтировано с заменой всех перекрытий на железобетонные конструкции. Тем не менее, часть исторических интерьеров (например, парадная лестница) сохранилась до наших дней.
В 2001-м дом включён в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», а в 2009-м — в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета