Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга обсудил и одобрил идею восстановления здания Музыкального вокзала (курзала) в Павловске. Вопрос решён?
Прежде всего, о том, кто заседал. «Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, созданным в целях повышения эффективности принятия решений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия», — говорится на официальном портале Смольного.
Номинально возглавляет совет губернатор, его заместителями и тут являются два вице-губернатора, а также председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В составе — чиновники, депутаты, архитекторы, музейщики, актёры, режиссёры, научные работники.
Естественно, что решения этого совещательного органа не являются обязательными для исполнения, то есть имеют рекомендательный характер и никого ни к чему, по большому счёту, не сподвигают. Это всего лишь суррогат «общественного мнения» и инструмент чиновничьего пиара.
«Члены совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга в целом одобрили идею восстановления здания Музыкального вокзала и прилегающей территории, отметив, что для этого достаточно иконографических материалов, а также дали ряд рекомендаций, которые необходимо учесть при дальнейшей разработке эскизного проекта. В том числе, проработать вопросы функционального использования комплекса, транспортной доступности, а также предложить архитектурные приёмы, обозначающие, что восстановленное здание не является подлинным», — гласит информационное сообщение КГИОП о заседании, состоявшемся 18 апреля в штаб-квартире Русского географического общества.
Особо отмечено, что в заседании по видеосвязи принял участие руководитель Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Андрей Ермаков. Это, конечно, крайне важно. Правда, судя по всему, дело обошлось без участия главы города и вице-губернаторов…
При этом в ноябре 2023-го с участием губернатора Петербурга Александра Беглова состоялось заседание некоего «совета» по воссозданию Музыкального курзала в Павловске. Пресс-служба Смольного сообщала, что совет заседал впервые и рассматривал «концепцию восстановления этого уникального памятника истории и архитектуры». Сопредседателями избраны министр культуры РФ Ольга Любимова и генеральный директор — председатель правления ОАО РЖД Олег Белозёров.
Также в состав совета с непонятным статусом, усилиями которого Музыкальный вокзал в Павловске должен быть воссоздан, вошли: Игорь Бутман — художественный руководитель ГБУК Москвы «Московский джазовый оркестр», Валерий Гергиев — художественный руководитель — директор Мариинского театра, Евгений Григорьев — член правительства Санкт-Петербурга — председатель комитета по внешним связям, Вера Дементьева — директор Государственного музея-заповедника «Павловск», Антон Кобяков — советник президента Российской Федерации, Фабио Мастранджело — художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Фёдора Шаляпина, Кирилл Поляков — вице-губернатор Санкт-Петербурга, Сергей Ролдугин — художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, Любовь Совершаева — заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Ханс-Йоахим Фрай — председатель совета Фонда «Мост искусств», художественный руководитель «Сириуса» — Фонда «Талант и успех».
То есть без всякого Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга в деле и так задействованы всяческие «тяжеловесы». В общем, заседание про заседание…
Историю павловского курзала (Музыкального вокзала) «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому сейчас ограничимся лишь напоминанием некоторых фактов.
Часто павловский железнодорожный вокзал именуется в исторических источниках «курзалом» (от немецкого Kursaal), а это помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок и т.п. Чаще используется термин «воксал» (от английского Vauxhall), это предместье Лондона, где устраивались летние балы, спектакли, фейерверки, а позднее был разбит первый в истории увеселительный сад, просуществовавший вплоть до 1859 года. Именно это название прижилось в русском языке применительно к зданиям на железнодорожных станциях с залами ожидания, ресторанами и гостиницами.
Павловский курзал задумывался как рекламный проект первых российских железных дорог, призванный привлечь потенциальных пассажиров через предлагаемые увеселения к новому виду транспорта, которого многие просто боялись (ужасные гудящие и дымящие паровозы).
Станция изначально была тупиковой и оставалась таковой впредь. То есть о транзитных пассажирах не могло быть и речи. Весь расчёт делался исключительно на публику, которая будет специально ездить сюда и потом возвращаться в Петербург.
Здание воксала было построено в 1836-1838 годах по чертежам Андрея Штакеншнейдера. В 1837 году молодой зодчий, который потом построил в Петербурге несколько прекрасных дворцов, был командирован за границу «для совершенствования архитектурных знаний», посетил Италию, Францию, Германию и Англию. То есть павловский курзал строился без его непосредственного участия.
Сооружение представляло собой внушительных размеров павильон с боковыми галереями. Строение было выполнено из дерева на каменном фундаменте. Правда, в 1844 году оно сгорело, а потом неоднократно перестраивалось с целью расширения, так что, возможно, впоследствии использовались и металлические конструкции.
Изначально здание включало в себя довольно большой ресторан с оркестром на хорах и выступлениями на небольшой эстраде цыганского ансамбля, плюс гостиничные номера в полуциркульных корпусах. Но постепенно это строение¸ неоднократно расширявшееся, стало уникальным музыкальным центром для Петербурга.
Здесь выступали самые выдающиеся артисты того времени (10 сезонов подряд — с 1856 по 1865 год — тут давал концерты «король вальса» Иоганн Штраус, исполнялись произведения и русских композиторов (например, оркестрованный вариант вальса «Фантазия» Михаила Глинки). На этой сцене пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Тут были исполнены с участием автора — Сергея Прокофьева — первый и второй (премьера) его фортепианные концерты. Вместимость зала достигала почти 3000 мест.
Судьба курзала решилась во время Великой Отечественной войны, когда Павловск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. По одной версии, здание уничтожил пожар, по другой — его разобрали, использовав деревянные конструкции для сооружения блиндажей и других укреплений…
Вопрос о восстановлении здания активно обсуждался ещё 50 лет назад. В 1978 году был разработан эскизный проект восстановления курзала, но он не был реализован.
По заказу ОАО РЖД сотрудниками Института истории материальной культуры Российской академии наук в 2023 году выполнено археологическое обследование, в ходе которого обнаружены исторические фундаменты здания.
В свою очередь Павловский дворцово-парковый музей-заповедник подготовил историко-культурное исследование об историческом местоположении и облике Музыкального вокзала, а также моста через Вокзальный пруд.
«Реализация проекта планируется за счёт внебюджетных средств. Предполагается также выполнить работы по реставрации прилегающей к Музыкальному вокзалу территории Павловского парка, в том числе восстановить её историческое планировочное решение, трассировку аллей, выполнить реставрацию Вокзального пруда и фонтанов. Восстановление железной дороги не планируется, обсуждается только возможность создания небольшой мемориальной реплики железнодорожных путей», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта администрации Санкт-Петербурга, сайта КГИОП и справочных ресурсов Интернета