Проспект инициации. Или мобилизация городского пространства

SVO_Nevsky

Для кого-то идёт десятый месяц СВО, для кого-то – десятый месяц войны с коллективным Западом… а для кого-то ничего особенного так и не происходит. Проблема внутренней, духовной, мобилизации жителей Петербурга так и не решена – напротив, с каждым днём она становится всё острее и острее. Но решать её все равно придётся. И вопрос только в том – каким образом? Хотелось бы не доводить до вмешательства сверхъестественных сил Смутного времени, а максимально задействовать свои ресурсы, в том числе и творческие.

Автор — Никита Рогозин

Очевидно, что наступило новое время, и вслед за ним должно открыться новое пространство. Так или иначе, люди ощущают – «как прежде» уже не будет, но при этом у людей нет понимания-образа-предчувствия будущего, потому что в настоящем мы имеем, по большому счёту, пустое пространство, не заполненное новыми, свежими, актуальными и вечными идеологемами. На это, плюс ко всему, накладывается инерция той действительности, которая была до 24 февраля, и которая несильно изменилась за девять месяцев: те же витрины, вывески, реклама, песни, отжившие своё и не дающие пробудиться вполне.

«Z» в виде Георгиевской ленточки, бабушка с красным флагом, енот из Херсона и редкие баннеры с именами новых героев эту инерцию не пересиливают. Очевидно, что пройдясь по нынешнему Невскому проспекту (или по любой другой центральной улице), не зная при этом о происходящем на Украине и в Донбассе, ни за что на свете не поймёшь, что твоя Родина прямо сейчас сражается на смерть и на кону будущее мира.

Необходимо заполнить символико-идеологически пустое пространство Невского проспекта идеологемами-образами-символами, которые бы были адекватны и соответствовали нашему насущному и нашему вечному, и служили бы для прохожих своего рода образным окном в реальность.

Нужно «вплести» в аудио-визуальную ткань Невского проспекта символы-иероглифы, отсылающие нас одновременно ­– и к великому настоящему России, и к её великому прошлому, и к её великому будущему. Должны быть задействованы: баннеры, витрины, фонари, стены, громкоговорители, балконы, окна, экраны – всё, что только возможно. Прохожий должен попасть в пространство, где соседствуют стихи Михаила Лермонтова и Алексея Мозгового; где вступают в диалог умозрения Григория Сковороды и Александра Дугина; где развеваются стяги Александра Невского и Дмитрия Донского, казацкий флаг Бакланова и флаг Новороссии; где изображены Александр Пушкин и Юрий Мамлеев; где Юрий Гагарин и Николай Фёдоров покоряют космос; где советский солдат слушает проповедь протопопа Аввакума; где на одном перекрёстке звучит «Вставай, страна огромная», а на другом – Егор Летов, а на третьем – поёт живой женский хор, а на четвёртом –звучит «Хованщина», а на пятом – читает рэп Аким Апачев; где Стрелков и генерал Черняев смотрят друг на друга; где наши новые герои, а за ними –советские, а за советскими – имперские, а за имперскими – царские, а за царскими – былинные, а за былинными – ангельское войско; где большие авангардные полотна-грёзы о будущем; где Китеж-град; где слышен будет и перезвон, и вой «Катюш». Реализовывать это должны художники-патриоты, которые стоят на принципах «Соглашения Дарьи Дугиной».

Реализация такого проекта предполагает определение доминантных и сопутствующих пространств. Под доминантными пространствами подразумеваются площади и большие пешеходные зоны; под пространствами сопутствующими подразумеваются пешеходные промежутки от одной доминанты к другой (улицы, проезжая часть, тротуары, перекрестки).

Если мы берём Невский проспект, то, очевидно, что доминантным пространством могут послужить: площадь Александра Невского, площадь Восстания, Гостиный двор, Дворцовая площадь, Александровский сад. Соответственно, сопутствующим пространством в таком случае будет отрезок проспекта от площади Александра Невского до площади Восстания; далее – отрезок от площади Восстания до Гостиного двора и т.д.

В качестве примера возьмём доминанту площади Александра Невского и сопутствующее пространство от стен Александро-Невской лавры до площади Восстания.

Предлагается с помощью проекторов заполнить ниши внешних стен лавры изображениями ангельского и русского воинства. Двигаясь слева направо, зритель должен наблюдать неразрывную воинскую цепь: от ангелов и архангелов (слева), через царских, имперских и советских воинов (по центру) до героев Русской Весны (справа).

Что касается промежуточного пространства (от площади Александра Невского до площади Восстания), то по преимуществу должны быть заполнены новым содержанием рекламные стенды, автобусные остановки и растяжки над проспектом. В них предлагается размещение высказываний русских философов, поэтов и писателей. Также можно использовать и средства изобразительного искусства.

Что касается автобусных остановок, то в Петербурге уже был опыт «наполнения» стеклянных перегородок на остановках стихотворениями. Стоит продолжить этот опыт, только стихи теперь должны соответствовать духу времени. Предлагается представить творчество современных поэтов-патриотов: Анны Долгарёвой, Александра Пелевина, Владислава Маленко, Семёна Пегова (бесстрашного военкора), а также стихи Алексея Мозгового и стихи русских классиков о Родине (например, из мамлеевского сборника «Новый Град Китеж»).

Проект требует информационного освещения для привлечения неравнодушных художников, архитекторов, урбанистов, поэтов, философов и в конце концов дизайнеров.

Мы – то, что мы видим (даже боковым зрением).

Никита Рогозин

Вам будет интересно