Плотный мир, полный знаков и смыслов

Rabjaeva (5)

В уютном особнячке музея современного искусства «Царскосельская коллекция», который знаменит коллекцией работ художников «Арефьевского круга», проходит выставка художницы из Бурятии Виктории Рабжаевой.

Виктория Рабжаева — член союза художников России и Бурятии, уважаемый специалист-реставратор

Виктория, несмотря на молодость и внешнюю хрупкость, состоявшийся и востребованный живописец, член союза художников России и Бурятии, уважаемый специалист-реставратор.

Виктория работает в разных техниках, но известность и признание получила благодаря масштабным живописным полотнам, сюжеты которых выстроены вокруг зрелищных ритуальных церемоний. К сожалению, в Санкт-Петербург, на выставку весной 2020 года, смогли доставить только небольшие по размеру работы. Живописные картины — триптих «Абай Гэсер», «Растущая луна», «Амар Мэнде», эскиз к картине «Молитва». Графические эскизы, в технике уголь, к картине «Дугжууба» и акварельный эскиз к картине «Майдари хурал».

Работа «Амар менде»: старший нежно и бережно поддерживает руки ученика, покрытые ярко синим хадаком – это такой длинный, чаще всего шёлковый ритуальный платок, который торжественно преподносится уважаемому человеку

Уже одно перечисление названий работ художницы погружает нас в мир бурятской культуры и буддийского символизма.

Выставка Виктории открылась в начале марта, вскоре после празднования буддийского нового года по лунному календарю. Самым ярким и зрелищным аспектом подготовки к празднованию бурятского Нового года является очистительный ритуал Дугжууба. В огромном костре, который возводится буддийскими ламами поздним вечером, накануне Нового года, сгорает всё негативное и дурное – эгоизм, препятствия на духовном пути, неудачи, проблемы, болезни, и даже, как верят буддисты, преждевременная смерть. Этих хтонических духов усмиряет очистительный огонь Дугжуубы.

Яркое и величественное зрелище – огромный костёр, звуки молитвы, бой барабанов, удары гонга – запоминается надолго. Именно этот момент мы видим на эскизах к масштабной живописной работе Виктории «Дугжууба». Сама эта большая по размерам картина экспонируется в Улан-Удэ, в художественном музее. Представленные на выставке эскизы углём передают напряжение ритуального действия Дугжуубы. Кажется, почти слышишь треск костра на фоне гула голосов и низкого гудения барабанов.

В картине «Гонец» Гэсер на своём волшебном коне спешит, перелетая через горы. Это стремительное движение-полёт ощущают и горы, и леса, и даже близкое небо

В работе «Амар менде» продолжена тема новогоднего праздника. Амар менде – это приветствие, пожелание здоровья. Но в Новогодний праздник этот бытовой аналог приветственного «здравствуйте» переходит в иной, более высокий, регистр, становясь торжественным пожеланием здравия, практически аналог «многая лета». Живописная картина «Амар менде» как бы иллюстрирует торжественный новогодний этикет приветствия-пожелания, когда младший протягивает руки с раскрытыми вверх ладонями, выражая готовность получить от старшего благословение.

На картине запечатлён момент дара-приветствия-пожелания здоровья. По традиции и даритель, и одариваемый, должны быть обязательно в головных уборах. Старший нежно и бережно поддерживает руки ученика, покрытые ярко синим хадаком – это такой длинный, чаще всего шёлковый ритуальный платок, который торжественно преподносится уважаемому человеку. Хадак голубого цвета, и на картине видим различные оттенки синего и голубого. Синий, голубой – это цвет неба, спокойствия, гармонии и согласия, пожелание долголетия. Удивительным образом в картине сочетается традиционный, земной пласт и образ неба, гармонии и свободы, который задаётся открытым куполом и окном в юрте, которые и придают картине иное, небесное измерение.

Сюжет акварельного эскиза к картине «Майдари хурал» также обращён к традиционному буддийскому обряду. Правда, праздник Майдари хурал бывает летом, в начале июля, когда верующие приходят в дацан для торжественных молебных процессий. Эскиз к картине «Майдари хурал» запоминается неожиданно ёмкими для акварели мазками и тонкими переходами цвета.

В картине «Прощание с конём» ощущается трепет и нежность, открытость и сила воина, его тоска и одиночество

Если эскизы к картинам «Дугжууба» и «Майдари хурал» погружают зрителя в зрелищный и яркий мир многолюдных праздничных обрядов, объединяющих народ, то представленный на выставке детально и тонко проработанный эскиз к работе «Молитва» – погружает нас в мир индивидуальных молитвенно-созерцательных переживаний. Мы видим на картине ритуальное молитвенное шествие вокруг Иволгинского дацана, родного для художницы места, ибо её детство прошло в посёлке Тапхар, что рядом со знаменитым дацаном (именно там в 2002 году было обретено нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова). На картине «Молитва» мы видим погружённых в молитву людей – монахов и мирян, молодых и не очень, женщин и мужчин. У каждого своя боль, своё прошение, а то и молитвенный вопль к небу. Ощущается зыбкий, дрожащий от напряжения, воздух в картине «Молитва».

Внимательный зритель увидит вдали горы – Баргузинский хребет. В многочисленных пейзажных работах Виктории Рабжаевой присутствуют эти волнующие душу художницы образы родной природы – открытое степное пространство и Баргузинские горы, окружающие родной Курумканский район.

Тема родной земли и родной культуры продолжена в объемных и мощных стилизованных образах народного героя Гэсера в триптихе «Абай Гэсер». Гэсер – легендарный воин, отправленный богами на землю для защиты людей от врагов. В работе «Отдых воина» мы видим Гэсера чутко спящим с мечом в руках, готового в любую минуту прервать свой краткий отдых и продолжить сложный и полный опасностей путь. Это путь воина, путь гонца. В картине «Гонец» Гэсер на своём волшебном коне спешит, перелетая через горы. Это стремительное движение-полёт ощущают и горы, и леса, и даже близкое небо. В картине «Прощание с конём» ощущается трепет и нежность, открытость и сила воина, его тоска и одиночество.

Стоит отметить, что пронзительная тема одиночества присуща лаконичной и мягкой авторской манере художницы. Работы Виктории Рабжаевой, погружая зрителя в объёмный, плотный мир, полный знаков и смыслов, выводят его на вертикаль, так что зритель ощущает те самые тонкие вибрации, не позволяющие человеку упасть. Это и есть та высокая нота напряжения, присущая тихим и созерцательным сюжетам картин Виктории, её, выражаясь поэтическими строками, «высокая тоска, не объяснимая словами…», когда художница открывает для нас, зрителей, поэтический мир родной природы и культуры.

Марина Подольская

(авторское название статьи — «Я не одна, пока я с вами…»)

Читайте также на эту тему текст Дмитрия Жвания «Бурятский эпос на холстах»

Вам будет интересно