Петербургу — больше вокзалов. Музыкальных

Kurzal_Pav8

На днях Смольный сообщил, что с участием губернатора Петербурга Александра Беглова состоялось заседание некоего «совета» по воссозданию знаменитого музыкального курзала в Павловске, уничтоженного во время Великой Отечественной войны. Пробуем разобраться, «с чем это едят».

Проект восстановления Павловского курзала

Из информационного сообщения пресс-службы Смольного можно узнать, что совет заседал впервые и рассматривал «концепцию восстановления этого уникального памятника истории и архитектуры».

Также сообщается, что сопредседателями совета избраны министр культуры РФ Ольга Любимова и генеральный директор — председатель правления ОАО РЖД Олег Белозёров.

Кроме того, говорится, что «Санкт‑Петербург очень заинтересован в этом проекте. Правительство города окажет содействие в его реализации». Упоминается, что «Павловский музыкальный вокзал вошёл в историю не только как одна из первых железнодорожных станций, но и как знаменитый концертный зал», где выступали симфонические оркестры и известные музыканты, в том числе Иоганн Штраус.

Также Беглов, судя по цитате пресс-службы, отметил, что «Компания РЖД реализует в Петербурге крупные транспортные проекты». Тут, правда, можно представить список на несколько страниц мелким шрифтом реальных транспортных проблем, связанных с железной дорогой в Северной столице России и в Ленинградской области, которыми РЖД упорно заниматься не хочет. Но это тема для отдельного разговора.

Далее в информационном сообщении Смольного содержится такой пассаж:

«Александр Беглов напомнил, что по инициативе президента Владимира Владимировича Путина в Петербурге уже возрождены многие известные памятники. Среди них — Константиновский дворец, Кронштадтский Никольский морской собор. Сейчас восстанавливаются форты Кронштадта».

То есть инициатива воссоздания Павловского музыкального вокзала тоже исходит с самого, что ни на есть, верха российской власти?

Ещё один проект воссоздания Павловского курзала

В информации, опубликованной на сайте РЖД, никаких подобных намёков не имеется, но зато представлен полный список совета, усилиями которого музыкальный вокзал в Павловске должен быть воссоздан. Итак, в состав этого органа с непонятным статусом вошли:

Игорь Бутман — художественный руководитель ГБУК Москвы «Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана»;

Валерий Гергиев — художественный руководитель — директор Мариинского театра;

Евгений Григорьев — член правительства Санкт-Петербурга — председатель комитета по внешним связям;

Вера Дементьева — директор государственного музея-заповедника «Павловск»;

Антон Кобяков — советник президента Российской Федерации;

Фабио Мастранджело — художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра имени Фёдора Шаляпина;

Кирилл Поляков — вице-губернатор Санкт-Петербурга;

Сергей Ролдугин — художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки;

Любовь Совершаева — заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе;

Ханс-Йоахим Фрай — председатель совета Фонда «Мост искусств», художественный руководитель «Сириуса» — Фонда «Талант и успех».

Никакой информации по возможным срокам реализации проекта не сообщается. Но, возможно, курзал/вокзал предполагается восстановить к 2027 году, когда будет отмечаться 250-летие Павловска. Намёки по этому поводу уже были озвучены ранее.

При этом в конце августа текущего года тоже с участием губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова состоялось заседание попечительского совета некоего фонда «Царскосельский вокзал». Собрание происходило непосредственно на объекте — императорском вокзале в городе Пушкине. «Родина на Неве» рассказывала об этом, поэтому ограничимся краткой информацией.

«Мы создали фонд, чтобы восстановить Царский вокзал — единственный императорский вокзал в России. Сейчас разрабатывается концепция использования здания после реставрации. Финансирование будет осуществляться за счёт городского и федерального бюджета, а также на деньги жертвователей», — заявил тогда Беглов.

Среди участников заседания упомянуты депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин (в «царствование» Юрия Лужкова руководил строительным комплексом Москвы) и Леонид Слуцкий (председатель комитета Госдумы по международным делам, глава фракции ЛДПР в нижней палате парламента и преемник Владимира Жириновского на посту председателя этой партии).

При этом не отмечено участие в возрождении здания Царского вокзала ОАО «Российские железные дороги», что выглядит несколько странно. На сайте РЖД даже упоминания императорского вокзала в Царском Селе обнаружить не удалось.

Непонятно и дальнейшее предназначение объекта, на воссоздание которого хотят потратить не только бюджетные деньги, но и собрать некие средства неких благотворителей.

«До кучи» группа строительных компаний ЛСР, с 2021 года владеющая санаторием «Сестрорецкий курорт», планирует восстановить здесь курзал, сгоревший в результате артобстрела в 1942-м. На момент открытия в 1900-м это здание вмещало ресторан, библиотеку, бильярдные и карточные комнаты, гостиные, холлы и концертный зал на 1500-1700 зрителей. Попасть в курзал от станции железной дороги можно было по специальной крытой галерее.

В общем, судя по всем этим заявлениям, с концертными площадками и ресторанами в пригородах Петербурга всё будет прекрасно. А транспортная инфраструктура — дело десятое…

Павловский курзал вскоре после постройки

Про историю Павловского курзала/вокзала «Родина на Неве» уже публиковала подробный материал, поэтому здесь ограничимся лишь краткой исторической справкой.

Часто павловский железнодорожный вокзал именуется в исторических источниках «курзалом» (от немецкого Kursaal), а это помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок и т.п. Чаще используется термин «воксал» (от английского Vauxhall), это предместье Лондона, где устраивались летние балы, спектакли, фейерверки, а позднее был разбит первый в истории увеселительный сад, просуществовавший вплоть до 1859 года. Именно это название прижилось в русском языке применительно к зданиям на железнодорожных станциях с залами ожидания, ресторанами и гостиницами.

Павловский курзал задумывался как рекламный проект первых российских железных дорог, призванный привлечь потенциальных пассажиров через предлагаемые увеселения к новому виду транспорта, которого многие просто боялись (ужасные гудящие и дымящие паровозы).

Павловский курзал на дореволюционной открытке

Станция изначально была тупиковой и оставалась таковой впредь. То есть о транзитных пассажирах не могло быть и речи. Весь расчёт делался исключительно на публику, которая будет специально ездить сюда и потом возвращаться в Петербург.

Здание воксала было построено в 1836-1838 годах по чертежам Андрея Штакеншнейдера. В 1837 году молодой зодчий, который потом построил в Петербурге несколько прекрасных дворцов, был командирован за границу «для совершенствования архитектурных знаний», посетил Италию, Францию, Германию и Англию. То есть павловский курзал строился без его непосредственного участия.

Сооружение представляло собой внушительных размеров павильон с боковыми галереями. Строение было выполнено из дерева на каменном фундаменте. Правда, в 1844 году оно сгорело, а потом неоднократно перестраивалось с целью расширения, так что, возможно, впоследствии использовались и металлические конструкции.

Фото второй половины XIX века

Изначально здание включало в себя довольно большой ресторан с оркестром на хорах и выступлениями на небольшой эстраде цыганского ансамбля, плюс гостиничные номера в полуциркульных корпусах. Но постепенно это строение¸ неоднократно расширявшееся, стало уникальным музыкальным центром для Петербурга.

Здесь выступали самые выдающиеся артисты того времени (10 сезонов подряд — с 1856 по 1865 год — тут давал концерты «король вальса» Иоганн Штраус, исполнялись произведения и русских композиторов (например, оркестрованный вариант вальса «Фантазия» Михаила Глинки). На этой сцене пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Тут были исполнены с участием автора — Сергея Прокофьева — первый и второй (премьера) его фортепианные концерты. Вместимость зала достигала почти 3000 мест.

Судьба курзала решилась во время Великой Отечественной войны, когда Павловск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. По одной версии, здание уничтожил пожар, по другой — его разобрали, использовав деревянные конструкции для сооружения блиндажей и других укреплений…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта администрации Санкт-Петербурга и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно