Перейти к содержимому
Главная страница Павловский курзал не возрождается из пепла

Павловский курзал не возрождается из пепла

На днях вновь всплыла тема воссоздания в Павловске знаменитого «музыкального вокзала». Теперь его вроде бы обещают заново отстроить к 2027 году. Верится в это с трудом.

Проект воссоздания Павловского курзала

Сюжет возник в информационном поле с подачи администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, которая в связи с тем, что «участились обращения по вопросам воссоздания Музыкального вокзала», опубликовала пресс-релиз. Написан он, судя по всему, на основе ответа дирекции Павловского дворцово-паркового музея-заповедника на соответствующий запрос. Дальше нам предлагается набор и так известных обстоятельств.

Во-первых, констатируется, что несуществующее ныне здание Музыкального вокзала Павловска является собственностью музея-заповедника. Наверное, речь тут всё-таки идёт только о территории.

Во-вторых, «по информации музея-заповедника», ОАО «Российские железные дороги» подтвердило готовность воссоздания Музыкального вокзала.

В-третьих, сотрудниками музея совместно со специалистами РЖД «изучены и проанализированы архивные материалы, относящиеся к истории Музыкального вокзала». В частности, «проведён комплекс исследований (без земляных работ): аэровизуальное, лазерное сканирование и неинвазивное геофизическое обследование территории для локализации на местности остатков фундаментов и иных конструкций».

Кстати

Сделано это для получения в петербургском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры задания на воссоздание «музыкального вокзала».

В-четвёртых, разрабатывается концепция развития музея-заповедника, которая вот-вот будет представлена Министерству культуры РФ. В этом документе в очередной раз обозначена необходимость восстановления здания курзала и прилегающей «исторической объёмно-пространственной композиции участка Павловского парка».

Далее констатируется, что в 2027 году будет отмечаться 250-летие Павловска, и эта самая концепция «станет основой плана подготовки празднования» юбилея и возрождения «музыкального вокзала». То есть имеется очередная декларация о намерениях. Не более того.

Павловский курзал вскоре после постройки

Разговоры о воссоздании этого объекта в более-менее практической плоскости ведутся уже полвека, но поныне ничего не получается. Почему? Немного истории.

Прежде всего, о названии. Часто павловский железнодорожный вокзал именуется в исторических источниках «курзалом» (от немецкого Kursaal), а это помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок и т.п.

Чаще используется термин «воксал» (от английского Vauxhall), это предместье Лондона, где устраивались летние балы, спектакли, фейерверки, а позднее был разбит первый в истории увеселительный сад, просуществовавший вплоть до 1859 года.

Кстати

Именно это название прижилось в русском языке применительно к зданиям на железнодорожных станциях с залами ожидания, ресторанами и гостиницами.

Интересно, что павловский курзал задумывался как рекламный проект первых российских железных дорог, призванный привлечь потенциальных пассажиров через предлагаемые увеселения к новому виду транспорта, которого многие просто боялись (ужасные гудящие и дымящие паровозы).

Строитель первых железных дорог в России инженер Франц фон Гестнер в докладной записке императору Николаю I «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» писал: «На конце дороги устраивается… прекрасный воксал: игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого».

Кстати

Станция была тупиковой и оставалась таковой впредь. То есть о транзитных пассажирах не могло быть и речи. Весь расчёт делался исключительно на публику, которая будет специально ездить сюда и потом возвращаться в Петербург.

Здание воксала было построено в 1836-1838 годах по чертежам Андрея Штакеншнейдера, состоявшего тогда в качестве проектировщика при дворе великого князя Михаила Павловича, по наследству владевшего дворцово-парковым комплексом Павловска. В 1837 году молодой зодчий, который потом построил в Петербурге несколько прекрасных дворцов, был командирован за границу «для совершенствования архитектурных знаний», посетил Италию, Францию, Германию и Англию. То есть павловский курзал строился без его непосредственного участия.

Павловский курзал на открытке начала ХХ века

Сооружение представляло собой внушительных размеров павильон с боковыми галереями. Строение было выполнено из дерева на каменном фундаменте. Правда, в 1844 году оно сгорело, а потом неоднократно перестраивалось с целью расширения, так что, возможно, впоследствии использовались и металлические конструкции.

Кстати

В книге «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда», изданной в 1985 году, говорится: «Железная дорога превратила Павловск в близкий пригород Петербурга  и способствовала большому притоку посетителей. Вместе с тем железная дорога, проложенная через участок Большой звезды , в самой непосредственной близости от Круглого зала, исказила всю первоначальную композицию этого района. Более того, на конечной станции по проекту А.И. Штакеншнейдера был построен так называемый Воксал — сооружение сугубо коммерческого назначения с рестораном и концертным залом… Дух торговли и наживы, ворвавшийся в Павловск на колёсах первого паровоза, оказал разлагающее влияние на целостность художественного ансамбля».

Действительно изначально здание включало в себя довольно большой ресторан с оркестром на хорах и выступлениями на небольшой эстраде цыганского ансамбля, плюс гостиничные номера в полуциркульных корпусах. Но постепенно это строение¸ неоднократно расширявшееся, стало уникальным музыкальным центром для Петербурга.

Здесь выступали самые выдающиеся артисты того времени (10 сезонов подряд — с 1856 по 1865 год. — тут давал концерты «король вальса» Иоганн Штраус), исполнялись произведения и русских композиторов (например, оркестрованный вариант вальса «Фантазия» Михаила Глинки). На этой сцене пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Тут были исполнены с участием автора — Сергея Прокофьева — первый и второй (премьера) его фортепианные концерты. Критики назвали композитора «беспощаднейшим музыкальным анархистом». Ряд подробных публикаций о павловском курзале опубликован в интернете и в виде печатных монографий — не будем с ними соперничать.

Кстати

Интерес публики к концертам в Павловске был настолько велик, что вместимость зала достигала здесь почти 3000 мест (для сравнения, в «Октябрьском», открытом в 1967-м и предназначенном, помимо официальных концертов, для проведения конференций и торжественных заседаний, насчитывается 3727 мест). К тому же рядом с курзалом в первой половине 70-х годов XIX века по проекту Николая Бенуа был построен деревянный театр, вмещавший ещё до 2000 зрителей.

Театр возле Павловского курзала, построенный по проекту Николая Бенуа

В начале ХХ века сюда «внедрились» кинопоказы и скетинг-ринг (площадка для катания на роликовых коньках). После революционных событий 1917 года комплекс вернулся в откровенно развлекательной функции, рассчитанной на «пролетариат», приезжающий полюбоваться «царскими дворцами». Есть данные, что тут выступала с концертами и молодая Любовь Орлова.

В начале 30-х сгорел построенный Бенуа театр. Судьба курзала решилась во время Великой Отечественной войны, когда Павловск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. По одной версии, здание уничтожил пожар, по другой — его разобрали, использовав деревянные конструкции для сооружения блиндажей и других укреплений. Возможен и «комбинированный» вариант, но по итогам Второй мировой от павловского курзала практически ничего не осталось, кроме скульптурной композиции то ли фонтана, то ли фонарного торшера.

О восстановлении здания разговоры идут давно. Например, есть информация, что ещё в 1978 году институт «Гипротеатр» провёл разработки по воссозданию и современному использованию музыкального вокзала (зрительный зал на 300 мест, фойе и выставочное пространство, ресторан на 100 мест, библиотека и игровая зона).

В 2011 году была представлена 3D-реконструкция курзала, выполненная лабораторией виртуальной реальности кафедры «Компьютерные технологии в машиностроении» Политехнического университета. Затем был предложен проект «Царскосельская дорога с поездами на магнитном подвесе и Павловский музыкальный вокзал».

Модель расположения существующего вокзала в Павловске (слева), а также курзала и театра

В 2019-2020 годах публиковалась информация, что курзал готово воссоздать ОАО «Российские железные дороги». Называвшаяся цена вопроса — 600-800 миллионов рублей (скорее всего — значительно больше).

Судя по всему, помимо денежных вопросов, связанных с воссозданием павловского курзала, есть и другие.

Во-первых, проблематично воссоздание этого объекта в историческом материале, то есть деревянным. Помимо сложностей с поиском и привлечением к делу компаний, качественно специализирующихся на таком домостроении, будет много «заморочек» с безопасным эксплуатированием такого здания.

Во-вторых, функционал возрождённого курзала. К сожалению, сложно предположить, что он вновь станет центром концертной жизни Петербурга и сюда «бурным потоком» по железной дороге или иначе ринутся многочисленные меломаны. Даже если получится заманить сюда современных Штраусов (где ж они такие?).

В-третьих, если воссоздание павловского курзала всё-таки состоится, то его придётся использовать либо как сугубо музейный объект (выставки, концерты, государственное финансирование), либо как коммерческий (рестораны и гостиничные номера, то есть в изначальном варианте), либо каким-то образом эти функции совмещать.

Какого-то полноценного проекта воссоздания павловского курзала пока так и не представлено.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: