В нашем городе отметили 80-летие пуска блокадного трамвая
На днях мы вспоминали знаменательную дату в истории города: ровно 80 лет назад, 15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде возобновилось трамвайное движение. Одно из торжественных мероприятий проходило в Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта (Василеостровский трамвайный парк).
Для петербуржцев-ленинградцев трамвай – это не просто вид транспорта, это – один из символов великого города. В двадцатые-тридцатые годы трамвайная сеть в Ленинграде развивалась высокими темпами. Перед началом Великой Отечественной войны в городе на Неве насчитывалось 42 маршрута, ежедневно на линии выходили 1835 вагонов. Тогда услугами трамвая в Ленинграде ежегодно пользовались миллиард 200 миллионов человек.
В первые дни войны трамвай сразу встал в строй. Он помогал эвакуировать предприятия – доставлял оборудование к местам его погрузки в железнодорожные составы. И не только предприятия. Удивительно, но хранящиеся в Эрмитаже картины великих художников отправляли на Московский вокзал на грузовых трамваях. Наш «старый друг», как уже тогда называли ленинградцы трамвай, доставлял к рубежам обороны солдат и офицеров, а раненых воинов и жителей города – в госпитали.
К концу осени – началу зимы 1941 года подача электроэнергии в осаждённый город резко сократилась. И 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено. Причём внезапно. Некоторые машины встали прямо на улицах.
Ранней весной 1942 года ситуация улучшилась. К этому времени накопилось большое количество торфа, который добывали на Ириновском месторождении. В марте на тяговую подстанцию №11, более известную, как блокадная, с ТЭЦ «Красный Октябрь» стала вновь поступать электроэнергия. И это позволило возобновить в городе трамвайное движение.
«Запуску трамвая предшествовала тяжёлая работа по расчистке путей и ремонту вагонов – как тех, что находились в парках, так и тех, что остановились 8 декабря на ленинградских улицах. Требовалось также восстановить электрические провода, – говорит Константин Михайлович Шпиллер, отец которого в годы войны был директором Василеостровского парка. – И всем этим занимались главным образом женщины, многие из которых были на грани истощения. Чтобы спасти их от голодной смерти, в Василеостровском парке работал стационар».
Отметим, что Константин Михайлович родился в 1943 году в примыкающем к Василеостровскому пару доме на Среднем проспекте 77, где сейчас установлена мемориальная доска в память о подвиге ленинградских трамвайщиков. 15 апреля здесь были возложены цветы.
8 марта 1942 года на ленинградские улицы вышел трамвай. Пока – грузовой. С его помощью город очищали от накопившегося за первую блокадную зиму мусора. Ведь уже несколько месяцев в домах не работали водопровод и канализация. За двадцать дней было вывезено примерно миллион тонн мусора, нечистот и льда.
А 15 апреля из парков на улицы и проспекты вновь вышли пассажирские трамваи. Вновь начали работать пять маршрутов. Вагоновожатой самого первого трамвая, вышедшего на маршрут в шесть утра, была Ефросинья Федоровна Агапова, впоследствии награждённая орденом Ленина.
Михаил Сорока, в годы блокады начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома, в своей книге «Фронтовой трамвай» цитирует воспоминания жительницы города Веры Ивановны Павловой: «Я работала санитаркой в эвакогоспитале № 68 на углу Большой Пушкарской. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: “Ребята, победа! Ур-р-р-а! Ур-р-р-а!”. И полезли, кто как мог, к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошёл трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте…»
В церемонии, которая проходила Василеостровском трамвайном парке, участвовали реконструкторы, представляющие военно-исторические клубы «Солдат Отечества», «Штрафбат», Ретро-клуб «Бостонъ», а также юные воспитанники военно-патриотического клуба «Победа» при Музее «Битва за Ленинград». На территории парка были установлены два миномета, военный автомобиль ГАЗ-67, пулемёт, мотоцикл.
Гвоздём реконструкции стала поездка пассажиров-реконструкторов на трамвае военных лет, который сделал несколько кругов вокруг парка. Как только трамвай тронулся, «Ленинградец 1» воскликнула: «Сколько же теперь будет стоить билет?». «Всё те же 15 копеек, дорогие мои, всё те же 15 копеек!» – отвечала «Вагоновожатая». «Друзья, не верится глазам, что после четырёхмесячного перерыва мы вновь поехали на трамвае!» – с дрожью в голосе сказала «Ленинградец 2».
В годы войны поездки на трамвае были небезопасны. Враг обстреливал вагоны, снаряды попадали и в скопление людей, собравшихся на остановках. Из-за этого остановки регулярно переносили с одного места на другое. В Музее обороны и блокады Ленинграда до его закрытия в разгар недоброй памяти «ленинградского дела» можно было видеть изуродованный взрывом снаряда трамвай.
Всего за годы блокады было разрушено более 450 километров трамвайной контактной сети, 40 километров кабельной сети, 1065 вагонов и 25 зданий.
«Хотим, чтобы подрастающее поколение понимало, какой ценой была достигнута Победа, а блокадники, в том числе и те, кто работает на нашем предприятии, видели, что мы храним память о самых героических страницах отечественной истории, – сказал заместитель директора Государственного унитарного предприятия «Горэлектротранс» по организации перевозок и управлению на транспорте Евгений Власов.
Торжественно-памятное мероприятие проходило и на Пискаревском мемориальном кладбище. Директор Горэлектротранса Денис Минкин вместе с ветеранами предприятия встречались со школьниками, рассказывали им о пуске пассажирского трамвая в осажденном Ленинграде, вкладе трамвайщиков в Великую Победу.
Участники церемонии возложили цветы к монументу Матери-Родины, почтили память павших минутой молчания. Затем ребята представили творческую программу: читали стихи военных и послевоенных лет.
А для пассажиров и троллейбусов вчера в разных районах города звучала в салонах Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича.
Давид Генкин, фото Олега Золото
Читайте также: