«Николай-Холл» — царский подарок трезвому народу

Николай-Холл

Здание петербургского Мюзик-Холла собираются обновить за 9,5 миллиарда рублей. Это бывший музыкальный театр Народного дома императора Николая II, устроенного Обществом попечения о трезвости. От первоначального сооружения сохранилось далеко не всё. Останется ещё меньше?

Вид на комплекс зданий Народного дома (1930 год, съемка с самолёта)

В документации, подготовленной к конкурсу на поиск подрядчика работ, говорится, что около двух миллиардов рублей предусмотрено на подготовительные работы, укрепление фундаментов и несущих конструкций здания, почти два миллиарда — на внутреннюю отделку помещений, 300 миллионов — системы водоснабжения и вентиляции, 170 миллионов — лифты, 700 миллионов — электротехника и т.д.

Предполагается переделать в соответствии с современными требованиями всю машинерию, здания, предназначенного исключительно для зрелищ и церемоний. Уже в этом году подрядчику надо освоить около 660 миллионов, в 2023-м — три миллиарда, в 2024-м — примерно миллиард, а в 2025-м — 4,9 миллиарда рублей.

«Физическое состояние здания требует обследования и проведения по его результатам работ по сохранению здания — объекта культурного наследия. Залы, сценическое, светотехническое и музыкальное оборудование, репетиционные не отвечают современным требованиям, предъявляемым для подготовки и проведения театрально-музыкальных постановок и зрелищных мероприятий. 25 процентов зрительских мест в Большом зале имеют ограниченный обзор сцены. Недостаточное количество репетиционных, гримёрных и подсобных помещений. Потребность в балетном и вокальном классах. Не в полной мере обеспечиваются условия доступности для маломобильных групп населения», — так официально обоснована необходимость реконструкции, о которой говорится уже пять лет.

Посмотрим, во что выльется и какие сроки в реальности понадобятся на эту работу, а пока расскажем о сложной истории Народного дома императора Николая II.

Всё началось в 1896 году, когда в Нижнем Новгороде проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка. Здесь по проекту выдающегося русского архитектора Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918), всем, наверное, известного по построенным им ранее Верхним торговым рядам на Красной площади в Москве (в советское время — Государственный универсальный магазин — ГУМ) был сооружён павильон Художеств. Здание представляло собой набор металлических каркасов, заполненных кладкой из обычного и облегчённого кирпича, с внушительных размеров куполом (тоже металлические конструкции с остеклением).

Здание Павильона Художеств на выставке в Нижнем Новгороде (1896 год)

В 1898-м председатель Санкт-Петербургского городского попечительства о народной трезвости принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932) обратился в Министерство финансов с ходатайством, чтобы ему «для организации разного рода зрелищ, чтений и увеселений» были переданы и «перенесены в Петербург оставшиеся без всякого применения здания Нижегородской выставки».

Сообщалось, что таким образом предполагается устроить для попечительства «центральное учреждение на летнее и зимнее время… на испрошенной у города части Александровского парка, примыкающей к Зоологическому саду». Речь шла именно о Павильоне Художеств.

В 1899 году несколько гектаров земли в центральной части Александровского парка по указу Николая II было безвозмездно передано попечительству для строительства Народного дома и обустройства возле него сада.

Центральная часть основного корпуса Народного дома императора Николая II (не сохранилась)

Кстати

Народные дома (культурно-просветительные учреждения клубного типа, предназначавшиеся для рабочих и ремесленников) создавались в Петербурге с начала 1880-х годов, как правило, на окраинах, на средства Городской думы, земств и на пожертвования частных лиц. Некоторые находились в ведении Попечительства о народной трезвости. В каждом Народном доме имелся театрально-лекционный зал, библиотека с читальней и чайная, часто при них устраивались воскресные школы.

Одним из первых таких учреждений стал открытый в 1882-м Демидовский дом призрения трудящихся на Офицерской улице, при котором был создан «Луна-парк» с  аттракционами. В 1890-х сооружена Народная аудитория барона фон Дервиза на Среднем проспекте Васильевского острова. В 1897-1900-м построен Народный дом на Лесном проспекте, 19, входивший в комплекс жилого городка для рабочих завода. В Лиговском Народном доме (1899-1904), построенном на средства графини Паниной, выступал Общедоступный театр Гайдебурова, работали обсерватория, сберегательная касса, юридическая консультация. Аналогичными учреждениями были расположенные на набережной Обводного канала Дом попечительства о народной трезвости (1904-1908, дом №116) и Дом просветительских учреждений (1911-1912, дом №181, впоследствии ДК имени Цюрупы), — информирует энциклопедия «Санкт-Петербург».

В общем, металлические и иные конструкции Павильона Художеств из Нижнего Новгорода постепенно перевезли в Петербург, где под руководством Григория Ипполитовича Люцедарского (1870-1938) они были смонтированы на специально созданном фундаменте, но здание было возведено с некоторыми архитектурными и планировочными изменениями.

Справочная информация:

Герцог Александр Константин Фридрих (Александр Петрович) Ольденбургский — правнук императора Павла I, дочь которого Екатерина приходилась ему бабушкой, его сын был женат на дочери Александра III Ольге (сестре Николая II). Выдающийся государственный, военный и общественный деятель Российской империи, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, сенатор, член Государственного совета. Основатель Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, председатель Противочумной комиссии, попечитель Императорского училища правоведения, верховный начальник санитарной и эвакуационной части в годы Первой мировой войны. Кавалер высших государственных наград, в том числе особой — соединёнными воедино и украшенными бриллиантами портретами Александра II, Александра III и Николая II на ленте высшего имперского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. После 1917 года эмигрировал в Финляндию, а затем во Францию.

Принц Александр Ольденбургский

Григорий (Георгий) Ипполитович Люцедарский — российский архитектор, учился в одесской в Ришельевской гимназии, местной школе изящных искусств, на архитектурном отделении Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, во время обучения получил две серебряных медали, его учитель Николай Леонтьевич Бенуа считал Люцедарского одним из лучших своих воспитанников, по окончании Академии получил звание художника-архитектора. Пользовался покровительством принца Александра Ольденбургского, по его заказу строил здания для Института экспериментальной медицины, особняки в Гагре, объекты Попечительства о народной трезвости и др. После 1917 года эмигрировал из России и жил во Франции.

В 1899-1901 годах основное здание Народного дома императора Николая II в Александровском парке на привезённом из Нижнего Новгорода каркасе было сооружено. Для уменьшения нагрузки верхнюю часть стен выложили кирпичом, изготовленным из пробковой массы (феллолита), который доставлялся в Петербург из Гамбурга. Похоже, что этот материал сыграл в конце концов злую шутку с тогдашними и последующими «оптимизаторами», но об этом чуть позже.

Комплекс Народного дома изначально состоял из трёх частей: центральная — со стеклянным куполом, в которой располагался вестибюль и фойе, левая — здесь находился театральный зал на 1250 мест (с партером и балконом), правая — для «презентаций», приёмов и тому подобных мероприятий с эстрадой (этот зал получил название «Железного», поскольку сплошь состоял из металлических конструкций).

Круглый зал (вестибюль) главного корпуса Народного дома

В 1910-1912 годах справа (если смотреть со стороны Кронверкского проспекта) от основного здания, построенного на основе павильона Нижегородской выставки Померанцева, по оригинальному проекту Люцедарского возводится новый корпус. Он получил название «Зрительный зал и народная аудитория имени его высочества принца Александра Петровича Ольденбургского». Это огромное по тем временам сооружение изначально предназначалось, прежде всего, для оперных спектаклей и феерий.

Здание построено на основе железобетонных конструкций, его купол, тоже выполненный из таких материалов, был на тот момент крупнейшим в мире из числа себе подобных. Зрительный зал (партер, амфитеатр, ложи и три яруса) вмещал по разным данным от 3000 до 4000 человек. Это сопоставимо с Большим концертным залом «Октябрьский», возведённым спустя 55 лет.

Кстати

Построенный ранее лондонский Альберт-холл изначально вмещал до 8000 человек, но позднее, по соображениям безопасности, места сократили, сейчас — 5600 человек. Нью-йоркский Карнеги-холл, тоже построенный прежде Оперы Народного дома императора Николая II, имеет три зрительных зала, в главном из которых — 2804 места.

Постройка нового театра обошлась примерно в миллион тогдашних рублей, оборудование зрительного зала и сцены — в 200 тысяч рублей.

Здание Оперного зала Народного дома на дореволюционном фото

Если внешне здание спроектировано Люцедарским в духе эклектики (как и перенесённый на берега Невы павильон Померанцева), то интерьеры были оформлены очень просто и даже скупо в стиле модерн. Огромный зрительный зал, стены и колонны которого были окрашены в белый цвет, выглядел очень лёгким, наполненным свежим воздухом (система вентиляции была тоже оборудована по последнему слову техники). Отопление производились «мятым паром» (отработанным) от паровых машин электростанции.

Зал освещался 2000 разноцветных лампочек накаливания мощностью в 50 свечей каждая, расположенных по всему потолку, а над сценой (площадь этого пространства составляла 650 квадратных метров) «работали» 12 прожекторов по 2000 свечей каждый.

«Буфет, из которого совершенно изгнаны всякие спиртные напитки, также приноровлен к потребностям небогатой публики. Чай и кушанья подаются по крайне дешёвым ценам, причём всё — вполне доброкачественное и приготовленное без затей, но вкусно и опрятно. Простой человек, даже с семейством, может тут при небольших издержках приятно провести время и поужинать», — писал известный беллетрист Василий Авсеенко.

При проектировании и строительстве Оперы Народного дома особое внимание вроде бы было уделено противопожарной безопасности. Помимо максимального использования в здании негорючих материалов, сцена от зрительного зала была отделена специальным железным занавесом (весом в 1000 пудов), который опускался в течение примерно 20 секунд. Над сценой был установлен некий дождевальный агрегат, работавший «в содружестве» с электронасосом мощностью в 30 тысяч вёдер воды в час. Кроме того, в здании было оборудовано более 40 пожарных кранов и 20 запасных выходов. Двери были снабжены электрическими замками и могли быть открыты все одновременно одним нажатием кнопки.

Зрительный зал Оперы Народного дома на дореволюционном фото

Торжественное открытие нового зала состоялось 17 января 1912 года. Несколько дней здесь показывали пьесу-хронику «Оборона Севастополя».

«Сцены на Малаховом кургане производят громадное, потрясающее впечатление. Грохочут пушки, клубится дым багровый, летают бомбы, картечь, и, наконец, взрывается пороховой погреб, унося массу жертв. Реальность постановки захватывает зрителя», — говорилось в одной из газетных рецензий того времени.

То есть в постановке активно использовались пиротехнические материалы. И вот после очередного представления ночью 20 января в новом театре случился грандиозный пожар — первый в непростой истории Народного дома императора Николая II.

Полностью выгорело пространство сцены. Пресловутый железный занавес спас от огня зрительный зал. Правда, этот щит так раскалился от огня, что его и пространство вокруг пришлось постоянно и обильно поливать водой из брандспойтов. Дождевальная установка оказалась, мягко говоря, неэффективной. Служебные помещения с гримёрками сберегла от огня капитальная стена, отделявшая их от пространства сцены. В общем, ремонтные работы после этого пожара продолжались почти год, и здание вновь было открыто для публики лишь в декабре 1912 года.

Остававшиеся до революционных событий 1917-го пять лет для большого зала Народного дома связаны с именами Николая Фигнера (был здесь директором оперных спектаклей), Леонида Собинова (давал концерты на этой площадке) и Фёдора Шаляпина (выступал тут как солист и режиссёр, в том числе исполнил партию Дон-Кихота в опере Жоржа Массне, написавшего её специально для великого русского артиста). Слышала эта сцена и голоса других выдающихся певцов того времени.

Вид на Оперный зал со стороны основного корпуса Народного дома

В ходе революционных событий зрительные залы Народного дома использовались для всевозможных митингов и собраний. В мае 1917-го в Оперном зале на Первом Всероссийском съезде крестьянских депутатов с речью по аграрному вопросу выступил Владимир Ульянов (Ленин). Благодаря этому обстоятельству здание ещё в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР признано памятником истории и культуры федерального значения.

В 1920-1930-е годы на базе Государственного Народного дома имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург (так он стал именоваться в 1919-м) работали различные творческие коллективы: театр марионеток, детский музыкальный театр, молодёжный драматический Красный театр и др.

В 1924 году Оперный зал впервые был превращён в кинотеатр под названием «Великан» (позднее перемещён в Железный зал, а в 1950-1970-е годы вновь функционировал «на большой сцене»).

Железный зал Народного дома на фото начала ХХ века

С конца 1928-го и вплоть до закрытия в 1937-м («носитель буржуазного искусства») в Оперном зале выступал первый Ленинградский Мюзик-Холл, связанный с именами выдающегося советского композитора Исаака Дунаевского и таких исполнителей, как Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко и многих других замечательных артистов эстрады.

Далее до начала Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда сцена Оперы Народного дома использовалась в качестве площадки Театра музыкальной комедии и филиала Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

Кстати

К этому времени комплекс бывшего Народного дома императора Николая II уже существенно изменился. В 1932 году сгорела центральная (с застеклённым куполом и шпилем) и левая часть здания, построенного на основе павильона Нижегородской выставки 1896-го. С использованием прежнего фундамента и частично сохранившихся конструкций здесь по проекту Николая Митурича и Василия Макашова в стилистике сталинского ампира было построено к 1939 году тяжеловесное здание Театра имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»).

Здание Театра Ленинского комсомола, построенное на месте сгоревшей в 1932 году центральной части (с башней и шпилем) Народного дома императора Николая II

Уже во время Великой Отечественной войны после воздушного налёта 17 октября 1941 года сгорел огромный аттракцион «Американские горы», построенные ещё до революции на территории между Народным домом императора Николая II, Зоопарком и Кронверкской протокой (трасса длиной 1200 метров). Здание Оперного зала, к счастью, от этого пожара вроде бы не пострадало.

Нынешний вид Оперного зала Народного дома (Мюзик-Холл) с третьего яруса

В результате бомбёжки был практически уничтожен Железный зал Народного дома. После войны его «залатанное» пространство сначала приспособили для показа стереокино, а в конце 1950-х перестроили для размещения Ленинградского планетария. По проекту Раисы Брегман был создан круглый зал диаметром 23,5 метра с максимальной высотой сферического потолка 14,5 метра. Фасад здания сохранён близко к изначальному варианту — добавился лишь небольшой купол обсерватории, а купол большого Звёздного зала с улицы вообще не просматривается.

В конце 1970-х годов здание Оперы Народного дома, где 20 лет функционировал кинотеатр «Великан», было передано второму Ленинградскому Мюзик-Холлу, созданному в 1966-м Ильёй Рахлиным. Театр прославился своими великолепными ревю не только в СССР, но и за границей (25-й — серебряный — парижского концертного зала «Олимпия» открылся именно спектаклем этого коллектива).

Современный вид со сцены на зрительный зал Мюзик-Холла

Для нужд рахлинского Мюзик-Холла здание Оперного зала Народного дома в 1981-1988 годах было реконструировано по проекту 12-й мастерской института ЛенНИИпроект (архитекторы Марк Будневич, Тофик Гасанов и др.). В результате элегантный интерьер Люцедарского был превращён в некое подобие зрительного зала в дворце культуры очень богатого колхоза, который может себе позволить такой масштаб.

Что получится в результате намеченной новой реконструкции, неизвестно. Главное, чтобы Оперный зал Народного дома Николая II из нынешнего образа советского ДК не перешёл бы в «новое качество» — современного «купеческого» клуба со всякими богачествами и хрусталями по поводу и без. Не для того вообще-то он был задуман…  

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с сайтов Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» и www.citywalls.ru.

Вам будет интересно