Давнишняя идея создания световой 3D-копии снесённой в конце 20-х годов ХХ века Благовещенской церкви на площади Труда сегодня неожиданно прозвучала как сенсация. Интересный вариант как бы подменяет восстановление храма, всё ещё «мешающего трамвайному движению».
Такое «воссоздание» церкви лейб-гвардии Конного полка ещё в прошлом году (если не раньше) предложил петербургский архитектор Дмитрий Лагутин, но прежде идея почему-то «не зашла» в информационное пространство Северной столицы России. Зато сегодня про это сообщили все возможные и невозможные интернет-ресурсы.
Предлагается создать световую 3D-модель храма (почему-то в СМИ её называют голограммой, хотя это другой вариант объёмного изображения) на его историческом месте, и хотя бы так имитировать где он когда-то стоял, и тем самым вернуть утраченную доминанту площади и всей центральной части Петербурга.
Включать это «световое шоу», по мнению Лагутина, надо по праздникам, причём останавливать автомобильное движение, «чтобы не нарушать композицию» (а то машины будут двигаться как бы сквозь храм).
Хотя, если уж воплощать эту идею в жизнь, то включаться эта 3D-модель должна одновременно в уличным освещением. Оно, правда, не работает в период белых ночей, то есть в разгар туристического сезона, но технически её можно выполнить так, что и в «прозрачном сумраке» она будет выглядеть впечатляюще.
Кстати
Проезд автомобилей и проход пешеходов «сквозь храм» — тоже интересный вариант. Может быть, даже более сильный для восприятия, чем при закрытии движения. Сейчас-то машины мчатся по месту, где располагалась церковь, и никто из водителей об этом не знает и не задумывается.
Про Благовещенский храм «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. Напомним лишь несколько фактов.
Церковь лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге считается специалистами едва ли не лучшей из спроектированных выдающимся архитектором Константином Тоном, утрата которой сильно обеднила облик площади, которая до сих пор почему-то называется площадью Труда, и всей центральной части Петербурга.
Почти квадратное здание, построенное в так называемом «русско-византийском» стиле с элементами классицизма, имело парадный с красивым ризалитом вход со стороны площади и пять башен с шатрами, увенчанных золочёными маковками, имело в плане вид продолговатого креста с полуциркульным алтарём. Храм был заложен в 1844 году в присутствии императора Николая I. Торжественное освящение полковой церкви конногвардейцев состоялось в марте 1849 года.
Кстати
Храм был закрыт в 1928-м, а через год снесён под тем предлогом, что он мешает трамвайному движению, которое, правда, было организовано на Благовещенской площади задолго до потрясений 1917-го.
Собственно, именно это расположение здания храма практически посередине сравнительно небольшой площади, сквозь которую транспорт движется с Благовещенского моста через Неву в сторону Поцелуева моста через Мойку, далее на Театральную площадь и в обратном направлении, поныне является главной причиной, почему все предложения и проекты по восстановлению церкви остаются нереализованными.
В конце января нынешнего года в качестве выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр таковых на включён фундамент Благовещенской церкви. Решение было принято по результатам исследования, проведённого в сентябре 2021-го археологами Института истории материальной культуры Российской академии наук.
Согласно официальному пресс-релизу, удалось зафиксировать фрагмент северо-западной стены в месте её поворота на алтарную часть, юго-восточный угол церкви, фрагмент южной стены с мощением и основанием для крылечка, фрагмент стены и крыльца у центрального входа церкви.
Выяснено, что фундамент из известняковых плит уложен на каменные валуны, стоящие на деревянных лежнях, произведены архитектурные обмеры, уточнена степень сохранности основания уничтоженного здания и осуществлена топографическая привязка границ памятника к современной планировке площади (правда, таковая с 20-х годов ХХ века практически не изменилась).
В связи с храмом и исследованием его фундаментов есть одна важная неизвестность. Дело в том, что в подвальной части здания располагалась крипта и Владимирский придел, где были похоронены бывшие командиры лейб-гвардии Конного полка князья Алексей Орлов и Владимир Голицын.
По одной версии, когда в конце 1990-х под площадью Труда построили подземный переход с магазинами, кафе и т.п. крипта с захоронениями была уничтожена. Это возможно в том случае, если она находилась слева от центрального входа в здание.
Дмитрий Лагутин, споря с выбранным местом для установки памятника адмиралу Фёдору Ушакову у выходящего на площадь фасада Военно-морского музея, тоже говорит о крипте с могилами командиров лейб-гвардии Конного полка. Но по его версии получается, то таковая располагалась справа от главного входа в храм.
Кстати
Планов подвальной части Благовещенской церкви в открытом доступе нет. Поверхностные археологические исследования тоже ответа на вопрос не дали. Может, крипта вообще находилась в центре подземной части храма? Тогда велика вероятность, что она сохранилась и над ней теперь находится проезжая часть, по которой мчатся автомобили.
Несколько слов о памятнике Фёдору Ушакову, который предполагается установить на площади Труда (когда же, наконец, она снова станет Благовещенской?), и закладной камень которого установлен в конце ноября прошлого года.
Дмитрий Лагутин отстаивает проект, победивший на конкурсе в 1997 году. Это вариант, разработанный Яном Нейманом и Валентином Свешниковым, осуществление которого по ряду причин затянулось и не состоялось. Но в 2020-м зачем-то был проведён новый конкурс, где победителями стали Вячеслав Маначинский и Анатолий Чернов. Памятник их работы и предполагается установить.
С основными критическими суждениями Лагутина по этому поводу трудно не согласиться любому, кто понимает ансамблевую градостроительную природу Санкт-Петербурга.
Во-первых, проект Неймана-Свешникова предусматривает установку памятника в центре площади с главной ориентацией на Благовещенский мост, а с боковой — на Конногвардейский бульвар. Динамика скульптурного изображения адмирала и масштаб монумента однозначно «работают» на объединение площади, лишённой доминанты (хотя бы световой вариант здания церкви тоже послужит этой цели). Сегодня это пространство в самом центре Петербурга — просто набор исторических зданий.
Во-вторых, утверждённый к реализации проект памятника Ушакову не только тривиален с художественной точки зрения, но и «не попадает» в масштаб площади, задвинут в угол, где специально для него на месте парковки выкроен какой-то скверик с кустиками. Такой вариант только усиливает сегодняшнюю раздробленность этой части Петербурга.
Смольный упорствует в ереси. Наверное, потому, что считает невозможным для власти признать ошибку. Пока такой подход не изменится, проколы и нелепости будут плодиться и размножаться.
Игорь Теплов