Испокон веков дети играли в игрушки: и в древней Руси, и в царской России, и в советские годы, и, конечно, сейчас. Дети всегда были детьми. Это остаётся неизменным, только игрушки меняются: их становится всё больше, их выбор разнообразнее, их конструкции сложнее, а цвета ярче. А во что играли раньше? В петербургском Музеи игрушки хранится память о детстве.
В ожидании чуда
Музей игрушки — первый частный музей Санкт-Петербурга, был открыт в 1997 году. Тут игрушки оживают. Большой плюшевый, уже потрепанный медведь, сидящий на верхнем ярусе стеллажа, выглядит расстроенным и уставшим. Кукла в розовом цветочном платье в старой маленькой коляске до сих пор ждёт, когда её покатают. Миниатюрные бархатные зверушки своими большими стеклянными глазками наблюдают за каждым, кто входит в их дом.
Время в музее будто остановилось, все замерли в ожидании чуда. В музее часто сменяются выставки, они не только для детей, даже можно сказать, они больше для взрослых, которые, зайдя в зал, сразу почувствуют ностальгию и тепло в душе. Так, в Музее игрушки недавно прошла выставка «Игрушечная философия»: «Тайна всех тайн» Алексея Савкина.
В это же время в следующем зале можно увидеть экспозицию с игрушками из разных стран. Мягкие тряпичные куклы в традиционных платьях из Турции, керамические разноцветные петушки из Финляндии, матрёшка с изображением Будды из Индии, упитанные куклы с мягкими телами и фарфоровыми лицами из Японии, а в Африке игрушки из того, что нашлось под рукой: машинка из крышечек из-под газировки, слоны из алюминиевых банок, мотоциклы из проволоки. Везде всё по-разному, а оттого ещё увлекательней.
Игрушки учили детей
Мы решили узнать у экскурсовода музея Анастасии о том, как игрушки менялись с годами.
— Скорее менялись не сами игрушки, а их основные функции. Например, игрушки XVIII-XIX века в принципе связаны не с развлечением, а с воспитанием. Допустим, фарфоровая кукла. Она изначально служила не игрушкой, а манекеном. Впоследствии кукольные мастера, чтобы больше заработать, стали делать подобные куклы с мягконабивными телами, чтобы ими можно было играть. И, конечно, поскольку эти куклы стоили очень дорого, покупали их не для развлечения, а для обучения девочек. Чтобы они изучали, например, строение тела, потому что у кукол были шарниры там, где у нас суставы.
Кроме того, на кукольной одежде можно было показывать модные тенденции — как правильно и в каком порядке надевать, как носить.
В XX веке «кукольники» начали работать с разными материалами. Все передовые материалы, появлявшиеся в мире, практически сразу шли и на создание игрушек. Когда в России и в Германии разгадали формулу фарфора, стали делать из него посуду, статуэтки, вазы и игрушки.
Дальше появляется целлулоид. Сначала он шёл на изготовление бытовых предметов, например, вилок, ложек, расчёсок, ободков для зеркал, а после игрушек. То же самое с резиной.
Раньше ребёнок воспринимался как маленький взрослый, а в XX веке появилось понятие детской культуры, детской психологии. Это изменило логику производства игрушек, но воспитательный момент оставался. Игрушки советского периода всё равно чему-то учили.
Частичка истории
С 1960-х годов появляется очень большое разнообразие игрушек, и многие из них начинают уже служить для развлечения. Сегодняшние игрушки очень сильно связаны с современной культурой. А сейчас очень важно, как кто выглядит, кто во что одевается, у кого какие игрушки, гаджеты и так далее. Это очень сильно влияет, в том числе, на игрушки.
Каждая игрушка несёт в себе свою историю, для любого человека его любимая детская игрушка значила что-то особенное и родное, будь то фарфоровая куколка, привезённая как сувенир из далёких краев, плюшевый бегемот или гоночная машинка на радиоуправлении. Каждая из этих игрушек отражает ту эпоху, в которой она появилась, и того человека, который с ней играл. Любая деталь — маленький символ прошлого. История состоит из мелочей, которые мы должны хранить.
Владислава Суворова
Фото автора
Печатная версия текста — в газете «Петроградская перспектива» №5 2025 год