Московские ворота для реставрации опять демонтируют?

Mos_vorota2

На сайте госзакупок опубликовано сообщение об открытом конкурсе на выполнение работ по реставрации Московских триумфальных ворот. Памятник находится в плачевном состоянии?

Московские ворота на фото начала ХХ века

Информация о конкурсе опубликована 3 октября. Окончание подачи заявок — 21 октября. Начальная цена контракта составляет 332 470 398 рублей, он рассчитан на срок до 31 декабря 2024 года и разделён на три этапа.

При этом реставрировать Московские ворота предполагалось ещё в 2020-м, а сметная документация была готова осенью 2019-го (на сумму в 184,2 миллиона рублей). Но дело затянулось и существенно подорожало.

В научно-проектной документации, подготовленной три года назад московским ООО «Реставратор», в частности, говорится:

«В 2001 году сотрудниками реставрационного производственно-научного центра «Специалист» были проведены реставрационные работы с предварительным обследованием, осуществлённым ЗАО «Эркон». В результате натурного исследования было выявлено множество нарушений и проблем. На колоннах были обнаружены трещины, возникшие по причине высоких вибрационных нагрузок, обусловленных интенсивным движением транспорта на Московском проспекте. Состояние стилобата было оценено как неудовлетворительное. В элементах декора было найдено много вставок из простой стали вместо меди. В процессе реставрационных работ все элементы декора были демонтированы, очищены и обработаны; повреждённые и отсутствующие фрагменты стилобата были вновь воссозданы; ворота были окрашены в первоначальный цвет. Помимо всего вышеперечисленного, в результате реставрации начала 2000-х годов ворота вновь обрели позолоченные литеры памятной надписи на аттике на русском языке и латыни, которые не восстановили в 1961 году».

Программа нынешних работ предусматривает на первом этапе демонтаж элементов, реставрируемых в мастерских (акротериев с постаментами, 30 скульптур Гениев, 273 букв и знаков надписей, 36 боковых навесных плит и восемь чугунных плит откосов лестниц стилобата, 29 чугунных элементов архитрава).

Второй этап — полная расчистка поверхностей памятника от загрязнений и красочных слоёв. Третий этап — реставрация, ремонт и изготовление заново ряда элементов сооружения.

Четвёртый — реставрация и ремонт стальных и чугунных элементов памятника по месту (после расчистки поверхностей заварка трещин на колоннах, герметизация внутренних швов, зачеканка швов свинцом и т.п.).

Пятый — реставрация и воссоздание чугунных элементов стилобата (отливка чугунных элементов лестниц и изготовление их стальных деталей, отливка чугунных накрывочных плит и несущей конструкции стилобатов, заделка дефектов и др.).

Далее запланированы работы по крыше, монтаж несущих элементов сооружения, повторная расчистка, грунтовка и предварительная окраска всей поверхности памятника и т.п. — всего 14 этапов работ.

В общем, в результате всех этих действий Московские триумфальные ворота должны предстать во всей красе. Поживём — увидим.

Вид на ворота и кардегардии “в профиль” на фото начала ХХ века

При этом специалистами констатируется:

«Общее состояние памятника в данное время можно охарактеризовать как удовлетворительное, гладкие и профилированные поверхности фасадов окрашены в единый с декоративными элементами колер, имеются незначительные следы проржавления, в основном в точках крепления декора, и в местах наиболее подверженных дождевому и ветровому воздействию».

Технико-экономические показатели: площадь застройки составляет 318,46 м², строительный объем — 6901,15 м³, площадь внутреннего помещения антаблемента — 309,86 м².

Об истории Московских ворот «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому напомним лишь несколько фактов.

В пояснительной записке к своему проекту архитектор Василий Стасов сообщал: «При составлении рисунка ворот, предложенных на новой границе Санкт-Петербурга с Московской дороги, я принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего и положил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот, чтоб была соответственно огромности и благоустройству города».

Именно этот «большой» вариант и был в конце концов выбран. Высота ворот — 24,7, длина — 8,7, ширина — 36,5 метра. Высота каждой из 12 колонн — 15, диаметр — более двух метров. Особенностью стал выбор материала. На тот момент это было крупнейшее в мире сооружение, выполненное целиком из чугуна.

В комплекс изначально входили две одинаковые по виду и предназначенные для охраны и таможни кордегардии, расположенные симметрично возле ворот со стороны Петербурга. Их соединяла между собой дуговая ограда, выполненная тоже по проекту Стасова.

Кордегардии были построены из кирпича, оштукатуренного и покрашенного в колер, образованный смешением охры, железного сурика и карельского шунгита (нечто серо-красно-жёлтое).

Московские триумфальные ворота — украшение “правительственной” магистрали

В таком виде Московские триумфальные ворота просуществовали 100 лет. В 1925-м через их центральный пролёт были проложены трамвайные пути, то есть все остальные виды транспорта стали объезжать комплекс вокруг по дороге, проложенной, впрочем, ещё при строительстве заставы. В 1927 году для освещения трамвайных путей в среднем кессоне ворот был сделан специальный электрический плафон.

В 1935 году была проведена капитальная реставрация ворот с воспроизведением ряда утраченных деталей. Но уже через год Ленсовет принял решение о разборке всего комплекса заставы вместе с кордегардиями и оградами в связи с «реконструкцией Международного проспекта» (так назывался тогда прежний Забалканский, а ныне Московский проспект). Демонтаж ворот производился с учётом возможности их восстановления на новом месте, был сделан и полный обмер сооружения.

В 1956 году было принято решение о восстановлении ворот на историческом месте. Проект был разработан архитекторами Иваном Капцюгом и Евгенией Петровой. Работы были завершены в 1961 году. Сохранилось 65 подлинных чугунных фрагментов колонн и 13 скульптур фриза. Остальное было заново отлито на Кировском заводе.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: