Чугунный триумф Московских ворот

Vorota3

Судя по подписанному на этой неделе графику адресных программ, начинается реставрация Московских триумфальных ворот, которая планировалась ещё два года назад. Как-то всё время не везёт этому памятнику.

Московская застава в начале ХХ века

Триумфальные ворота на въезде в Петербург со стороны Московского тракта впервые предполагалось построить ещё в 80-е годы XVIII века при Екатерине II. Был даже разработан и одобрен проект, но он оказался слишком дорогим и поэтому остался неосуществлённым.

Несколько проектов, в том числе и в честь победы в Отечественной войне 1812 года, разрабатывались при Александре I и Николае I (в том числе и Василием Стасовым, по чертежам которого, в конце концов, триумфальные ворота и были построены в начале 30-х годов XIX века).

Правда, предыдущие варианты предполагали сооружение монумента ближе к Обводному каналу, но граница города постепенно сдвигалась к югу, и так называемая Новая московская застава появилась на пересечении тракта из Первопрестольной столицы с Лиговским каналом.

Кстати

С местом строительства окончательно определились в 1834-м, а проект Стасов разработал почти за два года до этого, причём в двух вариантах — большие и малые ворота, отличавшиеся между собой только масштабом сооружения.

Автомобиль Packard в проезде Московских ворот (фото Карла Буллы, 1890-е годы)

В пояснительной записке архитектор пишет: «При составлении рисунка ворот, предложенных на новой границе Санкт-Петербурга с Московской дороги, я принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего и положил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот, чтоб была соответственно огромности и благоустройству города».

В результате был выбран «большой» вариант — высота ворот — 24,7, длина — 8,7, ширина — 36,5 метра. Высота каждой их 12 колонн — 15, диаметр — более 2 метров. Особенностью стал выбор материала. На тот момент это было крупнейшее в мире сооружение, выполненное целиком из чугуна.

Диаметр чугунных колонн Московских ворот превышает 2 метра (фото 1936 года)

Благодаря этому вес сооружения был сравнительно небольшим (985 тонн), что позволило отказаться от непременной для петербургского грунта забивки свай. Плюс на месте строительства был обнаружен довольно толстый и плотный слой глины, что тоже помогло обойтись без слишком глубокого и мощного фундамента.

Кстати

При создании основания Московских триумфальных ворот были использованы 1978 гранитных блоков разного размера, оставшихся от недостроенной гигантской колокольни Смольного монастыря, которую проектировал Бартоломео Франческо Растрелли.

Отливкой деталей ворот занимался петербургский Александровский чугунолитейный завод (с 1922 года — Пролетарский завод), для этого помощниками Стасова были выполнены в натуральную величину чертежи капители колонны, карниза, архитрава и других фрагментов сооружения.

Закладка состоялась в сентябре 1834-го, в июле 1835-го установлена первая колонна, весной 1837-го завершена отливка всех деталей, в августе 1838-го — покраска в тёмно-серый с зеленоватым оттенком цвет, а в октябре того же года Московские триумфальные ворота были торжественно открыты.

Каждый “куст” трофеев на Московских воротах насчитывает 38 элементов

Монумент посвящён подвигам русских войск в войнах с Персией 1826-1828 годов, с Турцией 1828-1829 годов и при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830-1831 годах.

Кстати

Соответствующая надпись на русском и латинском языках установлена на аттике с обеих сторон ворот. Якобы её собственноручно составил император Николай I («Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах»).

Над скульптурным оформлением ворот работал замечательный русский скульптор Борис Орловский (памятники фельдмаршалам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю де Толли перед Казанским собором на Невском проспекте).

Сооружение увенчано декоративными «кустами» трофеев (по 38 элементов в каждом). Фриз украшен изображениями крылатых девушек, олицетворяющих гениев Победы. Они держат в руках геральдические щиты с изображениями гербов 29 губерний Российской империи, рекруты из которых участвовали в поименованных на воротах войнах. В центре фриза — гении Изобилия и Победоносный.

Скульптурное оформление Московских ворот после их демонтажа в 1936 году

В центре аттика ворот по одобренной Николаем I идее Орловского должна была появиться непредусмотренная утверждённым проектом скульптурная группа с фигурой Александра Невского. Ваятель уже взялся за её создание, но вскоре умер. При этом Стасов категорически возражал, доказывая, что предлагаемая монументальная композиция «спереди будет казаться тощею, а сбоку по узкости колоннады не представит хорошего вида, вообще же она не будет в характере сего огромного монумента».

Кстати

Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге часто сравнивают с берлинскими Бранденбургскими, которые были возведены значительно раньше — в 1789-1791 годах. Они сопоставимы по размерам, прототипом для обоих послужили пропилеи древнего афинского Акрополя. Разница в пропорциях, материале (в столице Германии — кирпичное строение, облицованное натуральным камнем) и др. Хотя не будем забывать, что супруга Николая I Александра Фёдоровна была внучкой прусского короля Фридриха Вильгельма II, а по его распоряжению и были построены Бранденбургские ворота. Может быть, некое сходство двух этих сооружений обусловлено, так сказать, придворными причинами.

Бранденбургские ворота в Берлине похожи и не похожи на Московские в Санкт-Петербурге

Поскольку речь идёт о заставе при въезде в столицу с Московского тракта, в её комплекс входили две одинаковые по виду и предназначенные для охраны и таможни кордегардии, расположенные симметрично возле ворот со стороны Петербурга. Их соединяла между собой дуговая ограда, выполненная тоже по проекту Стасова.

Кордегардии, в отличие от чугунных ворот, были построены самым обычным способом — из кирпича, оштукатуренного и покрашенного по приказу Николая I, как и Зимний дворец, в колер, образованный смешением охры, железного сурика и карельского шунгита (нечто серо-красно-жёлтое).

Наличие этих кордегардий (почти квадратных в плане построек с портиками из четырёх колонн и четырьмя же башенками по углам) тоже напоминает Бранденбургские ворота в Берлине, хотя там эти «павильоны» поставлены в ряд и они существенно меньше петербургских.

На этой фотографии начала ХХ века видны сами ворота “в профиль”, здания кордегардий и ограда

В таком виде Московские триумфальные ворота просуществовали 100 лет. В 1925-м через их центральный пролёт были проложены трамвайные пути, то есть все остальные виды транспорта стали объезжать комплекс вокруг по дороге, проложенной, впрочем, ещё при строительстве заставы. В 1927 году для освещения трамвайных путей в среднем кессоне ворот был сделан специальный электрический плафон.

Кстати

Московские ворота стали последним таким монументом Российской империи в Петербурге. Следующая триумфальная арка на берегах Невы появилась в 1920 году, когда на Крестовском острове по проекту Ивана Фомина и Ноя Троцкого появилось подобное сооружение, посвящённое «трудящимся, завоевавшим право на отдых» (не сохранилась). В 1945 году в Ленинграде было построено несколько временных триумфальных ворот для встречи войск, возвращающихся после победы в Великой Отечественной войне. В 2015 году в Красном Селе был возведён такой монумент. За основу проекта была взята временная конструкция, установленная летом 1945 года на Средней Рогатке по проекту Александра Гегелло (кинотеатр «Гигант», «Большой дом» на Литейном,4 и др.).

Триумфальная арка на Крестовском острове, во имя отдыха трудящихся (1920)

В 1935 году была проведена капитальная реставрация ворот с воспроизведением ряда утраченных деталей верхних арматур из листовой меди. Но уже через год Ленсовет принял решение о разборке всего комплекса заставы вместе с кордегардиями и оградами в связи с «реконструкцией Международного проспекта» (так назывался тогда прежний Забалканский, а ныне Московский проспект).

Демонтаж самих чугунных ворот производился с учётом возможности их восстановления на новом месте, был произведён и полный обмер сооружения. Составные части памятника отправились на складскую площадку, расположенную поблизости на Лиговском проспекте, а скульптура — в фонды музея Академии художеств, музея Городской скульптуры, Военно-артиллерийского музея и Государственного Русского музея.

Площадь Московских ворот после их демонтажа и сноса кордегардий (1936)

В 1938-1941 годах разрабатывался проект использования ворот для оформления входа в парк Культуры и отдыха Московского района, который тогда планировалось создать на обширной территории, часть которой сейчас занимает Парк Победы.

Кстати

Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки Московских триумфальных ворот использовались при сооружении баррикад и иных заграждений, сооружённых на южных подступах к Ленинграду. Естественно, что энное количество частей монумента было утрачено.

В 1956 году было принято решение о восстановлении Московских триумфальных ворот, которые были охарактеризованы «как выдающийся памятник архитектуры» на историческом месте «без использования их для проезда какого-либо транспорта». О воссоздании всего стасовского ансамбля с кордегардиями и оградой не было и речи из-за «изменения градостроительной ситуации и отсутствия обмеров этих архитектурных сооружений».

Проект восстановления ворот был разработан архитекторами Иваном Капцюгом и Евгенией Петровой. Работы были завершены в 1961 году. Сохранилось 65 подлинных чугунных фрагментов колонн и 13 скульптур фриза. Остальное было заново отлито на Кировском заводе.

Восстановление Московских ворот в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века

Предыдущая реставрация Московских триумфальных ворот производилась к 300-летию Санкт-Петербурга в 2001-2002 годах.

Летом 2019-го КГИОП выдал разрешение ООО «Реставратор» на проведение обследования объекта для разработки проекта реставрации (стоимость контракта составила 5,8 миллиона рублей). Работы по приведению Московских ворот в порядок предполагалось провести в 2020 году.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официальных сайтов правительства Санкт-Петербурга и комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП)

Поделиться ссылкой: