Ладожский канал: история долгостроя

Староладожский канал стал приходить в запустение ещё до революции /Староладожский канал в Шлиссельбурге

300 лет назад, 4 апреля 1719 года, под Санкт-Петербургом началось строительство Ладожского канала, которому предстоит стать крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века. Он также войдёт в историю как один из наиболее проблемных «долгостроев» того времени.

Предпосылки

Указ о прокладке канала Пётр I издал в 1718 году. Этот проект, по замыслу царя, должен был обеспечить «безаварийность» торговли между Россией и странами региона Балтийского моря. Дело в том, что значительная часть товаров, предназначенных для импорта, доставлялась в Петербург из внутренних регионов страны посредством построенного в 1709 году Вышневолоцкого водного пути.

Карта канала Императора Петра Великого (1741—1742)

По указанию Петра на месте древнего волока, соединявшего реки Цну и Тверцу – приток Волги, был прорыт канал протяжённостью около трёх километров. Теперь суда с Волги могли проходить в Ладожское озеро, а далее, через Неву, – в Балтийское море. Однако частые штормы на Ладоге приводили к гибели сотен небольших торговых судов. Для обеспечения безопасности судоходства и было решено проложить Ладожский канал.

Он должен был пролегать на 111-километровом участке от Новой Ладоги до Шлиссельбурга, где берёт начало Нева.

Строительство

Осуществлять постройку канала должна была специально созданная компания под руководством генерал-майора, обер-прокурора сената Григория Скорнякова-Писарева, героя Северной войны, отличившегося в сражении под Полтавой и при взятии Выборга.

Староладожский канал стал приходить в запустение ещё до революции /Староладожский канал в Шлиссельбурге

Для финансирования проекта даже был введён «канальный сбор», которым облагались русские купцы. Им приходилось отдавать на эти цели пять процентов с прибыли. Однако это никак не сказалось на темпах строительства: прибывший в 1723 году с инспекцией Пётр I убедился, что работы практически не ведутся, а деньги при этом исчезают неведомо куда. Было назначено судебное разбирательство, а Скорняков-Писарев – разжалован в рядовые. Компанию ликвидировали, и постройку канала взяло на себя государство.

Это возымело свое действие, и к 1726 году был построен участок канала между Волховом и деревней Чёрное. По нему сразу же пошли суда, в том числе и доставлявшие грузы для дальнейшей прокладки канала, что значительно ускорило работы.

30 марта 1731 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны состоялось официальное открытие канала. А на следующий год в Новой Ладоге и Шлиссельбурге построили шлюзы, обеспечивавшие стабильный уровень воды, необходимый для бесперебойного судоходства.

Тем не менее, из-за ошибок в планировании и фактическом отсутствии должного обслуживания канал стал постепенно приходить в негодность. Его стенки осыпались, уровень воды из-за износа шлюзов – падал, дно зарастало.

Виновного долго искать не пришлось. Курировавший строительство канала фельдмаршал Миних в это время попал в опалу, и к предъявленным ему обвинениям в госизмене и казнокрадстве добавили ещё один «эпизод». Фельдмаршала сослали в Сибирь, а Ладожский (называвшийся тогда Петровским) канал продолжал медленно разрушаться.

Однако вскоре подул ветер перемен. Взошедшая на престол императрица Екатерина II вернула Миниха из ссылки и первым делом поручила ему… заняться восстановлением канала. Что и было успешно выполнено: на выделенные из казны средства удалось провести полный капремонт всех инженерных сооружений и очистить сам канал, после чего объём перевозимых по нему грузов достиг рекордных показателей. Навигация по каналу была открыта от ста до двухсот дней в году.

Грустный финал

Впоследствии канал и его инженерные сооружения неоднократно модернизировались, но ко второй половине XIX его пропускная способность, с учётом все возрастающих объёмов торговли, стала явно недостаточной.

Староладожский канал сегодня

По повелению императора Александра II, в 1861 году началось строительство нового канала. Он должен был пройти параллельно старому, но ближе к берегу Ладожского озера. Через пять лет строительство было закончено. 110-километровый канал, шириной 60 метров, названный сначала именем Александра II, а при советской власти переименованный в Новоладожский, был оснащён передовыми для того времени инженерными сооружениями.

Немедленно всё судоходство переключилось на него. Первый же канал, известный сегодня как Староладожский, опустел. По нему теперь сновали только барки с сеном, да проходили порожние суда.

В начале XX века вдоль каналов была проложена железная дорога, что окончательно подорвало их транспортное и экономическое значение.

И если Новоладожский канал сегодня ещё отчасти используется по назначению – по нему проходят малые и средние суда, то Староладожский пришёл в запустение. Он полностью зарос и по его когда-то оживлённым водам изредка проплывают лодки с рыбаками-любителями.

И хотя Староладожский канал входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный исторический объект, он фактически заброшен и бесхозен. Печальная судьба для сооружения, судьбой которого когда-то были так озабочены Пётр Первый и Екатерина Вторая.

Подготовил Игорь ЧЕРЕВКО

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий