Петербургские власти заявили о намерении компенсировать гражданам утрату гаражей, если их пришлось снести ради реализации важных инфраструктурных проектов. При этом размер компенсаций далёк от рыночных цен, что признают сами чиновники. Потенциальную денежную выплату представители городской администрации вообще называют «жестом доброй воли» с учётом того, что гаражи стояли на арендованной земле, а сами постройки владельцы якобы могли разобрать и возвести на новом месте. Например, на даче.
Логика чиновников была озвучена на заседании петербургского парламента, где проходила первое чтение корректировка закона о мерах по обеспечению имущественных прав граждан, владельцев гаражей на территории Петербурга. Законопроект за подписью губернатора, по сути, предлагает распространить уже действующее право на получение компенсации за счёт бюджета города на владельцев гаражей, снесённых в результате реализации концессионных соглашений и договоров государственно-частного партнёрства.
Сегодня на такие выплаты могут рассчитывать только петербуржцы, которые лишились собственности в ходе работы над проектами, оплаченными из городской казны. Предусматривается, что действие нового закона будет иметь обратную силу и должно распространяться на весь период, начиная с 1 июля 2008 года. Это делается для «снижения социальной напряжённости», пояснили авторы инициативы. В пояснительной записке к документу приведена конкретная ситуация с гаражами, попавшими по концессионному соглашению в зону прокладки трамвайной линии «Славянка» на юге города. Владельцы 223 гаражей могут рассчитывать на компенсации, правда, довольно скромные.
«По итогам 2022 года средний размер компенсационной выплаты за один гараж на освобождаемом участке составляет примерно 87,5 тысячи рублей с учётом того, что большинство гаражей 1989-1991 годов постройки являются кирпичными. Общая сумма средств, необходимых для выплаты компенсаций за счёт бюджета Санкт-Петербурга гражданам — владельцам гаражей в ГСК «Метро Московское», расположенных на участке, предоставляемом концессионеру, составляет примерно 19 512 тысяч рублей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В целом на компенсации всем владельцам утраченных гаражей предусмотрено порядка 54 миллионов рублей.
Размер компенсаций удивил народных избранников. С их точки зрения, кирпичный гараж стоит несколько дороже средних 87,5 тысячи рублей и даже максимальных 120 тысяч. «По информации из открытых источников на электронной площадке объявлений, стоимость гаража в ближайшей локации [к кооперативу «Метро Московское»] начинается от 850 тысяч, что даже не кратно, а на порядок превышает размер компенсации», — обратил внимание депутат Андрей Алескеров. Другой парламентарий, Михаил Амосов, предложил в расчётах ориентироваться на рыночную цену, но представитель губернатора в городском парламенте Константин Сухенко идею категорически отверг. Не стоит цели вернуть стоимость имущества, есть цель — сделать человеку приятное.
«Это же не компенсация стоимости как таковой гаража. Гараж, если разбираться в нюансах, является движимым имуществом. Можно как металлические листы, так и бетонные плиты, вывезти и собрать гараж заново на дачном участке или продать эти материалы. Данная выплата не компенсирует стоимость гаража и не претендует на возмещение гражданину парковочного места в объектах, близких к проживанию. Это социальная выплата, которая в определённой степени призвана компенсировать гражданину часть издержек, но надо помнить, что гражданин этот гараж строил на участке земли, предоставленной во временное пользование, и как временное сооружение. Ставить вопрос о полной компенсации некорректно. Это просто добрая воля города — сделать человеку приятное», — высказался от лица авторов инициативы Константин Сухенко.
Интересно, что чиновники заявляют об отсутствии очередей из заявителей на компенсацию, хотя в прошлом, по словам депутатов, очередь могла растягиваться до нескольких лет от момента подачи заявления до получения компенсации. Причиной отсутствия ажиотажа по поводу получения выплат, правда, может быть как раз несогласие с размером компенсаций, предположили народные избранники. Люди уходят в судебные споры по поводу размера компенсаций. «На сегодняшний день споров таких нет. Это не компенсационная выплата, а социальная выплата. Спора о цене и о сумме нет и не должно быть», — комментируют в Смольном.
В какой-то момент дискуссии было озвучено мнение, что городские власти проводят целую кампанию по сносу гаражей, а создание некомфортных условий для автовладельцев становится новым петербургским трендом. В городе порядка двух миллионов машин и вдвое меньше мест для гаражей. Прослеживается тенденция убирать машины из дворов, так как они мешают уборочной технике и не добавляют комфорта проживанию. Всё шире становится зона платной парковки, которая ограничивает возможность ставить машину на улице. Вопрос — куда деть два миллиона машин?
«Никакой кампании по сносу гаражей город не проводит. Каждый такой случай обусловлен задачами развития города, строительства необходимых объёмов жилья и инфраструктурных объектов. Это не тренд на снос гаражей. Это тренд на развитие города и решение неотложных задач», — парировал Сухенко. При этом он подтвердил дефицит территорий и определённое сокращение возможностей для хранения машин.
«Наверное, мы должны больше заниматься строительством многоэтажных паркингов, определёнными обязательствами застройщиков по предоставлению парковочных мест вновь возводимых комплексов. С тем, чтобы люди всё-таки трансформировали свой быт и привычные способы хранения автомобилей в гаражах меняли на паркинги. Надо поощрять, а кого-то и обязывать строить больше парковочных мест, — продолжил Сухенко. — Развитие города, конечно, будет оказывать давление на территории гаражных кооперативов, так как это территории, отданные во временное пользование».
В заключение обсуждения прозвучала интересная рекомендация, куда девать машины из утраченных гаражей. «Сегодня, извините, город выбирает между крупными инвестиционными проектами, развитием Петербурга и какими-то неудобствами владельцев гаражей. Кстати, те, кто зимой не ездят на своих автомобилях, могут хранить их на даче», — сказал Сухенко. Не у всех, правда, эти дачи есть.
Развитие городской инфраструктуры можно только приветствовать, но есть смысл больше внимания уделить и размещению личного транспорта в Петербурге. Возможно, решением действительно могут стать многоуровневые паркинги, если парковка на них будет иметь приемлемую стоимость. Что касается компенсации за снос гаражей, то сумма зависит материала, из которого был возведён гараж, места его расположения и даты постройки. Заявление на компенсации можно подавать через многофункциональные центры в Петербурге.
Юлия Медведева