Грузинский общепит наизнанку. Или первое «трудоустройство» девушки

Grus_rest_2

Заявляя, что на российском рынке труда царят порядки XIX века, мы совсем не преувеличиваем. В этом наша редакция в очередной раз убедилась, прочитав рассказ девушки о её первом трудовом опыте. Сейчас она учится на журналиста в петербургском Институте кино и телевидения. Есть такой известный журналистский приём – «испытано на себе». И автор имеет полное право заявлять, что она его применила.   

И вот что необычно. В этой истории не российский работодатель жестко эксплуатирует мигранта, а работодатели-мигранты наживаются на труде петербургской девушки.

Итак…

– Первая работа – очень важный и сложный момент в жизни каждого молодого человека. Как найти то место, где тебя не обманут, будет достойная оплата труда и соответственно адекватные требования? Особенно, если устраиваться приходится подростку…

В 17 лет, окончив 11 класс, я начала активно искать работу, но знаний о том, какой она должна быть, у меня совсем не было. Совершенно случайно я узнала, что в ресторане грузинской кухни, расположенном поблизости от моего дома, на юге Санкт-Петербурга, недалеко от конечной станции зелёной ветки метро, есть вакансия официанта.

Собеседование

Пришла на собеседование. Меня встретила приятная женщина средних лет – администратор. Она задала мне два вопроса: учусь ли я и имею ли опыт работы в общепите. По определённым причинам, окончив школу, я не стала поступать в вуз. Впереди у меня был целый свободный год – этот ответ удовлетворил администратора.

Опыта в общепите у меня не было, как, впрочем, и документов, необходимых при устройстве на работу – свидетельства об ИНН, трудовой и санитарной книжек. Но это всё и не потребовалось. Я успешно прошла собеседование, и меня взяли официантом на добром слове, кратко рассказав о плавающем графике, обязанностях и зарплате. Ставка за смену, которая длится примерно 12 часов, но впоследствии, как оказалось может и больше, была 800 рублей, плюс – чаевые.  

Стажировка

Формы для меня не было, а точнее фирменной футболки, поэтому администратор наказала мне взять с собой чёрную рубашку и кроссовки. Как выяснилось, в ресторане нет помещения, в котором сотрудники могли бы переодеться и оставить свои вещи. В ответ на мой вопрос, где я могу переодеться, мне указали рукой на гостевой туалет. Вещи, в которых я пришла, пришлось отдать в общий гардероб.

После меня познакомили с работниками, провели небольшую экскурсию и отправили натирать приборы, складывать салфетки. После того, как я закончила первое задание, меня выпустили в зал – убирать столы, выносить счёт гостям.

Длительность стажировки зависела от меня: чем быстрее выучу меню, тем быстрее меня переведут в так называемый штат. Мне хватило четыре дня на всё это, но «устроили» меня окончательно только спустя неделю-полторы, после знакомства с хозяевами ресторана и их одобрения.

Стажировка не оплачивалась, а получаемый мною «чай» уходил в общую банку. Официанты делили чаевые по своему усмотрению, не принимая во внимание, сколько в банку внёс конкретно каждый. В итоге за неделю стажировки я заработала не больше 500 рублей.

Условия и обязанности

Как я написала выше – раздевалки для обслуживающего персонала в ресторане не было. Не было и места для обеда. Как и самого обеденного перерыва, на который по законодательству должен выделяться час. На перекус нам давали не больше 10 минут. Питание для сотрудников также не предусматривалось. Нас кормили тем, что оставалось после бизнес-ланчей. Ещё одна проблема – уговорить поваров разогреть тебе пищу.

Как оказалось, обязанностей у официанта больше, чем заявлено. Помимо открытия зала, уборки, натирания приборов, обслуживания гостей – ты можешь исполнять и функции администратора, и гладильщицы, и даже, несмотря на твои физические данные – грузчика.

Вспоминая сейчас, как я работала по 15 дней без выходных, с утра до ночи – я прихожу в ужас. Хотя на собеседовании мне и пообещали два выходных в неделю, переработки были страшные. Однажды на смене остались только я и стажёр-бармен. В ресторане было около 100-150 посадочных мест. В тот день мне пришлось работать официантом, барменом и администратором, да к тому же нести ответственность за закрытие кассы. За что я получила большое спасибо от начальства. Этот случай стал последней каплей, переполнивший чашу моего терпения.

Кухня против зала

Кухня не жаловала официантов. Повара были земляками хозяев ресторана и находились под их полной защитой. И во всех конфликтных ситуациях виноватыми были те, кто работал в зале.

При этом люди, работавшие на кухне, не имели ни соответствующего, поварского, образования, ни санитарных книжек. Ходили слухи, что одна из поварих во время скандала воткнула в руку своего коллеги пищевой нож. Не удивлюсь, что так оно и было.

В один прекрасный рабочий день меня домогался разносчик – мигрант из одной из одной из республик Средней Азии. Это действие происходило на кухне. Молодого человека совсем не смущало то, вести с ним диалог я не желаю. За этим наблюдал шеф-повар. В конце концов, он взял нож и, приложив его к горлу курьера, сказал, чтобы тот отстал от меня раз и навсегда, иначе он его зарежет. Я, конечно, была благодарна за защиту, но, наверное, контекст не требовал угрозы убийством.

Гость всегда прав, даже, если не прав.

Кстати, о домогательствах. Приставали не только курьеры, но и гости. Со мной произошло несколько случаев, которые остались в моей памяти навсегда.

В ресторан часто приходил один постоянный клиент, который работал в офисе недалеко от заведения. На тот момент я отработала в ресторане уже месяца два.

Вечер. Я стою у барной стойки и пробиваю очередной заказ, слышу своё имя. Меня попросил рассчитать этот гость. Подошла со счётом к его столику.

– Милая, дай свой номерок, – обращается ко мне этот клиент.   

– Извините, но мне 17 (на тот момент мне, правда, уже исполнилось 18, но я всегда говорила таким гостям, что я несовершеннолетняя и обычно этот приём срабатывал).

– Не проблема. Мне вдвое больше, ничего – подождём. Ну так что, я заеду после смены? Отвезу тебя в ресторан, выпьем вина, все дела…

– Меня отец после работы встречает.

– Не ломайся, тогда завтра заеду.

– Я вынуждена Вам отказать ещё раз, извините, но нет.

Получив отказ, гость швырнул деньги за свой обед и обиженный выбежал из ресторана. После случившегося, я подошла к администратору и попросила больше не ставить меня к данному персонажу, пересказав произошедшее. «Глупая девочка, ведь у него квартира и машина», – услышала я в ответ.

Или вот другой случай. Каждые выходные к нам приходила компания постоянных гостей, знакомых начальства, по слухам – бывшие бандиты. Был среди них мужчина, который вечно пытался со мной флиртовать.

Однажды мне попался их столик. После того, как я приняла заказ, меня хватает за руку тот самый мужчина. Я вежливо прошу не прикасаться ко мне (администратором было много раз наказано, что ругаться с клиентами нельзя, даже, если тебе неприятно). Молодой человек меня не хотел отпускать и просил повторить заказ ему на ухо. Я попыталась перевести всё в шутку и поскорее сбежать. В итоге он, дернув меня за руку, сказал:

 – Эх, а я думал, что ты меня поцелуешь, значит всё-таки ты меня не любишь.

Его друзья засмеялись. Пусть они и шутили над девочкой, но, так или иначе, мне было страшно. Дрожали колени. Я убежала от этого столика, снова обратившись к администратору. В этот раз меня услышали, но сделать ничего не могли, ведь это – приятели шефа.

Похожих историй, к сожалению, накопилось очень много за годы работы в общепите. В таких случаях важно, чтобы было адекватное начальство и администраторы. Пару раз нам всё же приходилось вызывать охрану, чтобы она привела в чувство особо приставучих клиентов.

Вы все воры

Самый сок заведения – начальство, а именно – два грузина. Как бы они тебе мило не улыбались, и не говорили спасибо за работу, всё это было лишь напускное. По итогу, зарплату выдавать нам не любили, часто задерживали, а по увольнению мне и вовсе не хотели выплачивать за отработанные две недели.

Была ещё одна интересная черта у одного из хозяев – он считал, что все мы поголовно воруем. И неважно, что. По его правилам, если гости на банкетах дарили официантам алкоголь или ещё что-то, то это исключительно подарок для него, и, о ужас, если кто-то посмеет взять что-то себе – на нём сразу будет клеймо вора.

Таким был мой первый опыт работы. Я его запомню на всю жизнь. Он научил меня тому, что нужно быть внимательным, выбирая заведение, уметь постоять за себя.

Виктория Яковлева

Вам будет интересно