С Артёмом мы познакомились, когда договаривались о личных съёмках. Он сразу предупредил, что фотографии будут чёрно-белыми. В тот момент я подумала, что это всего лишь его стиль и только под конец съёмок он обмолвился о своей особенности – цветной слепоте. Спустя два месяца после съёмок мы с ним встретились вновь, чтобы он мог рассказать о своём пути уже для большой аудитории.
— Меня зовут Артём, и я действительно фотограф с дальтонизмом. Идея фотографии пришла ко мне в 15 лет, когда я нашёл старый полароид в серванте у своих родителей. Я начал снимать абсолютно всё. И так я вошёл во вкус, что начал скупать все пленочные камеры. Последние три года я снимаю на цифру, а два года из них в чб.
— Почему ты снимаешь именно в чёрно-белом?
— Это обусловлено моим дальтонизмом. Я пытался снимать в цвете, но редактировать такие фото очень трудно для меня. Я умею обрабатывать цветные фотографии, но для меня это гораздо сложнее, чем людям с привычным цветовосприятием. Приходится прибегать к разным «лайфхакам», но это занимает львиную долю времени при обработке. Сначала я просто импровизировал, снимая в чб, после я начал замечать, что именно такие снимки дают сильный отклик от моих знакомых. И однажды мой друг сказал, что мне стоит снимать только в чб. Подумав, я тоже осознал это.
Но хочу отметить, что я никогда не считал свою цветную слепоту какой-то особенностью или преимуществом перед другими коллегами-фотографами. Да, это звучит интересно, но я воспринимал это скорее как изъян, который не мог принять долгое время. Я начал догадываться, что со мной что-то не так лет в шесть во время игр с друзьями. Я пытался угадать цвет, но через раз промахивался, и мои друзья с неким высокомерием меня поправляли. Затем уже в школе побывал у офтальмолога на комиссии. Нас с классом завели в кабинет и дали легчайшие тесты, надо было рассказать то, что нарисовано картинке. Каково было моё удивление, когда все мои одноклассники в считанные секунды давали ответ, мне это было непонятно. А конечной точкой было то, как на вечеринке речь зашла о моих кроссовках. Я часто одеваюсь только в чёрное и тут кто-то говорит, что мои чёрные зимние ботинки на самом деле бордовые. В этот момент термин «дальтоник» уже активно звучал на устах. И да, я проходил тест, цветная слепота подтвердилась.
— На сколько я знаю, у вас нет образования фотографа. Но вы считаете себя фотографом?
— Да, потому что сейчас классическое образование, которое мы получаем в школе, в институте или на курсах – эта модель давно устарела. Мы живем в век метамодерна, когда вся информация есть в книгах или в интернете. Мы живём в изобилии знаний и информации. Возьмём пример шашек: я объясню вам как в них играть, и вы будете играть. Другой вопрос, как вы будете это делать, на любительском или на профессиональном уровне. Но в целом я считаю, если есть камера, ты можешь выйти на улицу и сделать снимки, а после обработать и выложить на всеобщее обозрение, то ты уже фотограф. То есть фотограф – это никто-то, кто добился успеха или обеспечивает себе этим жизнь. Есть очень талантливые люди и среди начинающих.
— Тогда будем конкретнее: фотограф – это профессия или увлечение?
— Я бы сказал, что это ремесло. Мне кажется, что это наиболее подходящее для этого определение. И для визуального искусства, и для искусства вообще. В моей системе ценностей артисты, танцоры, художники – это ремесленники. И это определённый период в жизни каждого творческого человека, период, когда он перестаёт говорить самому себе, что это хобби, увлечение. У меня самого был такой период и, честно говоря, я стеснялся кому-то говорить, что я фотограф. Но критика есть ограничение самого себя. Это стопорит процесс, когда твоё творчество перерастает из хобби во что-то большее. Когда увлечение перестает быть увлечением, а превращается в ремесло, то это и есть твоя свобода. Ты перестаёшь загонять себя в рамки собственного стеснения и страха.
— Покажите свою любимую фотографию.
— Выделить что-то конкретное сложно, но вот эта, наверное, вызывает больше всего положительных эмоций. Да, насколько бы забавно не было, но она цветная. Она называется «Близняшки» или «твинс». И на самом деле, для меня, как для автора этой фотографии, больше важна история, подоплёка, чем сам результат. Я просто прогуливался в Ленобласти в поле и в какой-то момент там же появилась мама с близняшками семи-восьми лет. Они были в чудесных белых платьях и волосами, собранными в косички. Их мама разрешила им побегать по полю, и они тут же рванули.
В момент, когда они бежали по полю, то у меня отключилось какое-то рациональное мышление, и я тут же подхватил камеру, каким-то чудом настроил кадр и нажал кнопку спуска. Это всё произошло буквально в мгновение. На тот момент у меня была плёночное камера, которая не позволяет делать несколько кадров. Был такой «отец всех фоторепортёров» Анри Картье-Брессон, основатель жанра репортажной фотографии, он же и ввёл термин «решающий момент»:
«Медлить нельзя. Доля секунды – и момент упущен». Именно тогда и произошла магия решающего момента, который он описывал в своих статьях и интервью. Собственно, поэтому эта фотография моя любимая, на стала тем самым моментом.
— Когда вас стали воспринимать всерьёз?
— Думаю, что полтора года назад. Мне кажется, что я вырос, когда начал позиционировать себя как фотографа в чб. Прорыв произошёл тогда, когда я уехал путешествовать по разным странам. Он происходит тогда, когда ты одинок, выходишь из зоны комфорта прямиком в зону стресса. Именно это тот самый профессиональный прыжок. Столько мыслей в голове, столько поводов для творчества. У меня был прорыв как раз в том, что я переступил через себя и создал две выставки своих работ в Черногории. Столько людей смогли познакомиться с моим творчеством! Это незабываемые чувства, чувства важности. Вскоре я планирую провести выставку и в Санкт-Петербурге. Несколько работ уже куплено.
Всё же, думаю, да, за последние полтора года и произошла некая трансформация меня, как личности. Я чувствую прямую взаимосвязь между своими работами и моим эмоциональным фоном в момент их создания. Идея предстоящей выставки пришла в голову именно тогда, когда я путешествовал по разным странам. Было бы интересно рассказать эту историю людям, историю «отшельника», который занимается уличной фотографией.
Говорят же, что мы то, что мы едим, это фраза относится к другим вещам. Я то, что я вижу. И выставки показали то, что я двигаюсь в правильном направлении. Когда получаешь обратную связь, то почти всегда слышишь про страсть, эмоции, вызванные ими. Я снимаю и взрослых, и детей. Практически во всех снимках главную роль играет конкретный человек. И он изображён достаточно в пустом, негативном пространстве, будто рядом с ним очень много воздуха. За счёт этого эмоциональность фотографий увеличивается, а чёрно-белый фильтр подчёркивает какую-то искренность в фотографии, ведь ничего не отвлекает зрителя от главной персоны. Я бы хотел в Петербурге, у себя дома, рассказать историю, которую я прожил. То, как я путешествовал, что я переживал. Ведь для кого-то это такая романтизированная история, но на самом деле всё немножко по-другому.
Я третий ребёнок в семье, и у меня достаточно большая разница в возрасте с родителями. Их взгляды продиктованы больше советским воспитанием, стереотипами. Для них тяжело принимать то, что я хочу связать с фотографией свою жизнь, для них это нестабильно, абстрактно, ненадёжно и ещё куча эпитетов. Даже через 10, 15, 40 лет я вижу себя с фотоаппаратом в руках. Однозначно фотография со мной останется до конца моих лет. Конфликта с родителями нет, просто лёгкое недопонимание моего выбора. Но тем не менее они его поддерживают, даже не до конца понимая.
— Каким был самый главный совет, полученный тобою в жизни?
— «Принимать жизнь такой, какая она есть в тот самый момент». То есть, если вам отказали в визе, например, значит так и надо. То есть не тратить много времени на то, чтобы расстраиваться, на пустые события в жизни. Нужно встать и двигаться дальше.
— Какой совет ты был дал самому себе раннее?
— Я бы сказал, Артём, ты такой же уникальный человек, как остальные восемь миллиардов людей, не стоит погружать себя в рамки трендов, стереотипов, мнения других людей. Это совет больше про то, чтобы надо доверять самому себе, своей интуиции. Каждому из нас точно есть что-то, что можно показать, о чём можно рассказать. Это лишь вопрос времени.
Если ты нашел своё «то самое», когда от проделанной работы у тебя спирает дыхание и ты идёшь по улице, улыбаешься, как дурак, и весь мир тебе нипочём, потому что ты сделал что-то своё, что-то необыкновенное. Вот если кто-то нашёл своё дело, занятие, которое даёт эмоции, которое вызывает мощнейший прилив энергии, то к чёрту всё, нужно этим заниматься! Вкладывайте туда все свои силы, все мысли! Надо делать то, что нравится, даже если оно сегодня «не кормит», то это игра количеств, а не качеств. Чем больше ошибок, тем ближе вы к цели
— Не боишься кого-то обнадежить этими своими словами?
— Я думаю, что если что-то пойдёт не так, то только потому что вы вкладывались не на полную. Я верю в это, искренне верю. Это и является двигателем, смыслом для меня сейчас. И пусть получится не через год, не через 40 лет, но это придаёт мне силы жить. Я полностью беру ответственность за свои слова, потому что я полностью в них верю.
Татьяна Гроссман