Недавно переданный в собственность Смольного Дом культуры работников связи, расположенный на Большой Морской улице, 58, решено предоставить Камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера» для организации второй сцены.
Об этом решении городских властей поведал на днях «городу и миру» в своём Telegram-канале вице-губернатор Петербурга Валерий Москаленко (координирует и контролирует в правительстве Северной столицы России деятельность комитетов по экономической политике и стратегическому планированию, имущественных отношений и по госзаказу).
«Основной сценической площадки, вмещающей не более 175 зрителей, сегодня уже не хватает. Историческое здание на Большой Морской улице находится недалеко от основного здания театра. Площадь театрального зала, расположенного в здании, соответствует камерному репертуару», — отметил чиновник.
В свою очередь художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров в интервью интернет-газете «Фонтанка.ру» заявил:
«Это решение предложил Беглов, наш губернатор, сказав, что театр сейчас в таком состоянии, что ему нужна вторая сцена. Потому что люди сейчас не могут попасть к нам, поскольку у нас маленький зрительный зал, 175 мест, и вторая сцена нужна, чтобы мы могли дать больше продукции нашим жителям.
Возникла идея этого здания… Теперь там надо делать проект, потому что оно находится пока не в приспособленном состоянии. Хотя зрительный зал там есть, и он приличный, но сценическое пространство не соответствует сегодняшним потребностям.
У города появляется возможность нашими усилиями получить качественное театральное пространство, в котором можно будет выступать — и в музыкальном театре, и в драматическом, если это понадобится».
При этом за городским «подарком» театру и всем всем всем уже просматривается целый клубок реставрационно-ремонтных и бюрократических проблем.
Во-первых, сроки, стоимость и механизм финансирования реконструкции бывшего ДК работников связи, поскольку сейчас в адресной инвестиционной программе Санкт-Петербурга на 2024-2026 годы работ по этому объекту не запланировано. То есть при благоприятном стечении обстоятельств здание будет приведено в порядок и приспособлено для нового использования не раньше начала 2030-х. Но…
Во-вторых, по словам Александрова, в 2025-м театр должен освободить своё основное здание на Галерной улице, 33 (особняк фон Дервизов) из-за запланированных там ремонтных работ кровли и сцены. То есть уже в будущем году планируется переместить в бывшее ДК работников связи хотя бы репетиционную базу и технические службы «Санктъ-Петербургъ Опера». «Мы сделаем проект, подготовим сметы, финансирование, с тем, чтобы когда мы вернёмся к себе в здание, тут же начать ремонт в ДК связи». Получается, что театр пока что будет использовать здание бывшего дворца культуры в таком состоянии, в котором оное находится.
В-третьих, согласно акту государственной историко-культурной экспертизы ДК работников связи, осуществлённой в 2021-м, внутренние конструкции и несущие стены здания особых опасений не вызывают, но элементы оформления фасадов находятся в аварийном состоянии и в любой момент могут рухнуть на голову прохожих. К таким потенциальным «террористам» относятся карнизы, наличники, балюстрады крыши, скульптурные группы и барельефы, балконы, частично штукатурный слой стен. То есть внутри здания работать аккуратно можно, а близко подойти к нему потенциально очень опасно.
Театрально-концертный зал бывшего ДК работников связи (с галереей и балконом) вмещает 300 зрителей (возможно, что по современным требованиям безопасности и меньше), то есть это примерно в полтора-два раза больше, чем нынешняя площадка «Санктъ-Петербургъ Опера» в особняке фон Дервизов.
Об истории здания ДК работников связи «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, причём дважды, поэтому перечислим лишь некоторые факты.
Характеристики: девять этажей, включая технический; кадастровая стоимость 129 273 023 рубля; площадь строения — 4530,6 квадратных метра; материал стен — кирпич; ввод в эксплуатацию — 1871 год; подземная этажность — подвал.
Здание в основе своей сооружено в середине 1860-х (восстановлено после пожара с некоторыми изменениями в начале 1870-х) в качестве Немецкой реформатской церкви (и по этим датам значится в реестрах). В 1930-е произведена перестройка в стилистике конструктивизма, но уже с элементами сталинского ампира. Именно в таком виде ДК внесён в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В 2020 году правительство Санкт-Петербурга и «Почта России» объявили о создании «Почтового квартала». В рамках проекта предполагалось отреставрировать и Дворец культуры работников связи. О предстоящей реконструкции зданий в центре города на Неве, которые принадлежат «Почте России», было объявлено «на полях» Петербургского международного экономического форума летом 2019-го.
Существующее здание ДК работников связи — трансформированная до неузнаваемости Немецкая реформатская церковь, построенная в 1862-1865 годах по проекту замечательного петербургского архитектора Гаральда Андреевича (Эрнестовича) Боссе (1812-1894). Руководил строительством другой выдающийся зодчий Давид Иванович Гримм (1823-1898). Храм вмещал до 1200 человек, высота его колокольни со шпилем составляла почти 60 метров. Стройное сооружение «держало» набережную Мойки в этом районе и прекрасно сочеталось с «толстым» куполом Исаакиевского собора.
В 1872 году в здании церкви произошёл сильный пожар. Реставрацией руководил архитектор Карл Карлович Рахау (1830-1880). По его проекту деревянные конструкции крыши и шпиля заменили на металлические, высоту колокольни увеличили, подняли потолок расположенного на втором этаже молельного зала.
После 1917 года храм был закрыт, некоторое время здесь располагалось общежитие. В 1932-1939-м по проекту Павла Марковича Гринберга (1893-1958) и Григория Самойловича Райца (1900-1968) здание перестроено для устройства в нём дома культуры.
Первоначальный проект был выдержан в духе радикального конструктивизма (колокольня переделывалась в башню-пилон, с огромными прорезными окнами, аналогичный приём использовался и в оформлении зрительного зала, в который превратился молельный зал). Но постепенно (в связи с «наступлением» сталинского ампира) здание получило массивные оконные наличники, барельефы и статуи на башне, другие лепные украшения. В результате получилось нечто тяжеловесное и угрюмое.
Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» основан в 1987 году и поначалу не имел своей площадки. В 1998 году он получил в пользование для основной сцены исторический особняк фон Дервизов на Галерной улице. Реставрация этого здания производится все прошедшие с момента его передачи театру годы. Учреждение культуры является петербургским государственным бюджетным, то есть на 100 процентов принадлежит городу (комитет имущественных отношений).
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы КГИОП, сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета