Дом культуры работников связи, расположенный на Большой Морской улице, 58, передан в собственность правительства Санкт-Петербурга. Каковы перспективы реформатской церкви, перестроенной советскими конструктивистами в ДК?

Распоряжение правительства России о безвозмездной передаче в собственность администрации Санкт-Петербурга Дома культуры работников связи на Большой Морской улице, 58 (Почтамтский переулок, 9, набережная реки Мойки, 101х) опубликовано на портале правовой информации накануне новогодних праздников.
Соблюсти требования закона об охране объектов культурного наследия (здание включено в соответствующий реестр) правительство Северной столицы России должно во взаимодействии с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Характеристики здания: девять этажей, включая технический; кадастровая стоимость 129 273 023 рубля; площадь строения — 4530,6 квадратных метра; материал стен — кирпич; ввод в эксплуатацию — 1871 год; подземная этажность — подвал.
О дальнейшей судьбе здания пока ничего неизвестно. Скорее всего, оно будет выставлено на торги. Инвестору, если таковой найдётся, предстоит учесть, как минимум, два обстоятельства. Во-первых, здание в основе своей сооружено в середине 1860-х (восстановлено после пожара с некоторыми изменениями в начале 1870-х) в качестве Немецкой реформатской церкви (и по этим датам значится в реестрах). Во-вторых, в 1930-е произведена перестройка в стилистике конструктивизма, но уже с элементами сталинского ампира. Именно в таком виде ДК внесён в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Охране, в частности, подлежат «капитальные стены и своды XIX века». Конструкции здания, как считают эксперты, находятся в состоянии, пригодном для ремонта.
Ещё недавно в здании находился некий учебный центр «Почты России». В 2016 году комитет петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры подал в суд на «Почту России» с требованием провести реставрацию здания. Иск был удовлетворён, но работы так и не были произведены.
Кстати,
В 2020 году правительство Санкт-Петербурга и «Почта России» объявили о создании «Почтового квартала». В рамках проекта предполагалось отреставрировать и Дворец культуры работников связи. О предстоящей реконструкции зданий в центре города на Неве, которые принадлежат «Почте России», было объявлено «на полях» Петербургского международного экономического форума летом 2019-го.
Речь шла собственно о комплексе зданий Главпочтамта (Почтамтская улица, №9, Почтамтский переулок, №3, улица Якубовича, №12), Доме культуры работников связи (Большая Морская улица, №58) и корпусах бывшей усадьбы Михаила Ломоносова (та же улица, №61). Застроенная территория этой последней расположена между Большой Морской и Почтамтской улицами, то есть её преобразование позволяет создать некую пешеходную зону (а ля «Дворы Капеллы»). Но проект так и остался проектом.
Правы оказались специалисты рынка недвижимости, которые ещё в 2019-м сомневались в способности государственной «Почты России» реализовать такой крупный проект на непрофильном для себя поприще. Эксперты говорили, что следует ожидать продажи и передачи объектов недвижимости, которые «Почте России» функционально больше не нужны. В общем, так оно и происходит.

Существующее здание ДК работников связи — трансформированная до неузнаваемости Немецкая реформатская церковь, построенная в 1862-1865 годах по проекту замечательного петербургского архитектора Гаральда Андреевича (Эрнестовича) Боссе (1812-1894). Руководил строительством другой выдающийся зодчий Давид Иванович Гримм (1823-1898). Храм вмещал до 1200 человек, высота его колокольни со шпилем составляла почти 60 метров. Стройное сооружение «держало» набережную Мойки в этом районе и прекрасно сочеталось с «толстым» куполом Исаакиевского собора.
О творчестве Боссе «Родина на Неве» неоднократно рассказывала в связи с различными зданиями, построенными по его проекту. Например, об особняке Кочубея на Конногвардейском бульваре или дворце Зинаиды Юсуповой на Литейном. Но всё-таки биографическую справку повторим.

Гаральд (Гаральд Юлий) Андреевич (Эрнестович) Боссе (1812-1894), российский и немецкий архитектор, академик (1842) и профессор (1854) Российской Императорской Академии художеств. Сын живописца Эрнста Готтхильфа Боссе (1785-1862). Учился в Дрездене и Дармштадте. В 1831-1862-м работал в Петербурге (в 1832-м — в мастерской Александра Брюллова), с 1858-го придворный архитектор. Один из ведущих мастеров эклектики. Среди его работ в Петербурге — особняк Пашковых в стиле неоренессанса, собственный дом, особняк князя Кочубея в неороманском стиле, Эстонская церковь Святого Иоанна. Он построил также здание Биржи в Риге в духе венецианского Возрождения, оформлял интерьеры (например, будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце — в стиле барокко, золочёная резьба на фоне малиновой обшивки стен, вот вам и пристрастие к песочным тонам). С 1862 жил и работал в Дрездене, где возвёл, в частности, православную церковь Святого Симеона в неорусском стиле.
По поводу своего проекта Немецкой реформатской церкви на набережной Мойки Боссе писал:
«По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформаторского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьёзное назначение постройки. Задающиеся профили весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обуславливается самый способ конструкции этого стиля… Ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта».
В 1872 году в здании церкви произошёл сильный пожар. Реставрацией руководил архитектор Карл Карлович Рахау (1830-1880). О некоторых зданиях, которые построены в Петербурге по проектам этого зодчего, «Родина на Неве» тоже рассказывала ранее. Например, об особняке, который стал домом великого князя Михаила Александровича, и о доходном доме Леопольда Кёнига на углу 4-й линии и Большого проспекта Васильевского острова. Но напомним биографию архитектора.

Карл Карлович Рахау (1830-1880), архитектор, академик и член Совета Императорской академии художеств, которую окончил в 1857-м по классу Константина Тона (автор проекта Храма Христа Спасителя в Москве) с большой золотой медалью. Преподаватель и профессор петербургского Строительного училища (позднее преобразованного в Институт гражданских инженеров). Служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел Российской империи, в строительном отделении Санкт-Петербургского губернского правления, состоял старшим городским архитектором и членом строительного комитета Ведомства учреждений императрицы Марии Фёдоровны. Спроектировал в Петербурге особняк, доходный дом и производственные здания завода Сан-Галли, особняк Мейера на Английской набережной, фонари у Александровской колонны на Дворцовой площади и ограду Литейного моста, его авторству принадлежит несколько сооружений в Москве, Крыму, Ессентуках, Житомире и др. Работал архитектор в популярном во второй половине XIX века стиле историзма (эклектики), то есть сочетал в оформлении своих построек приёмы различных эпох.
По проекту Рахау деревянные конструкции крыши и шпиля Немецкой реформатской церкви на Мойке заменили на металлические, высоту колокольни увеличили, подняли потолок расположенного на втором этаже молельного зала.
После 1917 года храм был закрыт, некоторое время здесь располагалось общежитие. В 1932-1939-м по проекту Павла Марковича Гринберга (1893-1958) и Григория Самойловича Райца (1900-1968) здание перестроено для устройства в нём дома культуры.

Первоначальный проект был выдержан в духе радикального конструктивизма (колокольня переделывалась в башню-пилон, с огромными прорезными окнами, аналогичный приём использовался и в оформлении зрительного зала, в который превратился молельный зал). Но постепенно (в связи с «наступлением» сталинского ампира) здание получило массивные оконные наличники, барельефы и статуи на башне, другие лепные украшения. В результате получилось нечто тяжеловесное и угрюмое.
«Авторы Дома работников связи правильно учли необходимость сохранения башни, но не поняли, видимо, характера её архитектуры. Здание, возглавленное башней, теперь не завершает перспективу Мойки, оно возникает внезапно и кажется глухим, плоским ящиком. Лишённое выразительного силуэта здание не вошло в ансамбль и воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города. Это — типичный пример переходного стиля, т.е. «обогащённого», но в основе чисто конструктивистского сооружения со всеми присущими ему недостатками», — констатировал в 1936 году журнал «Архитектура СССР». Честно говоря, с этой оценкой трудно не согласиться.
В общем, судьба ДК работников связи пока остаётся туманной. Вряд ли он превратиться в «исходный вариант», то есть в реформатскую церковь, но и какую-то новую функцию предположить сложно…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы КГИОП, сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета