В тумане концепций Почтамт почти не виден

Pochtamt22

Петербургский Главпочтамт всё никак не найдёт себе применение. Его «почтовые» хозяева не могут определиться, что и как делать со старинным зданием, которое «законсервировано» уже несколько лет.

Петербургский Почтамт на открытке начала ХХ века

На днях стало известно, что государственная компания АО «Почта России» отказалось от услуг московского ООО «Кляйневельт архитектен», которому ещё в 2020-м за семь миллионов рублей заказала разработку концепции реконструкции петербургского Главпочтамта и ещё нескольких зданий (так называемый проект «Почтовый квартал»).

Речь идёт о собственно комплексе зданий Главпочтамта (Почтамтская улица, №9, Почтамтский переулок, №3, улица Якубовича, №12), Доме культуры работников связи (Большая Морская улица, №58) и корпусах бывшей усадьбы Михаила Ломоносова (та же улица, №61). Застроенная территория последней расположена между Большой Морской и Почтамтской, то есть её преобразование позволяет создать некую пешеходную зону (а ля «Дворы Капеллы»).

Петербургский Почтамт на фото начала 2000-х

«Сейчас мы пересматриваем концепцию современного использования комплекса зданий петербургского Почтамта. При этом «Почта России» продолжает работы по сохранению исторического облика объекта», — цитируют СМИ представителей госкомпании.

При этом «Почта России» и «Кляйневельт архитектен» в связи с расторжением договора разбираются в судах кто кому какие документы не предоставил и сколько миллионов рублей поэтому должен. Эти «тёрки» петербуржцам вряд ли интересны. Нас волнует судьба исторических зданий в самом центре столицы Российской империи, которые сейчас полузаброшены и, несомненно, будут только разрушаться, пока длится вся эта «концептуальная» тягомотина.

Отметим по поводу этой конфликтной ситуации лишь два обстоятельства, которые, наверное, сыграли свою роль в таком развитии событий.

Во-первых, судя по материалам официального сайта компании, ООО «Кляйневельт архитектен» (несмотря на название, это российское бюро, основанное в 2012 году Николаем и Сергеем Переслегиными* вместе с Георгием Трофимовым) не имеет полноценного опыта работы в условиях плотно застроенных исторических кварталов. «Наше бюро разрабатывает самые разные по масштабу проекты — высотные жилые комплексы, офисные центры, генеральные планы городов или небольшие приватные пространства», — сообщают о себе архитекторы.

Во-вторых, с 2020 года, когда с этим бюро был заключён договор на разработку концепции «Почтового квартала», в АО «Почта России» сменились уже два генеральных директора. В феврале 2020-го эту должность занял Максим Акимов (бывший зампред правительства РФ, отвечавший за связь, транспорт и цифровизацию), а в конце 2022-го — Михаил Волков.

Последний был заместителем генерального директора по операционному управлению. «В компании он реализовал клиентоцентричную стратегию, которая включала в себя внедрение стандартов качества работы с клиентами, регулярный мониторинг уровня сервиса», — говорится на сайте «Почты России».

«В 2021 году Михаил возглавил проект по выводу на рынок нового оператора государственной лотереи под брендом “Национальная лотерея”, организованной Министерством финансов Российской Федерации. Менее чем за год удалось разработать стратегию и создать компанию с технологичным продуктом, имеющим единичные аналоги, и развернуть сеть дистрибуции более чем в 70 тысяч точек», — сообщает пресс-релиз АО «Почта России».

Нулевой верстовой столб в операционном зале Почтамта

О предстоящей реконструкции зданий в центре города на Неве, которые принадлежат «Почте России», было объявлено «на полях» Петербургского международного экономического форума летом 2019-го. Хотя ещё в январе того же года на сайте компании опубликовано информационное сообщение, в котором говорится:

«Почта России приступает к реставрации здания Санкт-Петербургского почтамта. До конца января должен завершиться переезд основных производственных подразделений для подготовки к проведению государственной историко-культурной экспертизы в историческом здании с дальнейшей его реставрацией…

В 2019 году предприятие планирует полностью отреставрировать исторические фасады здания по ул. Почтамтская, Почтамтскому переулку и ул. Якубовича. Проект реставрации фасадов здания уже разработан и согласован с органами охраны объектов культурного наследия».

Тогда же было заявлено, что аппарат управления Петербургского почтамта разместится сначала в офисном помещении на Полтавской улице, 9, а после завершения ремонта переедет на Бухарестскую улицу, №23. При этом клиенты, отправляющие крупные партии посылок, будут её сдавать непосредственно на петербургском автоматизированном сортировочном центре «Почты России» на Софийской улице, №52.

Порядок в зале Почтамта обеспечивали «силовики»
(фото начала ХХ века)

На встрече с тогда ещё врио губернатора Петербурга Александром Бегловым тогдашний гендиректор «Почты России» Николай Подгузов озвучил в присутствии представителей прессы планы реконструировать здание Главпочтамта: создать в нём некое общественное пространство, где найдётся место предприятиям общепита, концертным площадкам, офисным и выставочным помещениям. Стоимость проекта оценивалась в несколько миллиардов рублей, а срок его реализации — два-три года. Беглов заявил, что городской бюджет готов выделить на участие в проекте примерно 2,5 миллиарда рублей.

И вот с тех пор прошло почти четыре года, а воз и ныне там. Всё застопорилось ещё на уровне разработки концепции. Правы оказались специалисты рынка недвижимости, которые ещё в 2019-м сомневались в способности государственной «Почты России» реализовать такой крупный проект на непрофильном для себя поприще. Скорее всего, в перспективе следует ожидать продажи объектов недвижимости, которые «Почте России» функционально больше не нужны…

Историческая справка

Петербургский Главпочтамт

При Екатерине II Почтовый департамент был выделен из Коллегии иностранных дел и преобразован в Главное почтовых дел правление во главе с графом Александром Андреевичем Безбородко (1747-1799). Место под строительство здания на нынешней Почтамтской улице, №9 нашлось возле участка, купленного вельможей для строительства собственного дворца (теперь в нём располагается Центральный музей связи имени А.С. Попова). Это были «пустопорожние» земли профессора Урсинуса и дом с садом публичного нотариуса Медера. Границы этих участков точно совпадают с территорией современного петербургского Почтамта.

Архитектор Львов спроектировал здание Почтового стана

Кроме того, Екатерина II передала ведомству Безбородко проданный за долги с аукциона дом графа Сергея Павловича Ягужинского (Почтамтская улица, №14, теперь это здание занимает Музей истории религии). Здесь разместили почтовые конторы и квартиры служащих. Именно тут в сентябре 1785 года и был открыт Санкт-Петербургский Почтамт.

Первоначально здание, превратившееся со временем в петербургский Главпочтамт, сооружалось как Почтовый стан, где находились службы перевозки — каретные сараи, конюшни и другие «гаражно-транспортные» службы. Этот объект по проекту архитектора Николая Александровича Львова (1753-1803) был завершён в 1789 году. В основном, облик здания сохранился в первоначальном виде до наших дней.

Дворовые постройки не раз существенно переделывались в зависимости от нужд почтового ведомства, которое подстраивалось под новые возможности доставки корреспонденции. Например, работа ведомства существенно изменилась с появлением железнодорожного транспорта.

Операционный зал петербургского Главпочтамта
ещё недавно выглядел так

Последняя по времени перестройка здания относится к 1903-1904 годам, когда по проекту Леонтия Ивановича Новикова (1854-1935) — старшего архитектора Главного управления почт и телеграфов (один из авторов капитальной перестройки Московского почтамта и его дворовых служб) большой двор был накрыт остеклённым куполом и превращён в грандиозный операционный зал.

После Великой Отечественной войны здание, пострадавшее от вражеских бомбёжек, было отремонтировано.

ДК работников связи

Существующее здание — трансформированная до неузнаваемости немецкая реформатская церковь, построенная в 1862-1865 годах по проекту замечательного петербургского архитектора Гаральда Андреевича (Эрнестовича) Боссе (1812-1894). Руководил строительством другой выдающийся зодчий Давид Иванович Гримм (1823-1898). Храм вмещал до 1200 человек, высота его колокольни со шпилем составляла почти 60 метров. Стройное сооружение «держало» набережную Мойки в этом районе и прекрасно сочеталось с «толстым» куполом Исаакиевского собора.

Вид на реформатскую церковь со стороны Поцелуева моста
(фото конца XIX века)

«По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформаторского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьёзное назначение постройки. Задающиеся профили весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обуславливается самый способ конструкции этого стиля… Ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта», — отмечал Боссе.

В 1872 году произошёл сильный пожар. Реставрацией здания руководил Карл Карлович Рахау (1830-1880). По его проекту деревянные конструкции крыши и шпиля были заменены на металлические, высота колокольни увеличена, поднят потолок расположенного на втором этаже молельного зала.

Скульптуры, которые теперь «украшают»
перестроенное в ДК здание реформатской церкви

После событий 1917 года храм был закрыт, некоторое время в здании располагалось общежитие. В 1932-1939-м по проекту Павла Марковича Гринберга (1893-1958) и Григория Самойловича Райца (1900-1968) произведена перестройка с целью устройства в бывшей церкви дома культуры.

Первоначальный проект был выдержан в духе радикального конструктивизма (колокольня переделывалась в башню-пилон, с огромными прорезными окнами, аналогичный приём использовался и в оформлении зрительного зала, в который превратился зал молельный). Но постепенно (в связи с «наступлением» сталинского ампира) здание получило массивные оконные наличники, барельефы и статуи на башне, другие лепные украшения. В результате получилось нечто тяжеловесное и угрюмое.

Здание ДК работников связи (фото конца 1930-х)

«Авторы Дома работников связи правильно учли необходимость сохранения башни, но не поняли, видимо, характера её архитектуры. Здание, возглавленное башней, теперь не завершает перспективу Мойки, оно возникает внезапно и кажется глухим, плоским ящиком. Лишённое выразительного силуэта здание не вошло в ансамбль и воспринимается как чужеродное тело, как некий склад или фабрика посредине города. Это — типичный пример переходного стиля, т.е. «обогащённого», но в основе чисто конструктивистского сооружения со всеми присущими ему недостатками», — констатировал в 1936 году журнал «Архитектура СССР». Честно говоря, с этой оценкой трудно не согласиться.

Усадьба Михаила Ломоносова

На участке дома №61 по Большой Морской улице в начале 1700-х годов располагались бани, которые сгорели в 1730-е. Территория долго не находила себе хозяина, поскольку прежде чем что-то тут строить, нужно было расчистить эту пустошь от остатков сгоревших деревянных и каменных построек.

В 1756 году шесть участков (три по Большой морской улице и столько же по Почтамтской) здесь получил великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), который обязался построить в течение пяти лет на этой территории каменный дом со службами.

Усадьба Ломоносова (музейный макет)

Уже через год он переехал с семьёй в двухэтажный особняк в 15 окон по фасаду с мезонином, а также с конюшенным и кухонным флигелями, расположенными по обе стороны основного дома и отделёнными от него оградами с воротами. Со стороны Почтамтской улицы появилось здание для мозаичной мастерской (здесь создавалась композиция «Полтавская баталия», украшающая теперь парадную лестницу здания Академии наук на Университетской набережной) и каменный забор, за которым был устроен фруктовый сад и пруд. Тут же построили павильон для обсерватории, а на берегу Мойки была обустроена набережная с балюстрадой и пристанью.

После смерти учёного усадьба многократно переходила из рук в руки. В 1821 году поместье было выкуплено Почтовым ведомством у частных владельцев за 182 тысячи рублей.

В 1843-1847 годах по проекту архитектора Альберта Катериновича Кавоса (1800-1863) здания усадьбы были перестроены для размещения в них станции почтовых карет и дилижансов. С тех пор постройки со стороны Большой Морской улицы более-менее сохранились в первоначальном виде.

Здания усадьбы Ломоносова после перестройки середины XIX века

Впоследствии владение перешло Министерству внутренних дел Российской империи. В 1870-х основной дом и два боковых флигеля были окончательно объединены в одно здание. Почтовому ведомству эти постройки вновь достались уже в советское время.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы КГИОП (акт историко-культурной экспертизы), сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

* Не имеют отношения к известному петербургскому футурологу Сергею Борисовичу Переслегину

Вам будет интересно