Биржа не спешит подружиться с геральдикой

Birga14

Завершение ремонтно-реставрационных работ в здании Биржи на стрелке Васильевского острова вновь отложено. На два года, как минимум. Невезучая история?

Пожалуй, самое растиражированное изображение Биржи на Стрелке Васильевского острова

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский давеча сообщил журналистам, что здание Биржи будет готово принять в своих стенах музей геральдики не раньше, чем через два года. Он отметил, в частности, что уникальный памятник «реставрируют очень неспешно» и аккуратно, поскольку строение находится в сложном состоянии. Здание находится в аварийном состоянии, в связи с чем специалистам приходится работать аккуратно.

Кроме того, многое зависит от того, чтобы подрядчиков не «замучили» банкротства и «всякие судебные иски от других их клиентов». После передачи здания Эрмитажу (2014 год) с производителями работ на объекте действительно происходят всякие пертурбации, и они — исполнители контракта — постоянно меняются (уже с двумя компаниями договор был расторгнут).

Главный зал Биржи вскоре после переезда из здания Центрального военно-морского музея

Сейчас к финалу более-менее близки фасадные и коммуникационные работы. К приведению в порядок помещений ещё не приступали. Общая стоимость реставрации уникального здания оценивалась в два миллиарда рублей, но, судя по всему, она обойдётся дороже.

Кстати

Последняя по времени шумиха, связанная с аварийным состоянием Биржи случилась весной текущего года. Сообщалось, что строение «имеет дефект в виде трещины, проходящей через основные несущие конструкции, как в подвальных помещениях, так и в чердачных». Причём «система трещин продолжает раскалывать здание на два практически независимых друг от друга блока». Это, скорее всего, правда, которую использовали в борьбе друг с другом участвующие в работах компании. Другое дело, насколько ситуация действительно катастрофична.

Здание расположено на изначально заболоченной территории стрелки Васильевского острова, часть основания Биржи вообще расположена над торфяником. То есть строение неизбежно «плавает», другой вопрос — насколько критично. За два века с южной стороны конструкции получили осадку на 16 сантиметров больше, чем с севера, прирост этой диспропорции составляет около одного миллиметра в год.

Цокольный этаж здания Биржи, очищенный от перегородок и штукатурки

Сейчас сообщается, что тенденций к развитию аварийности не замечено. Об этом свидетельствуют данные 7 электронных и 8 механических измерителей трещин, а также 96 геодезических марок. Утверждается, что на сложное состояние здания повлияли время, сырость, пренебрежение текущими ремонтными работами и почти 10-летняя заброшенность.

Несмотря на все коллизии и скандалы, связанные со сменой подрядных организаций, на объекте первым делом были проведены работы по усилению фундамента и укрепление грунтов на границе их соприкосновения. Также на данный момент частично выполнена гидроизоляция стилобата (основание внешней колоннады), приведена в порядок западная лестница, отреставрированы скульптурные группы «Триумф Нептуна» и «Навигация с Меркурием и двумя реками». В цокольном этаже частично демонтированы пол и устроенные в ХХ веке перегородки, произведена замена оконных заполнений, санируется стропильная система крыши, для обследования светового фонаря главного зала установлены леса.

Кстати

Ещё при строительстве здания Биржи занимавшаяся этим делом комиссия обратилась в Академию художеств с просьбой выполнить для него скульптуры. Академики распределили между собой заказы, но запрошенные ими цены сочли  сильно завышенными. И были объявлены торги на выполнение этих работ за меньшую плату. Конкурс выиграли жившие в Петербурге французские скульпторы Жозеф Камберлен и Жак Тибо. Они и создали скульптуры для здания Биржи и Ростральных колонн.

План застройки и формирования набережных на Стрелке Васильевского острова (Тома де Томон)

По завершении ремонтно-реставрационных работ Эрмитаж планирует открыть в здании Биржи Музей геральдики. Предполагается, что здесь разместится полная коллекция госнаград России. На трёх этажах будет пять анфилад залов.

Первый этаж посвятят родовой и государственной геральдике, здесь будет зал Российского государственного исторического архива, зал карет, экспозиция, посвящённая территориальной, военной и ведомственной символике.

На втором этаже разместится музей наград и выставка, посвящённая истории развития геральдики в мире. На третьем — конференц-зал, библиотека и помещения для временных экспозиций.

В Главном зале Биржи, где намереваются проводить торжественные церемонии, посвящённые Дню гвардии, Дню государственного флага, Дню России, вручать госнаграды, проводить кинопоказы, концерты и конференции, на стенах разместятся произведения батальной живописи. По крайней мере, таковы озвученные на сегодня планы Государственного Эрмитажа.

Кстати

Пока главный музей России использует Биржи виртуально. В смоделированном пространстве здания создана экспозиция «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства». Он доступен для онлайн-посещения до 10 декабря. Этот первый такого рода проект Эрмитажа «демонстрирует возможности NFT-технологий и исследует их влияние на современное искусство».

Немного истории

С 1720-х годов Стрелка Васильевского острова стала основным торговым центром города, где расположился порт. Петербургская биржа, основанная Петром I, долго не имела своего здания. Постройка такового с обширным залом стала к концу XVIII века настоятельной необходимостью.

Соответствующий указ Екатерины II последовал в декабре 1781 года. Составление проекта каменного здания на пустовавшем земельном участке было поручено архитектору Джакомо Кваренги (одна из первых работ зодчего в Петербурге).

Джакомо Кваренги построил в Петербурге много прекрасных зданий, но с Биржей просчитался

Строить его начали в 1784-м, но из-за очередной войны работы остановились, и здание неоконченным стояло вплоть до 1804 года. Кваренги спроектировал Биржу почти в ряд со зданиями на набережной (теперь Университетской), которая к Стрелке дугообразно изгибалась.

Главным фасадом сооружение было обращено к Зимнему дворцу, а к нынешней «главной площади Петербурга» (акватории Невы между Дворцовой набережной, появившемся позднее Троицким мостом, Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова) — боковым. То есть единого ансамбля не возникало.

Главный фасад Биржи по проекту Кваренги

В начале XIX века решено было построить для Биржи другое и значительно большее здание по утверждённому в феврале 1804 года проекту переехавшего в Петербург французского рисовальщика и архитектора Тома де Томона.

Жан-Франсуа Тома (дворянское «де Томон» он, судя по всему, приписал себе сам «для солидности») родился в 1760 году. Учился в Королевской академии архитектуры, но, скорее всего, это учебное заведение не закончил. Много путешествовал по Италии, сохранилось внушительное количество его зарисовок, потом оказался в Польше, а уже оттуда в 1799 году, не желая возвращаться в революционную Францию, отправился в столицу Российской империи.

Помимо Биржи и Ростральных колонн, он построил в Петербурге и его окрестностях сохранившиеся поныне особняк графа де Лаваль на Английской набережной, мавзолей «Супругу Благодетелю» в Павловске, несколько фонтанов на трассе в Царское Село, выполнял эскизы изделий для Фарфорового и Стеклянного императорских заводов. Ни одного достоверно известного портрета зодчего не имеется.

Здание петербургской биржи и Ростральных колонн на рисунке Тома де Томона

Скончался Тома де Томон в 1813 году. «Смерть явилась следствием падения, которое произошло в Каменном театре при осмотре состояния стен этого здания после пожара», — писала в своём прошении на высочайшее имя вдова зодчего Клер. Архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, в ХХ веке прах и памятник перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь XVIII века).

Тома де Томон, в отличие от Джакомо Кваренги, ориентировал здание на водораздел Невы и «зрительно закрепил её в обширном водном пространстве двумя Ростральными колоннами». Спроектировал он и большую полукруглую площадь перед зданием, для чего была произведена подсыпка грунта более чем на 100 метров вперёд и выравнивание мыса Стрелки Васильевского острова.

Строитель Адмиралтейства Андреян Захаров и к Бирже “руку приложил”

Некоторые исследователи считают, что этому смелому архитектурному решению поспособствовали известные русские зодчие Андреян Захаров (Адмиралтейство) и Андрей Воронихин (Казанский собор), участвовавшие в работе специально созданной «Комиссии по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем».

Кстати

Первоначальный проект здания  Биржи, представленный Тома де Томоном, некоторые исследователи считают откровенным плагиатом с рисунка Пьера Бернара, получившего за него «Гран При» парижской Королевской академии архитектуры. Правда, авторство осуществлённого варианта никаких особых сомнений не вызывает.

Первоначальный проект здания Биржи, предложенный Тома де Томоном

25 декабря 1811 года подписан высочайший указ, предписывающий закрытие строительной комиссии и сдачу нового биржевого здание «со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной» в ведение министра финансов. Торжественное открытие состоялось, правда, уже после Отечественной войны — 15 июля 1816 года.

Вплоть до 1917-го здание использовалось по изначальному предназначению. В 1913-1914 годах по проекту Фёдора Лидваля и Мариана Перетятковича в здании проведён капитальный ремонт, в ходе которого свод над главным залом был выполнен из железобетонных конструкций, произведена некоторая перепланировка и устроена новая система отопления.

Здание Биржи на почтовой открытке начала ХХ века

С 1918 года в здании разместился клуб моряков, затем — Северо-Западная областная торговая палата, биржа труда, Совет по изучению производственных сил СССР, Всесоюзный трест «Союзформлитье» и др. В 1930-м здание передали Академии наук СССР. С 1939 по 2011 год здесь располагался Центральный военно-морской музей. Для его размещения были произведены некоторые переделки по проекту архитектора Модеста Шепилевского (оборудована входная зона в цокольном этаже, который соединили с основными помещениями Биржи новой лестницей).

В начале 2000-х экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко предлагала передать здание Международной товарно-сырьевой бирже. В 2011-м уникальное строение передано в собственность города, а в апреле 2014-го — Государственному Эрмитажу.

Несколько позднее тут и начались ремонтно-реставрационные работы, которые с переменным успехом/неуспехом продолжаются до сих пор, и закончатся, судя по всему, ещё не скоро.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа

Поделиться ссылкой: