Перейти к содержимому
Главная страница Варшавский вокзал превращают в «чрево Петербурга»

Варшавский вокзал превращают в «чрево Петербурга»

К осени бывший Варшавский вокзал обещают превратить в крупнейший во всей Европе фуд-холл, то есть средоточие заведений общепита. Обитателям выросших окрест новых жилых комплексов, оказывается, негде «заморить червячка». Причина только в этом?

Сейчас старый вокзал выглядит примерно так

Проект осуществляет холдинговая компания «Адамант» совместно с московским ресторатором Алексеем Васильчуком. Фуд-холл площадью 34 тысячи квадратных метров будет именоваться Vokzal 1853 и вместит в себя почти сотню «концепций» общепита на 4000 посадочных мест, концертную площадку, крафтовые магазины и коворкинг. Автомобильная парковка возле комплекса рассчитана на 1000 мест. Объём вложений в очередную трансформацию Варшавского вокзала заявлен в сумме 1,5 миллиарда рублей.

Предполагается, что посетитель фуд-холла (или фуд-молла, как предпочитают называть этот формат некоторые СМИ) окажется «в эпицентре бурлящей творческой жизни — с едой из разных уголков мира, среди модной публики и в гуще громких событий».

Кстати

Заявлено, что дорогие рестораны будут соседствовать на Варшавском вокзале с киосками, кофейными станциями и небольшими магазинами деликатесов. Своё участие в проекте якобы уже подтвердили крупные «гастрономы» обеих столиц. Средний чек одного посетителя будущего комплекса оценивается в 900 рублей с учётом напитка.

На проектной картинке пространство нового фуд-холла смотрится стильно

На бывшем Варшавском вокзале также будет функционировать концертная площадка на 2,5 тысячи мест со сценой, оборудованной по последнему слову техники, где ежедневно с 18.53 будут проводиться различные развлекательные мероприятия. Естественно, не забыты фитнес-клуб и продовольственный супермаркет, которые тоже разместятся в обновлённом комплексе.

Оформление интерьеров «будет обыгрывать атмосферу вокзалов XIX века, а также тему индустриальной революции». Этому способствуют, конечно же, архитектура и частично сохранившиеся исторические элементы здания: например, чугунные колонны, огромные окна и стеклянная крыша и т.п. Планируется использовать в заведениях венские стулья, диваны «под старину», деревянные барные стойки, стилизованные под «убранство вагонов дворянских поездов».

В общем, атмосфера тут предполагается действительно вокзальная

В общем, на проектных картинках и в описании пресс-релизов грядущее преображение Варшавского вокзала выглядит грандиозным, стильным, фешенебельным, привлекательным для горожан и туристов etc. Хоть это и не заявлено, но напрашивается сравнение со знаменитым Павловским курзалом XIX века, куда на концерты съезжался «весь Петербург».

Напомним, что «курзал» (от немецкого Kursaal) — это помещение клубного типа на курортах, предназначенное для концертов, лекций, выставок и т.п. В России прижилось слово «воксал» (от английского Vauxhall, предместье Лондона, где устраивались летние балы, спектакли, фейерверки, а позднее был разбит первый в истории увеселительный сад, просуществовавший вплоть до 1859 года).

Кстати

Курзал в Павловске задумывался как рекламный проект первых российских железных дорог, призванный привлечь потенциальных пассажиров через предлагаемые увеселения к новому виду транспорта, которого многие просто боялись (ах, эти ужасные гудящие и дымящие паровозы). «Игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого», — утверждалось в пояснительной записке к проекту. То есть первоначально упор тоже делался «на жратву».

Знаменитый курзал в Павловске тоже изначально задумывался как “фуд-холл”

Изначально здание включало в себя довольно большой ресторан с оркестром на хорах и выступлениями на небольшой эстраде цыганского ансамбля, плюс гостиничные номера в полуциркульных корпусах. Но постепенно это строение¸ неоднократно расширявшееся, стало уникальным музыкальным центром для Петербурга.

Здесь выступали самые выдающиеся артисты того времени (10 сезонов подряд — с 1856 по 1865 год — тут давал концерты «король вальса» Иоганн Штраус), исполнялись произведения и русских композиторов (например, оркестрованный вариант вальса «Фантазия» Михаила Глинки). На этой сцене пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов, танцевали Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Тут были исполнены с участием Сергея Прокофьева первый и второй (премьера) его фортепианные концерты.

Интересно, «грозит» ли такая же судьба Варшавскому вокзалу? Нынешние преобразователи говорят о сохранении исторического наследия, «представлении его в современном ключе», желании создать новую достопримечательность, чтобы приезжающие в Санкт-Петербург ради Эрмитажа, Мариинского театра и Петергофа туристы «обязательно заглянули и в Vokzal 1853». Отмечается, что объект расположен «в 10 минутах от Невского проспекта и 30 минутах от аэропорта» (ну, с учётом транспортной ситуации, тут просматривается явная натяжка).

Варшавский вокзал на почтовой открытке начала ХХ века

Делается ставка и на обитателей сооружённых в последние годы вокруг да около Варшавского вокзала жилых кварталов класса А. Но вряд ли они смогут обеспечить огромному фуд-холлу необходимый для эффективной работы трафик в 8-10 тысяч человек в день. Крупных бизнес-центров поблизости нет, по соседству расположен гипермаркет «Лента», куда за продуктами питания приезжают жители и не самых близкорасположенных домов, но не факт, что средоточие общепита существенно привлечёт к себе этот поток. В целом, запуск такого проекта в нынешних экономических условиях эксперты оценивают как очень рискованный.

Кстати

Соинвестором и управляющим проекта на Варшавском вокзале значится Алексей Васильчук (совладелец ресторанного холдинга Restart Vasilchuk Brothers), который занимается развитием аналогичного фуд-холла «Депо» в Москве, расположенного на месте бывшего Миусского трамвайного парка. Комплекс открылся в 2019 году, здесь работает 75 ресторанов и 60 фермерских лавок, ежедневно его посещают около 25 тысяч человек при наличии в здешних заведениях общепита 1800 посадочных мест.

Здание Миусского трамвайного парка в Москве, в котором расположен фуд-холл “Депо”

Тогда же в 2019 году появилась информация о намерении создать фуд-холл в «Варшавском экспрессе», но не полностью заняв его площади, а примерно на 20 тысячах квадратных метров. В связи с этим проектом тоже фигурировало московское «Депо», вложения оценивались в 450 миллионов рублей. Но что-то «не срослось». Возможно, помешала пандемия коронавируса. Хотя возможны и другие причины.

Торгово-развлекательный комплекс в здании бывшего Варшавского вокзала, как считают эксперты рынка, изначально был проблемным для холдинга «Адамант» — потребовались значительные вложения в реконструкцию старого здания, а созданный здесь дисконт-центр с развлекательной зоной оказался малоэффективен с коммерческой точки зрения.

Вид на дебаркадер Варшавского вокзала со стороны путей (фото второй половины XIX века)

Кстати

Холдинг «Адамант» — крупнейший владелец торговой недвижимости в Петербурге, контролирующий примерно четверть рынка (более 1,2 миллиона квадратных метров площадей, 40 процентов торгово-развлекательных комплексов Северной столицы России). Как говорится на сайте компании, в её распоряжении находятся 22 торговых комплекса (в том числе «Невский атриум», «Континенты» на Стачек, Звёздной, Бухарестской и Байконурской, «Лиговъ», «Международный» и другие, часто со встроенными вестибюлями станций петербургского метрополитена). В некоторых из них уже реализован формат фуд-холла, но не в таком масштабе, который заявлен применительно к «Варшавскому экспрессу». Владельцами холдинга Forbes называет Михаила Баженова, Евгения Гуревича и Игоря Лейтиса.

Оценить бизнес-перспективы переформатирования Варшавского вокзала в фуд-холл очень сложно в нынешней экономической и политической ситуации. Во всяком случае, внешний туристический поток в Петербург только снижается, как и покупательская способность россиян. Поживём — увидим.

Чертежи фасадов и планы обоих этажей Варшавского вокзала

Немного истории. Первый Варшавский вокзал на набережной Обводного канала был построен в 1853 году по проекту архитектора Ксаверия Алоизиевича Скаржинского (1819-1875). Он стал третьим после Царскосельского (ныне Витебского) и Николаевского (ныне Московского) вокзалом в Санкт-Петербурге. Здание было очень скромным, в результате последующих перестроек от него, судя по всему, практически ничего не осталось.

Движение по первому участку этого железнодорожного направления протяжённостью в 44,6 километра до Гатчины открыто в ноябре 1853-го. В 1859-м дорога продлена до Пскова, в 1862-м — до Варшавы. Затем отдельная ветка в районе Вержболово была проложена к границе с Пруссией, соединив столицу Российской империи с Берлином и далее со столицами и крупными городами всех государств Европы.

В 1855-1860 годах построено новое здание Варшавского вокзала по проекту архитектора Петра Онуфриевича Сальмановича (1833 -1898), в сооружении объекта участвовали и французские инженеры.

Этот вокзал сильно отличался от всех бывших тогда и позднее в России.

Вид на здание Варшавского вокзала со стороны Обводного канала (фото начала ХХ века)

Во-первых, новый фасад, построенный по красной линии набережной Обводного канала, не имел парадного входа и скрывал вовсе не предназначенные для обслуживания пассажиров пространства. За ним располагался крытый парк на 60 вагонов, которые разводились по девяти путям вручную на пяти поворотных кругах. Тут формировались, обогревались, чистились и всячески готовились к комфортному для пассажиров путешествию поезда, подававшиеся на посадку к платформам, расположенным далее и тоже под дебаркадером.

Во-вторых, Варшавский стал единственным петербургским вокзалом, перед главным зданием которого не было привычной для таких сооружений площади. Входы для пассажиров и все предназначенные для них помещения, а также посадочные платформы располагались на внушительном расстоянии от набережной Обводного канала по бокам здания.

В конце XIX века вагонный парк из здания вокзала был удалён, но основные маршруты следования и обслуживания пассажиров в здании почти не изменились.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов и бомбёжек. Восстановление с частичной реконструкцией произведено в 1949 году. Тогда же центральное витражное окно вокзала со стороны Обводного канала превратилось в глухую нишу, в которой установили памятник Владимиру Ульянову (Ленину) работы скульптора Николая Томского (одновременно перед расположенным неподалёку Балтийским вокзалом установили статую Иосифа Сталина).

В 70-е годы ХХ века прорабатывался проект сноса здания Варшавского вокзала с целью соединения в одну магистраль Измайловского и Новоизмайловского проспектов, но до осуществления этой идеи дело не дошло.

С 15 октября 2001 года движение поездов с Варшавского вокзала не осуществляется. Высказывалось несколько идей использования здания, вплоть до превращения его в музейный комплекс по образцу парижского д’Орсе. Но в конце концов итальянца Джованни Бартоли здание было преобразовано в торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс». Основные архитектурные объёмы остались прежними, в интерьерах сохранилось несколько литых чугунных колонн, кое-где представлены неоштукатуренными фрагменты исторической кирпичной кладки…

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2