В Петербурге с опасениями ждут перехода ко второму этапу транспортной реформы

transport5

Петербург постепенно подобрался ко второму этапу транспортной реформы, старт которого запланирован на июнь. Ожидается, что преодолев все три этапа, город начнёт функционировать в рамках качественно нового стандарта транспортного обслуживания — без коммерческих маршруток и прочих архаизмов. Не всё пока получается гладко, но ставить процесс на паузу городские власти не собираются. Хотя и экономическая ситуация сейчас не самая благополучная, и куратор транспортного блока в правительстве Петербург покидает.

По задумке, вместо разномастных коммерческих маршруток по городу должны начать курсировать комфортные автобусы — по расписанию и удобным маршрутам

Как ранее писала «Родина на Неве», идея транспортной реформы, которую петербургские власти вынашивали не один год, состоит в том, чтобы отдать преимущество общественному транспорту перед коммерческими перевозками и соответствующим образом переориентировать улично-дорожную сеть. Частные маршрутки должны кануть в лету. Повсеместно начнут действовать единые правила и стандарты, а подвижной состав обновится и будет ходить строго по расписанию. Оборотная сторона мероприятия — перекраивается и упраздняется немало привычных маршрутов.

Первый этап стартовал в апреле. За это время на улицы на ряд маршрутов поставили новые автобусы — вместительные и низкопольные, что удобно. Но вот периодичность движения у пассажиров вызвала нарекания: ждать на остановках приходится дольше. Выгадать время и прийти на остановку, отследив, например, автобус в приложении, не вариант: навигационные приложения не всегда корректно отражают транспорт на маршруте. Были претензии и к «стадному» характеру передвижения транспорта.

«Вначале идёт такой «паровозик» из двух автобусов, а потом перерыв 20-30 минут, когда население микрорайона в 20 тысяч человек не может доехать до метро!» — жаловались жители Московского района. «Донесите до своих коллег от Комтранса, что автобус утром переполнен. Что нужно больше машин, приём! Что маленький автобус на маршруте недопустим, приём!» — вторили пассажиры на другом маршруте. «На многих маршрутах автобусов стало меньше, и ждёшь их намного дольше! И тут уже их удобство заметить сложно, лишь бы втиснуться», — продолжали сыпаться упрёки.

В комитете по транспорту претензии парировали: «Плановые интервалы движения транспорта рассчитываются индивидуально по каждому маршруту в зависимости от пассажиропотока. Фактические интервалы движения могут отличаться от плановых из-за дорожной ситуации (ДТП, дорожные заторы)».

Большинство же претензий оказались ожидаемо связаны с ощутимой корректировкой привычных маршрутов: «Раньше 30 минут на маршрутке, теперь час 50 минут на двух автобусах — охрененная реформа». Также людям оказалось жаль расставаться с остановками по требованию. Помимо этого были выявлены сложности с оплатой на «пересадочном» тарифе по QR-коду, но транспортники пояснили, что пока система дорабатывается, и будет окончательно отлажена на третьем этапе реформы.

Придирками можно было бы назвать плохо читаемые номера на новых автобусах, но для людей с ослабленным зрением — а в Петербурге их немало — это проблема. Люди сообщали, что невозможно при ярком солнце разглядеть номер автобуса и название маршрута на панели автобуса, пока тот вплотную не подойдёт к остановке. Потерялись куда-то и таблички с основными точками маршрута на борту. Комтранс сигнал принял и шрифт на маршруте с претензиями поменяли — мелким он был, оказывается, потому что автобусы выпустили на заводских настройках табло, а там по умолчанию стоит мелкий шрифт.

Но мелкий шрифт — это полбеды, где-то на остановках нет табличек с описанием новых маршрутов вовсе. 13 мая в группе Комтранса был опубликован ответ на претензию с обещанием решить проблему «в ближайшие пару месяцев». Может быть, при таких условиях стоило бы повременить со следующим этапом реформы и доработать ощутимые шероховатости? Похоже, что нет. Второй этап стартует по графику — первого июня — со шлейфом в 3,3 тысячи претензий от жителей.

«II этап начнется в июне 2022 года. По новым маршрутам и маршрутам с изменением трассы поедут 693 новых автобуса. Подготовка необходимой для данного этапа инфраструктуры будет завершена к лету», — коротко сообщается на сайте организатора перевозок.

С первым днём лета ещё больше поредеет список коммерческих маршруток — будут упразднены порядка 30 маршрутов. Их место займут новые автобусы на газомоторном топливе. Третий этап должен будет завершить этот процесс. Правда, возник неприятный момент: из-за связанной с санкциями экономической ситуации под вопросом оказалось финансирование. Может не хватить денег на обещанные новые автобусы.

«Средства Минпромторга на эти цели в текущем году в большей своей части заблокировал Минфин для поиска дополнительных источников бюджета. И, таким образом, второй и третий этап транспортной реформы находятся в зоне риска, поскольку та финансовая модель, что перевозчики разыграли в прошлом году, не предполагает отсутствие этих довольно существенных субсидий», — озвучил проблему на одном из рабочих заседаний вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов.

Это, к слову, было в конце апреля, а на днях появилось сообщение, что Максим Соколов покидает и свой пост, и Петербург, и уезжает в столицу заниматься проблемами «Авто ВАЗа».

Как будут развиваться события, как обычно покажет время, пока же эксперты дают свои рекомендации, как можно было бы смягчить переход на новую модель транспортного обслуживания. И в первую очередь призывают власти активнее взаимодействовать с жителями, вести диалог интенсивнее и реагировать действиями на претензии.

Также звучат предложения отладить систему с выделенными полосами для движения, и возможно, внедрять «метробусы» — физически выделенные на дорогах линии, где с большой скоростью и абсолютно без помех мог бы ходить наземный транспорт. Но главное — а этот этап, возможно, был пропущен или выполнен формально — стоило предварительно провести полноценное исследование городской маршрутной сети и нагрузки на её сегменты, изучить потребности жителей и возможности города.

Трудно спорить, что транспортная реформа для Петербурга назрела, нужны и новый подвижной состав, и единые правила, и повышение уровня комфорта и безопасности. Но о каком комфорте можно говорить, если время ожидания на остановках растёт, самих остановок не достаточно, на проезд по «пересадочному» маршруту не хватает временного лимита и так далее. В итоге пока огромное количество петербуржцев с энтузиазмом «лайкают» комментарий одного из пассажиров — «не реформа, а сплошной бардак».

Ранее по теме:

ПЕТЕРБУРГУ ОБЕЩАЮТ БЕЗБОЛЕЗНЕННУЮ ТРАНСПОРТНУЮ РЕФОРМУ

Вам будет интересно