Перейти к содержимому
Главная страница Петербургу обещают безболезненную транспортную реформу

Петербургу обещают безболезненную транспортную реформу

Чуть больше месяца остаётся до запуска в Петербурге так называемой транспортной реформы, старт которой продолжительное время откладывали из-за ковида. Предполагается, что после преобразований общественный транспорт в городе станет настолько удобным и комфортным, что утрату вытесненных с улиц маршруток никто и не заметит. В свете стартовавшей в январе этого года мусорной реформы, когда после новогодних праздников дворы утонули в отходах, отношение к очередным переменам среди жителей настороженное.

Современный трамвай “Чижик” завоевал одобрение петербуржцев

Идея транспортной реформы, которую петербургские власти вынашивают уже не один год, состоит в том, чтобы отдать преимущество общественному транспорту перед коммерческими перевозками и соответствующим образом переориентировать улично-дорожную сеть. Коммерческие перевозки канут в лету. В принципе исчезнет разделение на «социальный» и «коммерческий» транспорт, и на всех маршрутах будут действовать все виды льгот. Помимо этого будут установлены единые правила и стандарты. Привыкнуть придётся к обновлённым (оптимизированным) маршрутам и утрате некоторых направлений.

По поводу того, разумно ли отказываться от стабилизировавшейся системы с маршрутками, которые быстро едут по довольно замысловатым и длинным маршрутам, пусть и пренебрегая иногда правила безопасности, сломано немало копий. Но всё-таки город решил пойти по пути цивилизованного развития транспортного сообщения, который предусматривает единую, подконтрольную сеть городского транспорта. В европейских странах она работает эффективно: автобусы, трамваи и прочий транспорт ездят по расписанию, остановок достаточно и перемещение из пункта «а» в пункт «б» не доставляет проблем.

Памятуя о том, что масштаб необходимых действий в Петербурге огромный, власти города анонсировали поэтапный переход на новую модель транспортного обслуживания. Таких этапов будет три. Первый этап стартует уже в апреле этого года. Он, если верить информации чиновников, несёт только позитивные изменения в виде запуска дополнительных автобусов. Сведения об обновлениях были озвучены на рабочем совещании по готовности к переходу на новую модель транспортного обслуживания пассажиров в Петербурге.

«Транспортная реформа — это назревшие изменения. Мы переходим на экологичные виды топлива. Создаем безопасные, комфортные и удобные условия для поездок. Коммерческий транспорт будет заменён на социальный, доступный всем льготным категориям пассажиров. К открытию готовятся 92 новых автобусных маршрута. Городской автопарк пополнят 2800 современных и комфортабельных автобусов, работающих на природном газе», — высказался губернатор Александр Беглов.

На первом этапе городу потребуется 864 автобуса, сообщили в Смольном. Это маршруты с полным сохранением трассы следования. Второй этап начнется в июне 2022 года. На новые маршруты или маршруты с изменением трассы, для ввода которых полностью готова инфраструктура, выйдут 693 автобуса. На третьем этапе на новые маршруты или маршруты с изменением трассы, инфраструктура для которых будет готова к июлю 2022 года, выйдут 1244 автобуса.

«В целом полностью изменят маршрут следования только 26 из 544 городских маршрутов, что составляет менее 10 процентов, — обещают чиновники. — Реформа позволит создать в городе единую транспортную систему с высоким уровнем качества услуг». Известно, что на всех муниципальных и смежных межрегиональных маршрутах намерены установить единую тарифную и льготную политику. В рамках транспортной реформы будет оборудовано 200 новых остановок общественного транспорта.

Какие ещё обновления ждут пассажиров наземного транспорта? Обещают обновить парк трамваев и троллейбусов (до 2024 года запланирована поставка 339 трамваев и 389 троллейбусов), отремонтировать провода и рельсы. Сообщается о планах по созданию 15 скоростных магистральных трамвайных маршрутов. Ходить они будут быстро, время ожидания на остановках сократится. И, наконец, в Петербурге ждут почти тысячу новых вагонов метро, закупать которые будут за счёт средств Фонда национального благосостояния.

«Такое масштабное обновление подвижного состава происходит впервые за последние тридцать лет», — заявил губернатор.

Возможно, скоро о маршрутках придётся только вспоминать

В Заксобрании по поводу грядущих транспортных перемен неоднократно созывали специальную рабочую группу. На одной из последних встреч представители СПб ГКУ «Организатор перевозок» и транспортного блока Смольного уверили, что коллапса первого апреля в связи с запуском реформы ждать не следует — на начальном этапе транспортная реформа затронет только 20 процентов перевозок. Что касается грядущих перемен в трассировке маршрутов, то о них будут сообщать в наземном транспорте, на остановках, через колл-центр и современными средствами — все маршруты внесут в сервис «Яндекс.Карты», чат-бот в «Телеграм» проинформирует обо всех изменениях.

Реформа также подразумевает уход от наличной оплаты. Платить за поездку в перспективе предполагается банковской картой или «Подорожником», а за наличку билет можно будет купить в кассах метрополитена, киосках «Организатора перевозок» и, возможно, других точках.

Ранее «Родина на Неве» рассказывала, что город и область идут по пути совместного решения транспортных проблем и готовятся к так называемой транспортной интеграции. Транспортное сообщение между Петербургом и Ленинградской областью – вопрос проблемный: де-факто город давно перерос свои границы и внедрился в область, де-юре – один регион другому не обязан был строить, например, метро. Но сдвиги в позитивном направлении уже есть. как о решённом вопросе говорят власти о строительстве метро, например, в Кудрово.

Другое дело, что процесс идёт небыстро, и для его активизации понадобился пинок извне, точнее сверху. И это притом, что идеи интеграции и кооперации регионов в вопросах транспорта, выравнивания социальных условий, единого рынка труда существуют не один десяток лет. На этот факт в общении с изданием обращал внимание директор ресурсного центра по стратегическому планированию при МЦСЭИ «Леонтьевский центр» Борис Жихаревич:

«Почему это идет медленно? Часто это зависело от личности руководителя, если они конфликтовали по каким-то аспектам, то интегрироваться было сложнее, если поступала сверху команда дружить — начинали дружить. Сейчас ведь тоже транспортная тема начиналась с того, что именно под федеральным патронажем была создана единая комиссия по формированию транспортной политики двух субъектов федерации. Как бы то ни было, дело это хорошее и полезное, надо просто уметь договариваться по тем вопросам, которые важны для населения и для экономики».

Возвращаясь к транспортной реформе в Петербурге: хочется, чтобы горожане первого апреля не столкнулись с тем, что выйдя на остановку просто не найдут привычного автобуса, или что позднее не придётся мучительно стыковать несколько маршрутов, которые раньше обслуживала одна маршрутка, которая успешно везла через весь город. Хочется избежать длительного ожидания большого, пусть и очень комфортного автобуса, вспоминая, как оперативно сновали маршрутки, собирая и высаживая пассажиров, где им удобно. И, конечно, хочется верить, что перед запуском реформы была продумана долгосрочная стратегия, чтобы правила игры не приходилось менять по сто раз по ходу дела, выводя пользователей общественным транспортом из равновесия. И, наконец, есть смысл не совершать градостроительные ошибки, современной застройкой уничтожая шансы на нормальную транспортную доступность новых районов.

Поделиться ссылкой: