«Трубадур» – одна из самых популярных опер в мире

trovatore_col

Как гласит народная мудрость, понедельник – день тяжёлый. Но вечер предстоящего понедельника в Санкт-Петербурге можно провести, наслаждаясь великолепной оперной музыкой, если прийти в Мариинский театр – на новой сцене театра пройдёт опера великого Джузеппе Верди «Трубадур».     

Опера «Трубадур» Джузеппе Верди на либретто Сальваторе Каммарано, написанное по одноименной драме Антонио Гарсиа Гутьерреса, которая описывает некоторые реально произошедшие события / На фото: сцена из постановки оперы в Мариинском театре

«Со времени своей первой постановки в Риме в необычно тёмную и грозовую ночь полтора столетия назад “Трубадур” остаётся одной из самых популярных опер в мире. Причиной этой популярности, по крайней мере отчасти, может быть то, что в ней так много мелодий, которые все знают с детства», – отмечает американский историк оперы Генри У. Саймон

Сюжет «Трубадура» заимствован из одноименной пьесы испанского драматурга Антонио Гутьерреса (1812—1884), с успехом поставленной в Мадриде в 1836 году. Пьеса Гутьерреса — типичное порождение романтической школы с её пристрастием к обрисовке вопиющих жизненных контрастов, необычных происшествий, исключительных человеческих судеб. Либретто по нему написал Сальваторе Каммарано.

«Трубадур» создавался после поражения итальянской революции, в пору личных несчастий, постигших композитора (смерть матери, а затем долголетнего друга и либреттиста Каммарано), – отсюда мрачный характер произведения. Время действия: XV век. Место действия: Бискайя и Арагон (Испания). Первое исполнение: Рим, театр «Аполло», 19 января 1853 года.

«“Трубадур” – драма острых контрастов, бурных столкновений, сильных, романтически приподнятых чувств. Воссоздавая трагические судьбы героев оперы, воплощая их переживания, композитор большое внимание уделил показу жизненного фона разворачивающихся событий. Колоритные образы цыган, монахов, солдат и приближённых графа, очерченные в рельефных, запоминающихся хорах, придают опере разнообразие, оживляют действие. Музыка “Трубадура” богата красивыми, свободно льющимися мелодиями, близкими народным напевам. Не случайно многие из них стали в Италии широко известными и любимыми народом революционными песнями», – отмечал ленинградский музыковед Михаил Друскин.

«В центре оперы – не столько противопоставление образов Манрико и ди Луны, сколько по-шекспировски трагический, мощный и патетический образ цыганки Азучены. Дочь обездоленного племени, преследуемая ненавистью, она отвечает насильникам тем же. Но в её сердце живёт неугасимая любовь к приёмному сыну Манрико. Любовь к нему приводит её к гибели, – толкует советский музыковед Абрам Гозенпуд. – Блистательно воплощены в музыке фигуры главных героев: пылкого, благородного, свободолюбивого Манрико; надменного, жестокого графа ди Луны; мечтательной, благородной, самоотверженной Леоноры. Ярко выписан фон, не являющийся нейтральным по отношению к героям. Здесь господствует тот же принцип контраста: цыганский лагерь и замок, сад и темница (последняя картина), в которой похоронный колокол и заупокойный хорал (за сценой) создают атмосферу действия. Партитура — образец гениального мастерства, вдохновения и таланта».

Критики отмечают запутанность либретто. «Либретто настолько запутано, что даже при его внимательном чтении остаётся неясным, кто из детей был украден, кто сожжён и, следовательно, кто является подлинным представителем рода графа Луна. Каким образом Манрико, воспитанный цыганами, чтобы завоевать любовь Леоноры, становится трубадуром? Почему среди цыган он окружён таким почётом? Каким образом он получает от испанского короля высокий чин и по его приказу защищает замок Кастеллор, к тому же совместно с цыганами?» – сообщает Друскин. Но, наверное, прав его коллега Гозенпуд: «недостатки либретто перекрываются выдающимися достоинствами музыки».

В Мариинском театре «Трубадур» идёт в прекрасной постановке итальянского режиссёра Пьера Луиджи Пицци.

Начало спектакля в 19 часов

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно