Такая хитрая эрмитажная механика…

Mehanika11

В Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне открыта выставка «Часы и музыкальные механизмы» из собрания главного музея России. Но представлено здесь лишь около полусотни экспонатов. Почему так мало?

Время действительно любит прятаться и замедляться в тёмных коридорах?

Причин этой «малочисленности» новой экспозиции несколько:

Во-первых, различные часы и механизмы обильно представлены в основных экспозициях музея — в Зимнем и Меншиковском дворцах, в Малом, Старом и Новом Эрмитажах, а также в здании Главного штаба.

Во-вторых, в Эрмитаже уже почти 30 лет существует специальная лаборатория, занимающаяся научной реставрацией старинных часов и музыкальных механизмов. Её сотрудниками приведено в рабочее состояние более 500 таких экспонатов, некоторые из них представлены на этой выставке. То есть перед нами — типа отчёт о проделанной специалистами работе.

В-третьих, демонстрируются предметы, которые в данный момент не задействованы в других экспозициях, то есть они могут быть отправлены на реставрацию, перемещены на какую-то выставку и быть заменены «близкими по времени и по стилю».

Кроме часов, на выставке можно увидеть различные музыкальные шкатулки и их механизмы

На выставке можно увидеть механизмы, произведённые в XVI-XIX веках, из коллекций трёх отделов Эрмитажа. Уникальные предметы, далеко не все из которых сохранились в хорошем состоянии, потребовалась атрибуция, уточнение датировки и автораства изготовления, а также и кропотливая реставрация.

«В первую очередь, это приборы времени в самом широком смысле этого слова — солнечные и механические часы, среди которых есть и весьма сложные астрономические. Памятники, показанные на выставке, характеризуют различные этапы развития часового и механического искусства в России и странах Европы, эволюцию представлений о предназначении часов и их художественном оформлении. Механика — одна из древнейших наук, а механизмы — часть технической культуры человечества, которая, наряду с наукой и художественной культурой, входит в общее понятие мировой культуры. Поэтому Эрмитаж как энциклопедический музей уделяет должное внимание этой области», — говорится в информационном сообщении музея.

Среди экспонатов выставки эрмитажные специалисты особо отмечают следующие:

Настольные часы, исполненные нюрнбергским мастером Гансом Грюбером, изготовлены в XVI веке в виде архитектурного сооружения. Не только их корпус богато декорирован гравировкой, но и пластины механизма, на одной из которых выполнена сцена жертвоприношение Авраама. Помимо собственно механического хронометра, здесь имеются и солнечные часы (расположены с внутренней стороны одной из боковых створок).

Каминные (настольные) часы работы французского мастера Луи Пуаре, выполненные, судя по сохранившимся на корпусе надписям, для неизвестного итальянского заказчика. На циферблате этого прибора демонстрируется время, дни недели, месяцы, времена года, соответствующие им знаки зодиака, фазы Луны и её календарь, а также время восхода и захода Солнца.

Луи Пуаре изготовил часы, предоставляющие максимум информации о времени и пространстве

Напольные часы, выполненные голландцем Адрианом ван Тюренбоутом в первой половине XVIII века. В деревянном корпусе, декорированном в технике маркетри (мозаика из шпона разных пород дерева), расположен сложный механизм с циферблатом, который тоже «оборудован», помимо стрелок, обычным и лунным календарём. Тут же помещена живописная сцена «Персей и Андромеда», детали которой (кораблики и волны) двигаются по мере хода часов.

Сферические солнечные часы работы Исаака Брукнера и Петра Осиповича Голынина (мастера инструментальной палаты петербургской Академии наук). Они были преподнесены в дар императрице Анне Иоанновне в 1735 году. Именно такой прибор вплоть до изобретения современных сверхточных хронометров служил для проверки хода механических часов, «хранящих» время, а не измеряющих его.

По этим солнечным часам проверяли точность хода механических

Бронзовые часы «Медный всадник», выполненные в 1830-е годы российским мастером Иваном Дипнером. Эта бронзовая композиция — вольное повторение в миниатюре знаменитого памятника Петру I работы Этьена Фальконе, установленного при Екатерине II на Сенатской площади в Петербурге. Пропорции монумента скорректированы под «настольный» масштаб. Часы были преподнесены мастером императору Николаю I в 1836 году. На акварельном рисунке работы Никанора Чернецова, изображающем интерьер учебной комнаты цесаревича Александра Николаевича (будущего Александра II) в Зимнем дворце, запечатлено и это изделие.

Мастер намеренно изменил пропорции знаменитого памятника Петру Великому
Часы в виде Медного всадника видны (слева на столе под стеклянным колпаком) на этой акварели Чернецова, изображающей учебную комнату цесаревича Александра в Зимнем дворце

«Часы — это вообще удивительные экспонаты в музее, потому что они живые, они ходят. Мы уже привыкли, что сейчас достаём из кармана телефон и смотрим, который час, какая сейчас погода, можем даже воспользоваться встроенным компасом, а раньше мастера придумывали самые разные возможности, которые добавляли в часы: календарь, мелодии, фазы луны. Обо всем этом разнообразии можно говорить, рассматривая наши экспонаты», — заявила на церемонии открытия выставки заместитель генерального директора Эрмитажа Светлана Адаксина.

Для справки

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня» — комплекс зданий общей площадью 35 тысяч квадратных метров, который включает в себя фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Первая очередь фондохранилища была построена к 300-летию Петербурга в 2003 году. В основном корпусе разместились запасники отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры, Востока, археологии Восточной Европы и Сибири, а также лаборатория научной реставрации станковой живописи. После ввода в строй второй очереди комплекс дополнился реставрационно-хранительским, лекционно-выставочным, техническим корпусами. Особое оборудование позволяет легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок. Протяжённость экскурсионного маршрута в основном фондовом корпусе — около километра.

Напомним, что в середине лета нынешнего года Эрмитаж в своём центре «Старая Деревня» открыл доступ публики в хранилище различных предметов, найденных при ремонтных работах в зданиях главного музея России или же демонтированных «потому что мешали». Эта оригинальная коллекция сложилась примерно за полвека трудами сотрудников эрмитажного отдела истории и реставрации памятников архитектуры.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Государственного Эрмитажа

Вам будет интересно